Экономическая дипломатия на защите интересов российского бизнеса

03.05.11

Экономическая дипломатия на защите интересов российского бизнеса

В последние годы российские компании все сильнее стремятся к выходу на международный рынок. Однако помимо мощных экономических предпосылок нашему бизнесу за рубежом требуется и серьезное дипломатическое сопровождение. О проблемах российской экономической дипломатии и об инновационном учебно-методическом курсе «Дипломатическое сопровождение национального бизнеса» мы побеседовали с Чрезвычайным и Полномочным Послом, автором нового курса, профессором кафедры дипломатии Евгением Михайловичем Астаховым.

— Когда и в связи с чем появился термин «экономическая дипломатия»? Каковы сегодня основные задачи отечественной экономической дипломатии?

— Термин «экономическая дипломатия» стал активно употребляться в ХХ веке, хотя по сути дела экономическая дипломатия существовала всегда. Внешняя политика издавна была продолжением внутренней и всегда была направлена на защиту экономических интересов стран. В Британской империи в колониальную эпоху купцы опережали дипломатов. Это же можно сказать и о многих других странах.

Задачи нашей экономической дипломатии состоят именно в защите экономических интересов России, продвижении наших товаров на внешнем рынке, реализации выгодных для нас инвестиционных проектов за рубежом и привлечении иностранных инвестиций в российскую экономику, обеспечении льготных или, по крайней мере, равноправных условий торговли на рынках других стран.

— Как Вы оцениваете внешнеэкономическую деятельность России сегодня?

— В целом внешнеэкономическая деятельность России направлена на выполнение тех задач, о которых я уже сказал. Сильные стороны нашей политики я вижу, прежде всего, в защите интересов крупных проектов геополитического измерения, подобных проекту «Северный поток». Для реализации этих проектов требовалась многогранная серьезная работа, причем на самом высоком уровне. Было необходимо пройти множество согласований, добиться согласия разных стран на прокладку маршрутов по их территориям, обеспечить участие государств в этих проектах, ранее связанных другими договорными отношениями.

— Какие направления российского бизнеса больше других нуждаются в дипломатическом сопровождении?

— На сегодняшний день основное внимание оказывается крупному бизнесу, а вот малому и среднему бизнесу государственной поддержки явно не хватает. Связано это в первую очередь с тем, что у нас фактически нет единой системы поддержки малого и среднего бизнеса в операциях за рубежом.

Если мы посмотрим на опыт других — США, Великобритании, Франции, Германии, Испании, а также азиатских и латиноамериканских стран, то увидим, как серьезно там поставлена эта работа именно в системном плане. Это касается обеспечения соответствующих политических условий для решения вопросов кредитования, финансирования, страхования, а также аспектов, связанных с таможенным режимом, налоговым законодательством. Эта работа огромна, и ее надо ставить на поток, не полагаясь на добрую волю и «интересы» представителей исполнительной власти и соответствующих госструктур. В тоже время нельзя отдавать всю внешнеэкономическую деятельность самому бизнесу. Практика нашей рыночной экономики показывает, что необходимо партнерство государства и бизнеса для защиты наших геополитических интересов и экономической безопасности России. Пока же во многих случаях российский бизнес в своих операциях за рубежом поддерживает не столько нашу, сколько чужую экономику.

Сейчас идет реформирование российской экономики, при этом акцент делается на инновационные сферы. Думаю, что при этом нельзя упускать из виду вышеупомянутые проблемы.

— Кто и каким образом занимается координацией внешнеэкономической деятельности нашей страны?

— Центральным органом исполнительной власти в области отношений России с иностранными государствами является Министерство иностранных дел. Именно МИД России осуществляет координирующую роль в проведении единой внешнеполитической линии страны. Применительно к внешнеэкономической деятельности это означает, что все государственные ведомства, организации и предприятия обязаны согласовывать с МИД России все свои договоры, соглашения, сделки, программы и т.д.

Постоянно растущий объем работы требует нацеленного «разделения труда». Все ведомства и организации в рамках своих компетенций ведут оперативную и аналитическую работу по курируемым ими направлениям. Вместе с тем, выработка позиций страны по всем стратегическим вопросам внешнеэкономической сферы, затрагивающим геополитические интересы страны и ее экономическую безопасность, поручена Министерству иностранных дел.

Такой же порядок установлен и для зарубежных представительств, ведомств и организаций. Посольство обеспечивает проведение единой политической и внешнеэкономической линии России в отношениях с государством пребывания. Никто, кроме посла или уполномоченных им лиц, не имеет права делать любые заявления от имени Российской Федерации или осуществлять действия, которые могут нанести ущерб интересам нашей страны. Любые действия, выходящие за рамки оперативной работы, должны согласовываться с посольством. Однако посольству следует осуществлять координацию, не ограничивая самостоятельность других представительств «мелочной» опекой.

— У Вас, наверное, есть и личный опыт в решении подобных вопросов?

— Работая за рубежом в качестве посла в разных странах, я принимал непосредственное участие в создании деловых советов, в которые приглашались предприниматели разного уровня страны пребывания, а также директоры крупных заводов и предприятий с российской стороны. Эта работа трудоемка, но очень полезна для налаживания двусторонних экономических связей.

Большую роль играют межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Эти комиссии проводятся не только с участием высших государственных руководителей, а также глав министерств и ведомств, но и представителей бизнеса, которые могут использовать эти возможности для продвижения своих интересов.

