В ожидании поправок в закон об инновационной деятельности вузов

28.09.10

В ожидании поправок в закон об инновационной деятельности вузов

23—25 сентября в Учебном центре подготовки руководителей (г. Санкт-Петербург) состоялся семинар «Задачи вузов по реализации государственной научно-технической политики и инноваций, развитию приоритетных направлений науки и технологий»

Мероприятие было организовано Министерством образования и науки РФ и собрало свыше 80 участников из всех регионов страны.

В качестве экспертов в семинаре выступили работники двух вновь образованных управлений Минобрнауки.

В ходе семинара были подведены некоторые итоги первого года выполнения Федерального закона №217-ФЗ от 02.08.2009 г. об инновационной деятельности вузов. Отмечено, что, несмотря на создание уже нескольких сот малых инновационных предприятий, считать закон работающим еще очень рано. Большинство МИПов пока только зарегистрированы-де-юре.

Выступившие в ходе дискуссии представители вузов реально озабочены комплексом ограничений, сопровождающих процесс создания и функционирования МИПов.

В частности, были отмечены следующие проблемы:

  • нормативно-правовые противоречия между положениями Федерального закона № 217-Ф3 и другими федеральными законами РФ
  • отсутствие четких методических рекомендаций по применению Федерального закона № 217-Ф3 на всех этапах создания предприятий;
  • несовершенство законодательства в части определения результатов интеллектуальной деятельности (РИД) для гуманитарных вузов и создания на их базе хозяйствующих субъектов;
  • проблемы с оформлением правообладания на результаты интеллектуальной деятельности (сложность оценки и регистрации ноу-хау вуза в области создания научно-методических материалов, т. е. в области гуманитарной образовательной деятельности);
  • отсутствие порядка выплаты авторских вознаграждений при внесении в уставный капитал малого предприятия изобретений, выполненных в рамках государственных контрактов;
  • отсутствие законодательной базы по применению в МИПах упрощенной формы налогообложения;
  • вопрос передачи имущества. 217-ФЗ разрешает вузам вносить в уставный капитал МИПов помимо прав на использование интеллектуальной собственности, еще и денежные средства, и иное имущество. В то же время действующее законодательство запрещает бюджетным учреждениям направлять деньги, даже полученные от предпринимательской деятельности, на создание предприятий;
  • вопрос аренды помещения. Никаких преференций у малого предприятия при вузе на аренду производственных площадей этого вуза нет, вопрос решается на аукционах. Выигрывает предложивший наибольшую цену. Аналогичная ситуация — с арендой оборудования. Таким образом, создавая малое предприятие, вуз не может просто передать ему для работы помещение или лабораторию;
  • вопрос с внесением в уставный капитал результатов интеллектуальной деятельности. Например, у гуманитариев большая часть таких результатов не стоит на балансе. Поэтому в уставный капитал предприятий им вносить нечего;
  • проблемы учета прибыли на отдельном балансе (отсутствие такого вида источника финансирования, как «доход от малых предприятий»);
  • трудоемкость процесса получения разрешительных документов на деятельность, которой должно заниматься малое предприятие;
  • проблемы участия МИПов в конкурсах и аукционах (невозможность конкурировать с демпингующими фирмами, не обладающими целевой интеллектуальной собственностью);
  • и другие.

В ходе дискуссии многие участники приводили слова премьера В.В. Путина, высказанные на тему инновационных предприятий 1 сентября в Красноярске: «Нужно внести изменения в закон, и мы это сделаем».

Выступающие констатировали отсутствие консолидированной позиции различных министерств, которые так или иначе задействованы в процессе. Как представители вузов, в большинстве своем подведомственных Минобрнауки, участники семинара надеются в первую очередь на помощь своего министерства.

К сожалению, известные процессы реорганизации, проходившие в течение года в Минобрнауки, не способствовали последовательному развитию нормативной базы по созданию МИПов. Об этом говорили эксперты из министерства. Однако в настоящее время новая структура Минобрнауки практически полностью сформирована. Также экспертами отмечено, что в 2010 году проведено три крупнейших конкурса, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности вузов: развитие инновационной инфраструктуры, проведение НИР под руководством ведущих ученых и выполнение совместных проектов с бизнес-структурами. Эксперты считают, что значительный объем целевых финансовых вливаний в бюджеты вузов, наряду с совершенствованием 217-го ФЗ, в ближайшее время приведет к системному инновационному эффекту.

Андрей ШАХОВ,
начальник
Управления инновационного развития,
участник семинара


Распечатать страницу