Россия в азиатско-тихоокеанском регионе

30.01.12

Россия в азиатско-тихоокеанском регионе

Изучению проблем сотрудничества России со странами азиатско-тихоокеанского региона были посвящены две научные работы, выполненные сотрудниками МГИМО под руководством заведующей кафедрой международных экономических отношений и внешнеэкономических связей Ирины Николаевны Платоновой. Именно ее мы и попросили рассказать о ходе работы и полученных результатах.

— В прошлом году под Вашим руководством были выполнены два научно-исследовательских проекта. Первый был посвящен теме «Современные и перспективные направления сотрудничества России со странами АТЭС». В чем актуальность этой темы сегодня?

— Оба эти проекта были тематически связаны между собой — первый, который Вы уже назвали, и второй — «Перспективы развития энергетических рынков и энергетического сотрудничества России со странами АТР», который, по сути, конкретизировал первый и был посвящен одному из направлений сотрудничества.

Хотелось бы обратить особое внимание на значимость этих проектов, поскольку в наступившем 2012 году Россия принимает председательство в рамках Форума АТЭС, который был образован в 1989 году. Форум АТЭС — это особый формат сотрудничества, в котором отсутствует глубокая институционализация.

Сегодня этот Форум объединяет 21 экономику стран АТР, которые отличаются уровнем и темпами экономического развития — сюда входят, с одной стороны, США и Канада, а с другой, например, Бруней, Папуа — Новая Гвинея. Поскольку членами АТЭС являются и страны с высокими темпами экономического развития (такие, например, как Китай), мы можем говорить о динамичном развитии Форума. Об этом свидетельствует и тот факт, что в настоящее время на страны АТЭС приходится 54% мирового ВВП и 43% международной торговли. По оценке МВФ в 2011 — 2012 годах среднегодовые темпы роста ВВП в этом регионе будут сохранены в пределах 8,4%, по сравнению с развитыми странами, где эти показатели составляют 2,2%. АТЭС является межправительственной организацией, стратегической целью которой в соответствии с «Богорскими целями» является либерализация движения товаров и капиталов в АТР. Соглашениями, заключенными в 1994 году в городе Богор (Индонезия), предусмотрен к 2010 году отказ от торговых барьеров развитых стран, а к 2020 — развивающихся.

Таким образом, изучение перспектив сотрудничества России, которая вступила в АТЭС в 1998 году, со странами Азиатско-тихоокеанского региона, представляется очень актуальной и важной задачей, отвечающей сегодняшним интересам и потребностям нашей страны.

— Каковы основные тенденции и перспективные направления сотрудничества России со странами АТЭС? В чем особенности этого сотрудничества?

— Для России сотрудничество в этом регионе имеет несколько важных направлений. Во-первых, можно говорить о том, что, сотрудничая со странами АТЭС, Россия отходит от излишней ориентации на Европу и США. Это крайне важно для расширения и диверсификации форм экономического сотрудничества России в мировой экономике.

Во-вторых, последовательное углубление сотрудничества со странами АТЭС может способствовать индустриальному развитию нашей страны, и в первую очередь индустриализации российского экспорта, поскольку странами этого региона продукция нашей химической промышленности, ядерной энергетики, транспортные и телекоммуникационные услуги очень востребованы. В этом регионе существует возможность, благодаря сотрудничеству с отдельными экономиками, продвигать российские технологии и конкурентоспособное оборудование и машины на мировой рынок.

В-третьих, в этом регионе быстрыми темпами идут интеграционные процессы. Так, если к 2000 году в пределах АТР было заключено 32 интеграционных соглашения, то к концу 2010 года было подписано 221 подобное соглашение, из них 112 соглашений действует в отношении 60 проектов, переговорный процесс по которым еще продолжается. Сами соглашения зачастую носят двусторонний характер, что позволяет заключать их не со всеми странами региона, а с теми, которые представляют наибольший интерес в качестве партнеров. Самыми активными участниками процесса подписания интеграционных соглашений являются Сингапур (34 соглашения), Япония (11), Таиланд (11).К особенностям этого региона относится также динамичное формирование зон свободной торговли, сотрудничество в рамках которых дает странам серьезные преимущества при решении вопросов по урегулированию таможенных тарифов и т. п.

