Внутренние инновационные проекты МГИМО

23.10.13

Внутренние инновационные проекты МГИМО

Сегодня эффективность работы вуза зависит не только от квалификации профессорско-преподавательского состава, полноты библиотечного фонда и развитой инфраструктуры, но и напрямую связана с использованием современных информационных сервисов.

Наш собеседник — Виталий Владимирович Каберник, начальник отдела перспективных научно-образовательных разработок. Это подразделение участвует в разработке инновационных систем Университета и работает над развитием уже внедренных технологий.

— Виталий, все знают, что ваш отдел, как и Управление в целом, участвует в выполнении и обслуживании внешних проектов. Менее известно то, что УИР занимается внутренними разработками для целей структурных подразделений Университета.

— Специфика нашей работы такова, что внедрение новых разработок замечается как правило теми подразделениями, которые активно эксплуатируют наши продукты. В этом свете не совсем верно говорить о новых разработках — корректнее называть это глубокой модернизацией старых. Так, например, система автоматизации деятельности приемной комиссии магистратуры, которая эксплуатируется с 2008-го года, каждый год дорабатывается нами с учетом новых требований и вызовов.

Но бывает и наоборот — созданной системой пользуются все и поэтому перестают относиться к ней как к инновационной. Здесь можно привести в пример электронную систему учета и заказа пропусков.

— Какие новые разработки удалось воплотить в жизнь к началу учебного года? Удалось ли усовершенствовать системы, которые были ранее разработаны и внедрены?

— В этом году мы переводим систему «Абитуриент магистратуры» на новую программную платформу, что повысит ее отказоустойчивость и серьезно улучшит информационную безопасность. Аналогичную модернизацию прошли и другие системы, поддерживаемые нашим отделом: автоматизация деятельности аспирантуры и докторантуры, система электронных пропусков, система заказа автотранспорта, диспетчерская служба… Показателем качества этих работ является то, что функционирование систем не прерывалось ни на секунду в ходе модернизации.

Инициатива в разработке новых сервисов чаще всего исходит от нашего же отдела. Мы постоянно изучаем новые программные продукты, которые появляются в мире, следим за новыми способами работы с информацией, средствами разработки. И когда мы с нашими идеями приходим в структурные подразделения, оказывается, что нас уже ждут. В обсуждениях уточняются потребности и рождаются уже оформленные технические задания. Дальше дело только за воплощением их в жизнь.

Надо сказать, что проект сам по себе не может быть реализован какой-то узкой группой. Университет — большой интегрированный механизм. Например, заинтересованное подразделение должно выделить сотрудника, постоянно сопровождающего проект, Дирекция информационных технологий должна согласовать проект в плане целесообразности его внедрения, информационной безопасности, предоставить необходимое оборудование. Я уже не говорю о базовых административных структурах.

— Только ли сотрудники — бенефициары ваших разработок? А студенты, аспиранты?

— Как раз на этот сектор потребителей направлен наш последний проект.

Сегодня у нас на глазах меняются способы работы с информацией. Это не так заметно людям старшего поколения, преподавателям и администраторам. Но студенты уже мыслят совсем по-другому, они выросли в этой информационной среде, пользованию которой многим из нас приходилось учиться. Для них, например, такой инструмент, как электронная почта, кажется архаичным и неудобным. Они привыкли к другим скоростям, к мгновенным сообщениям, твитам, социальным сетям и облачным сервисам.

Информационные потоки уплотняются, скорости растут, а потребность всегда оставаться на связи диктует использование мобильных устройств. Планшеты, смартфоны и носимые компьютеры — это уже сегодняшний день, а вовсе не завтрашний. Революция произошла, но не все ее заметили.

Именно на широкое использование мобильных устройств и автоматизацию задач учебного процесса нацелен наш последний проект. Он должен полностью интегрировать информационное пространство студента, дать новые способы доступа к учебным материалам, оповещениям, сообщениям и личной информации из любой точки мира с использованием смартфона или планшета.

Эта система разрабатывается на основе сервисов Google, которые успешно эксплуатируются с прошлого года для вновь зачисленных студентов магистратуры, my.mgimo.ru. Но в прошлом году мы пользовались едва ли одной десятой частью тех возможностей, которые были нам доступны: электронная почта, массовые рассылки, календари… Теперь же мы создаем единую оболочку, которая будет включать в себя все эти сервисы и еще десяток новых. Административный персонал и преподаватели получат удобные способы распространять учебные материалы. Студенты, в свою очередь, получат в свое распоряжение мощный облачный сервис для хранения всех своих материалов на протяжении всего срока обучения, личный архив, средства групповой работы и онлайн-инструменты работы с документами любых известных форматов. Все это, разумеется, совершенно бесплатно. Иными словами, мы создаем удобный инструмент, где взаимодействие преподавателей и студентов может вестись в более удобном формате, перекидываем мост между традиционными подходами и теми, которые больше привычны молодому поколению.

— С какими проблемами приходится сталкиваться в решении поставленных задач?

— Раньше я бы сказал, что это проблемы административного взаимодействия, но сейчас на первую роль выходят проблемы обучения пользователей. Чем сложнее система, тем больше времени уходит на то, чтобы научиться ей пользоваться, получить максимальную отдачу. Даже в эксплуатации несложных сервисов, таких, как система подачи заявок на пропуска, мы регулярно сталкиваемся с тем, что пользователи просто не знают о ее возможностях. А если мы говорим об интегрированных средствах управления коммуникациями, требуется не только обязательное обучение работе с ними, но и практика их использования. Мы уделяем самое пристальное внимание поддержке пользователей, но это лишь ответы на возникающие вопросы, консультации по сиюминутным проблемам. Для максимальной отдачи от разработки и внедрения информационных систем нужно проводить обучающие семинары, повышать квалификацию пользователей, подходить к вопросу системно.

Есть, конечно, и чисто административные моменты. К сожалению, штатных кадровых ресурсов для выполнения перспективных разработок хронически не хватает, есть проблемы с оплатой труда внешних специалистов, которых мы привлекаем для участия в работах. Мы надеемся, что уже в следующем году внутриинститутские проекты получат соответствующую поддержку и развитие.

— Спасибо!

Управление инновационного развития


Распечатать страницу