НОЦ в вузах — как быть дальше?

27.04.12

НОЦ в вузах — как быть дальше?

Минобрнауки продолжает серию встреч с представителями вузов по актуальным вопросам развития высшего профессионального образования. 20 апреля Министерство образования и науки и Центр «Открытая экономика» провели круглый стол, посвященный деятельности и развитию научно-образовательных центров (НОЦ).

Научно-образовательные центры в вузах создавались в соответствии с совершенно разными представлениями о том, что такое НОЦ и зачем он нужен. Масштаб созданных НОЦ весьма широк: от будущих структурных подразделений факультетов до небольших научных коллективов.

В ходе Федеральной целевой программы (ФЦП) «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (2009-2013) финансирование получили 1320 НОЦ.

В МГИМО было создано три таких центра. Они представляют из себя межкафедральные творческие коллективы и не являются структурными подразделениями университета. Два из них (политологический и экономический) не без успеха участвовали в ФЦП.

Один из основных вопросов встречи — как будут существовать эти центры дальше, после завершения ФЦП. Ведь потенциал центров намного шире, нежели существование в рамках отдельно взятой федеральной программы.

Своё видение проблем и перспектив НОЦов высказал на встрече Геннадий Шепелев, директор Департамента развития профессионального образования Минобрнауки. По его мнению, большая часть представителей НОЦов не может ответить на вопрос: для кого они готовят кадры, в то время как это именно их обязанность — подумать о том, где выпускники найдут работу.

Проректор МГУ и директор НОЦ по нанотехнологиям МГУ академик Алексей Хохлов проблемой НОЦов считает излишний уклон в научную работу в ущерб образовательной. По его мнению, необходимо организационное и финансовое стимулирование междисциплинарных образовательных программ.

Анна Деревнина, помощник министра образования и науки РФ, считает, что НОЦ не должен походить на кафедру или факультет, а должен быть проектной структурой. Главное в такой структуре — коллектив, который собирается для решения конкретной научно-образовательной задачи, и интерес этого коллектива — подготовка кадров в первую очередь для себя: своего института или своей кафедры. Именно по этой схеме работают НОЦы в МГИМО, хотя Положение о НОЦ дает им возможность более широкой деятельности. Но вопрос, как всегда, упирается в финансирование.

В ходе встречи также обсуждались вопросы, связанные с идентификацией НОЦ (структура, показатели (критерии) оценки, анализ практики), воздействие НОЦ на развитие образовательного потенциала вузов, а также рекомендации по развитию системы НОЦ как инструмента повышения эффективности образовательного процесса.

Участники круглого стола согласились в том, что требуются дополнительные действия как нормативного, так и организационного характера для эффективного функционирования научно-образовательных центров в дальнейшем.

Управление инновационного развития


Распечатать страницу