Россия пока слабо участвует в процессе заключения двусторонних и многосторонних региональных торговых соглашений и в соглашениях о создании зон свободной торговли со странами Форума, а значит и упускает возможность использовать существующие преференции и льготы. В своих выводах мы отметили, что России необходимо направить усилия на интегрирование с этими странами. Тем не менее, определенные шаги в этом направлении все же делаются. Так, продолжается переговорный процесс по этому вопросу с Новой Зеландией, с АСЕАН и Таможенным союзом, включающим Россию, Казахстан, Беларусь. Отсутствие подобных соглашений на сегодняшний момент объясняется, с одной стороны, тем, что Россия стремится выработать наилучший вариант сотрудничества, а с другой — некоторой медлительностью и неповоротливостью бюрократической системы. Очень важно, чтобы Россия ускорила свои действия по созданию зон свободной торговли, особенно в отношении таких стран, как Сингапур, Вьетнам и Таиланд, торговый оборот с которыми у нас постоянно растет.

Говоря о сотрудничестве России со странами АТЭС, хотелось бы подчеркнуть значение такого взаимодействия со странами АТР для российских регионов. До сих пор процесс вовлечения российского Дальнего Востока и Восточной Сибири в торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество развивается медленными темпами, в то время как более активное сотрудничество с экономиками АТЭС могло бы способствовать экономическому и социальному развитию этих регионов и приграничных территорий.

Таким образом, в ходе исследования по теме «Современные и перспективные направления сотрудничества России со странами АТЭС», мы проанализировали состояние этого сотрудничества на сегодняшний день и выделили наиболее перспективные его формы. К ним в первую очередь относится участие России в интеграционных процессах, создании общего экономического пространства, основанного на гармонизации норм и правил хозяйственного регулирования, усиление российских позиций в рамках Транс-Тихоокеанского партнерства.

— Выполняя НИР «Перспективы развития энергетических рынков и энергетического сотрудничества России со странами АТР», Вы сосредоточились на одном из конкретных направлений — развитии энергетического взаимодействия в регионе. В чем состоят основные направления этого сотрудничества? Как оно может быть расширено?

— Сегодня одним из наиболее перспективных направлений для сотрудничества стран АТР с Россией является энергетическая сфера. Возможности такого сотрудничества анализировались нами в рамках работы по второму гранту «Перспективы развития энергетических рынков и энергетического сотрудничества со странами АТР». Эта работа была направлена на то, чтобы разработать предложения по концепции энергетического партнерства со странами АТЭС, с которыми Россия могла бы выступить во время своего председательства в Форуме. Как правило, страны, выполняющие функции председателя, предлагают определенные инициативы, и эти инициативы формулируются таким образом, чтобы они отвечали интересам всех экономик АТЭС с учетом интересов страны-председателя.

Мы тщательно проанализировали состояние энергетической сферы с позиций изменения в энергобалансах не только стран АТР, но и России. Мы пришли к выводам, что в ближайшем будущем под влиянием тех событий, которые произошли в мировой экономике, таких как мировой финансово-экономический кризис, авария на атомной электростанции в Японии, тайфун на Филиппинах, засуха в Китае, ураган Айрин в США, возникнут предпосылки для диверсификации структуры мирового энергобаланса. Эта диверсификация возможна в сторону уменьшения доли традиционных источников энергии, расширения использования возобновляемых источников энергии, с учетом решения проблем сохранения окружающей среды. Другими словами, на первый план выходят проблемы энергоэффективности, включая повышение эффективности производства и потребления традиционных источников электроэнергии и внедрение и использование новых энергоносителей.