Для достижения практических результатов на этих направлениях необходима предметная работа, фактически в ежедневном режиме, с деловыми кругами страны пребывания. Здесь важно все: знание реалий страны, личностных характеристик людей, навыки переговорного процесса, протокольные нюансы и т. д.

— Каким образом в своей практической деятельности студенты смогут применять знания, полученные в ходе изучения Вашего курса «Дипломатическое сопровождение национального бизнеса»?

— Как я уже говорил выше, для меня дипломатическое сопровождение бизнеса началось с практической работы в качестве посла в ряде стран (в частности, с создания предпринимательских советов). А в ходе преподавательской деятельности работы в МГИМО мне показалось, что было бы полезно создать учебно-методический комплекс, чтобы передать студентам некоторые практические навыки. Новый УМК содержит соответствующую информацию, личные наблюдения, рекомендации, основанные на многолетнем опыте работы на дипломатической службе, в сфере академической науки, взаимодействия с частным бизнесом. Важно, что в УМК есть и практические наработки в форме, например, деловых игр. Это помогает студентам почувствовать себя в реальной атмосфере переговоров в рамках межправительственных комиссий, презентаций, круглых столов, конференций и т.д. Есть и советы, как вести дела с зарубежным и российским бизнесом.

Свою задачу как преподавателя я вижу в том, чтобы наши студенты, выходя из института, могли сразу же заниматься практической работой в структурах МИД России, других ведомств, а также предпринимательских организаций.

При подготовке этого УМК я познакомился с иностранными разработками в этой области и могу сказать, что исследований по теме дипломатического сопровождения бизнеса практически нет. Есть материалы по экономической дипломатии, но не по этой специальной проблематике.

Упомянутый УМК — только начало исследований в этой области. УМК уже был опробован на разных факультетах МГИМО: в бакалавриате, магистратуре и в деятельности экономического клуба «OECONOMICUS», где недавно была проведена деловая игра «Президентская комиссия США-Россия», на которой присутствовали представители МИД России. В этой связи, возможно, представит интерес мнение об упомянутом УМК студента III курса факультета МЭО, координатора модуля экономической дипломатии экономического клуба OECONOMICUS Р.О. Райнхардта.

Полагаю, что этот курс будет полезен и для представителей тех компаний, кто собирается выходить на международный рынок. В МГИМО уже есть опыт организации спецкурсов для российских компаний. Но тематику этих спецкурсов можно расширить для передачи опыта по вопросам установления и налаживания контактов, культуры переговоров с учетом традиций, этикета и менталитета представителей других стран.

Организация подобных учебных программ на базе Университета была бы полезна всем: представителям российского бизнеса, многих ведомств и организаций, в том числе региональных. При этом я исхожу и из своего личного опыта лекций в Международном институте энергетической политики и дипломатии (МИЭП) перед представителями российских деловых кругов.

— Насколько нам известно, Вы активно занимаетесь не только преподавательской деятельностью. Вы являетесь лауреатом Всероссийского конкурса интеллектуальных проектов «Держава», организованного Общественной палатой РФ, Фондом «Русский мир», Фондом «Единство во имя России» в номинации «Русский мир». Расскажите, пожалуйста, об участии в этом проекте.

— Меня всегда интересовали межцивилизационное измерение русского мира, диалог цивилизаций, в частности отношения под этим углом зрения между Европейским союзом и Россией. В связи с этим мне показалось полезным подготовить рекомендации по совершенствованию нашей работы с российской диаспорой за границей. Это и стало причиной того, что я и моя жена (доцент кафедры испанского языка МГИМО) Елена Васильевна Астахова стали лауреатами этого конкурса по проблематике поддержки наших соотечественников за рубежом.

Очевидно, что сегодня у России много проблем, требующих первоочередного внимания. В стране не хватает сил и средств для решения сложного комплекса внешнеполитических задач. Однако гуманитарное направление в международной политике приобретает все большее значение. Западные страны, в частности, активно ведут работу в этом направлении и находят для этого соответствующие силы и средства. Их цели прозрачны: укрепление своих геополитических позиций в мире. Нам также следовало бы активней вести эту многогранную работу при серьезной государственной поддержке. Важно при этом не упустить время.

— В последнее время руководство страны стало уделять большое внимание теме возвращения ученых, уехавших в свое время в другие страны. Что, на Ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы эти пожелания стали реальностью?

— Конечно, это важное направление работы, но надо понимать, что одного желания здесь мало. В первую очередь необходимо создавать соответствующие условия, в том числе и материальные, ведь ученые уезжали за границу не по политическим соображениям. Сегодня такое время, что «голого» патриотизма мало.

Несколько лет назад было принято решение относительно возвращения соотечественников в Россию, но пока успехи на этом направлении крайне незначительны (за последние 5 — 7 лет вернулось не более 20 тыс. человек). Я много общаюсь с нашими соотечественниками и знаю об их проблемах и нуждах. У них много вопросов — по получению гражданства РФ, пенсии, жилья, обучению и трудоустройству детей. Пока эти вопросы решаются недостаточно эффективно.

Здесь также нужна системная работа, как и в сфере государственной поддержки нашего малого и среднего бизнеса.

Беседовала Елена БАЛАШОВА,
Управление инновационного развития


Распечатать страницу