Мы исходили из того, что объективное изменение энергобаланса стран АТЭС приведет к изменению спроса и предложения на энергоносители на мировых энергетических рынках. Есть много исследований, посвященных прогнозированию новой структуры мирового энергобаланса. В результате нашего исследования мы, как и большинство авторов, пришли к выводу, что процесс сокращения использования традиционных источников энергии (угля, нефти, газа) будет происходить не столь быстрыми темпами. В связи с этим возникла необходимость провести анализ тех сдвигов, которые характерны для структуры мирового и национальных энергобалансов. Причем не только в рамках традиционных источников энергии, но и современных их видов, а также возобновляемых энергетических источников (таких как солнечная, геотермальная, ветровая, энергия морских течений, волн, приливов и др.) или использования таких энергоносителей, как биомасса растительного, животного и бытового происхождения. Все чаще исследователи к возобновляемым источникам энергии относят и новые виды жидкого и газообразного топлива на основе синтетической нефти в результате переработки угля, растут исследования для производства сланцевого газа.

В последние годы усилилась конкуренция на рынке производства и предложения сжиженного природного газа (СПГ). Для многих стран АТЭС потребление СПГ играет важную роль, учитывая, что в силу географических особенностей подача газа по газотранспортным сетям затруднена, и поэтому наращивание поставок СПГ являются неотъемлемой составляющей их энергетической безопасности.

Несмотря на то, что Россия вышла на этот рынок относительно недавно, у нее есть такие конкурентные преимущества, как значительные запасы газа, его концентрация в регионах с низкими температурами, оптимальная транспортная составляющая. Это в целом дает основание для того, чтобы говорить в перспективе о ведущих позициях России на рынке СПГ.

Страны Тихоокеанского региона являются лидерами среди экспортеров СПГ. Около четверти всего объема экспортных поставок СПГ в мире приходится на Индонезию и Малайзию, которые в основном ориентируются на потребителей в своем регионе, включая Японию, Южную Корею и Тайвань, а в последние годы и на рынок Индии и Китая. В последние годы в число лидеров вошла Австралия, которая, быстро увеличивая объемы поставок, заняла 6 место по объему экспорта СПГ, уступая только Катару, Малайзии, Индонезии, Алжиру и Нигерии. Что касается США, то они и импортируют, и экспортируют СПГ. Относительно новыми потребителями СПГ в этом регионе стали Китай и Индия, активно диверсифицирующие энергобалансы, в которых пока доминируют уголь и нефть.

В долгосрочной перспективе Россия может стать крупнейшим экспортером СПГ, однако создание сверхкрупных мощностей требует не только больших инвестиций, но и ограничения финансовых и транспортных рисков, преодоления угрозы для ограничения сбыта продукции, в условиях обостряющейся конкуренции на рынке СПГ, что предполагает постоянную диверсификацию стран-контрагентов, импортирующих СПГ. Решение этих проблем связано с углублением сотрудничества со странами АТЭС для привлечения высоких технологий, создания собственного специализированного танкерного флота и кооперации с зарубежными компаниями для подготовки высококвалифицированных специалистов, а также обмена знаниями и технологиями.

— Занимались ли Вы в ходе исследования проблемой «зеленой экономики»?

— Да, разумеется, поскольку сегодня большое внимание в мире уделяется так называемой зеленой экономике. Предпосылки к переходу к этой экономике были заложены еще в 2007 году в Сиднее на саммите стран АТЭС, где были приняты обязательства не вводить торговые и инвестиционные барьеры в отношении экологических товаров и услуг. В соответствии с этим решением страны АТЭС ежегодно готовят разные предложения и программы, касающиеся развития зеленой экономики. Для России это очень важно, поскольку еще недавно мы уделяли этому вопросу недостаточно внимания. Развитие этого направления, использование экологически чистого топлива связано с большими капиталозатратами. Сегодня у нас есть несколько задач — это внедрение ресурсосберегающих технологий при производстве традиционных источников энергии (угля, нефти и газа) и использование новейших технологий для производства чистых и возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

За рубежом в сфере производства ВИЭ активно участвует наряду с ТНК малый и средний бизнес. Для России, располагающей развитым лесопромышленным комплексом, важным ресурсом для производства ВЭИ являются отходы лесозаготовки, лесопиления и деревообработки. Учитывая, что территория Восточной Сибири богата лесом, отходы лесной промышленности могут использоваться для выработки новых энергоносителей. Первые шаги в этом направлении уже делаются. Вовлечение в производство ВЭИ малых и средних предприятий нацелено не только на обеспечение работой населения, но и на удовлетворение потребностей в энергоносителях за счет внутреннего рынка. В настоящее время наиболее серьезными производителями на данном сегменте рынка выступают промышленно развитые страны с хорошо развитым технологическим уровнем переработки древесины, значительная часть продукции которых идет на внутренние рынки. Из региона АТЭС в качестве производителей этого вида топлива следует отметить лишь Россию и США, у которых есть возможность наладить приграничный экспорт топливных гранул и брикетов.

В ходе исследования решалась задача разработки тех рекомендаций и предложений, которые сможет сделать Россия в год своего председательства на Форуме.

В первую очередь, было предложено изучение и обобщение мирового опыта по использованию возобновляемых источников энергии и созданию единого банка информации о тех способах, которые позволяют производить чистое топливо. Второе направление связано с экономией энергоносителей, с переходом к низкоуглеродистой экономике, которая обеспечивает экологизацию производства источников энергии — как традиционных, так и возобновляемых. Переход к зеленой экономике дает возможность для внедрения «чистых» технологий и создания более эффективных энергоносителей. Кроме того, Россия может предложить создать центр по кооперации и координации усилий стран региона для поддержки малого и среднего бизнеса, производящего данную группу товаров, — так называемые малые зеленые энергетики.

В-третьих, поскольку производство возобновляемых источников энергии является очень капиталоемким, необходимо создать коллективный фонд стран АТЭС для совместного финансирования подобных инновационных проектов зеленой экономики. Также Россия могла бы активнее заниматься созданием энергетической инфраструктуры и развитием транспортных магистралей. Таким образом, России необходимо активнее развивать энергетическое сотрудничество со странами АТЭС, что отвечает взаимным интересам по диверсификации энергетических балансов в условиях быстро меняющейся конъюнктуры на мировых энергетических рынках.

— Расскажите, пожалуйста, о научном коллективе, занимавшемся выполнением этих НИР.

Научно-исследовательская работа по описанным мною проектам была проделана сотрудниками МГИМО, каждый из которых является отличным специалистом в своей области. Хотелось бы отметить профессоров кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей Г.М. Костюнину и Л.С. Ревенко, а также и доцента этой же кафедры Т.И. Ружинскую, активно участвовавших в работе над проектами.

Уверена, что результаты нашей работы будут интересны не только непосредственному заказчику — Департаменту международного сотрудничества Правительства Российской Федерации, но и Министерству экономического развития, Центру исследования АТЭС и правительственным структурам, которые занимаются переговорными процессами по этим направлениям.

Также хочу поблагодарить сотрудников Управления инновационного развития, возглавляемого А.Л. Шаховым, проделавших огромную работу по оформлению всей необходимой документации. Особенно хочется отметить таких сотрудников УИР, как О.В. Сергеева и Ю.В. Коновалов, которые оказывали самое активное содействие в решении всех организационных вопросов. И, конечно же, огромную благодарность я хочу выразить проректору по научной работе А.И. Подберезкину, оказавшему большую поддержку и помощь в нашей работе.

Беседовала Елена БАЛАШОВА,
Управление инновационного развития


Распечатать страницу