Наличное денежное обращение: мировой опыт и российская специфика

01.11.13

Наличное денежное обращение: мировой опыт и российская специфика

В продолжение серии интервью с руководителями научно-исследовательских проектов мы беседуем сегодня с заведующей кафедрой «Банки, денежное обращение и кредит» профессором Галиной Сергеевной Пановой. Под ее руководством для Департамента наличного денежного обращения Центрального банка Российской Федерации выполнена научная работа на тему «Анализ современного наличного денежного обращения в мире. Основные тенденции».

— Галина Сергеевна, почему Центральный Банк выступил с инициативой провести исследование мировой практики наличного денежного обращения? Ситуация в этой сфере содержит для России определенные риски?

Вопросы развития денежного оборота, места и роли наличных денег в экономике были и остаются предметом дискуссий на протяжении многих столетий. В современной экономике бурное развитие электронных денег придало новый импульс дискуссиям о перспективах развития денежного оборота. Отсутствие единства взглядов, неопределенность в вопросах оптимального соотношения наличного и безналичного денежного оборотов предполагают необходимость глубокого анализа этих вопросов.

Достаточно сказать, что в СССР доля безналичных расчетов в совокупном денежной обороте составляла около 90%. А в настоящее время в Российской Федерации доля налично-денежных платежей и расчетов в розничном обороте достигла 90%. Возникает резонный вопрос: что же считать оптимальным соотношением наличного и безналичного денежного оборота для России для обеспечения его рационального планирования и регулирования?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели исследование по материалам 20 зарубежных стран, сгруппированных нами в кластеры по географическому признаку и по уровню экономического развития.

В результате были предложены новые подходы к обеспечению транспарентности денежных потоков, представлена позиция авторов относительно перспектив использования наличных в России и в мире.

В Правительстве Российской Федерации обсуждается проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части развития системы безналичных платежей», в котором предусмотрены административные ограничения на сумму наличных платежей и расчетов. Предполагается ввести ограничение на приобретение за наличные деньги товаров и услуг. В Минфине идет подготовка законопроекта, в соответствии с которым зарплаты должны переводиться на пластиковые карты. Действительно, безналичные расчеты более целесообразны и прозрачны, потому что серый бизнес и теневая экономика во многом зависят от большого количества наличности в стране.

Ограничения суммы расчетов наличными сегодня действуют в ряде зарубежных стран. Данная мера применяется в целях оптимизации платежного оборота. Она позволяет сократить использование наличных денежных средств при совершении крупных покупок. Так, в Италии наличными можно проводить расчеты в пределах 1 тыс. евро. В Греции запрещена оплата наличными покупок на сумму свыше 1,5 тыс. евро. Швеция в настоящее время рассматривает возможность введения запрета на оплату покупок наличными денежными средствами в розничных точках. В России подобное ограничение действовало только в отношении юридических лиц. Сегодня компании могут осуществлять расчеты в наличной форме только в пределах 100 тыс. рублей. Данное ограничение закреплено указанием Банка России («О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя»). При этом максимальный лимит для платежей наличными в дальнейшем может быть понижен. Благоприятными факторами для этого должны стать повышение уровня развития в стране платежной инфраструктуры, а также финансовой грамотности населения. Оценку их состояния в процессе действия предложенного ограничения будут производить заинтересованные правительственные ведомства и Банк России.

В результате исследования были сформулированы концептуальные основы определения оптимального соотношения наличного и безналичного денежного оборотов как функции от ряда переменных, включая реальное состояние экономики, потребности товарооборота, финансового и нефинансового секторов экономики, населения и др.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что основные положения, рекомендации и выводы ориентированы на:

  1. их широкое практическое применение в деятельности Банка России по совершенствованию денежного оборота на национальном уровне, а также
  2. развитие денежного оборота в мире с учетом необходимости повышать транспарентность денежных потоков, двигаться в направлении повышения сопоставимости, аналитичности данных, характеризующих состояние денежного оборота на национальном уровне в каждой стране мира, а также на международном уровне в региональном и глобальном аспектах.

Особое значение это имеет для Банка России, на который возложена функция мегарегулирования финансовых рынков, что существенно расширяет его функции как субъекта официального статистического и бухгалтерского учета и отчетности в части формирования официальной информации о состоянии финансовых рынков. Такой подход позволит повысить методологический уровень (в том числе статистическую грамотность) не только экспертов, но и участников рынка.

Существует ли, на Ваш взгляд, необходимость регулирования и контроля наличного денежного обращения на межгосударственном уровне?

Вопросы экономической безопасности страны с учетом оценки ближайших и отдаленных перспектив для финансовых рынков должны включать оценку, мониторинг текущего состояния и прогнозирования денежного хозяйства страны (с учетом особенностей его наличной и безналичной сферы). Исследование структуры совокупного денежного оборота и, соответственно, соотношения наличного и безналичного денежного оборотов по группе анализируемых стран показало, что при определении факторов влияния на эти соотношения большое значение имеют внешние факторы, но превалируют тем не менее внутренние (национальные) факторы, определяющие национальную специфику организации денежного оборота.

Особое значение при этом должно уделяться вопросам экономической безопасности страны с учетом оценки ближайших и отдаленных перспектив для финансовых рынков в связи с формированием Международного финансового центра в нашей стране, вступлением России в ВТО, внедрения международных стандартов банковской деятельности (МСФО, Базель-2 и Базель-3 и др.), реализацией межгосударственных соглашений в рамках ЕврАзЭС, Таможенного союза, Единого экономического пространства и изложенных в этих документах подходов к развитию финансовых рынков, включая денежный рынок, рынок капиталов, валютный рынок и рынок ценных бумаг.

Зависимость платежного баланса России и всей российской финансовой системы от потоков капитала и возможных возмущений на мировых финансовых рынках; влияние мировых циклических кризисов и порождаемых ими волн конъюнктуры (подъемов и спадов) будет важным фактором развития российской экономики, к которому необходимо быть готовыми.

— Основу исследования составляет анализ огромного количества статистической информации. Насколько доступны статистические источники по теме научного проекта, были ли сложности со сбором фактических данных, особенно по зарубежным странам?

В процессе исследования нами получены и верифицированы данные, соответствующие официальным статистическим базам данных центральных банков и национальных органов статистики 20 зарубежных стран и России (в том числе данные в абсолютном, стоимостном выражении, а также в относительных величинах, включая корреляции макроэкономических показателей с количеством денег в обращении).

Вместе с тем, в процессе исследования эксперты столкнулись с рядом проблем. Например, международные финансово-кредитные институты (Всемирный банк, МВФ, БМР и др.) при получении запросов относительно состояния налично-денежного обращения в той или иной стране предлагают пользователю дополнительные базы данных на коммерческих началах. Все страны имеют собственные национальные методики и методологию формирования баз данных. При этом сайты отдельных стран (например, Аргентины) представлены на национальном языке, а его английская версия вызывает дополнительные вопросы. Исследуемые данные имеют разную размерность, что затрудняет сравнительный анализ и требует дополнительных операций по приведению их к единой базе. По европейским странам — членам Евросоюза — на национальном уровне не всегда доступны данные, характеризующие состояние наличного денежного обращения в данной стране. А ЕЦБ публикует на своем сайте данные (например, по количеству банкнот в обращении), характеризующие ситуацию в целом по ЕС, а не по отдельным странам. Показатель среднедушевых доходов населения имеет разные трактовки в разных странах (earnings, wages, income), что также нуждается в уточнении для повышения качества межстрановых сравнений.

Применительно к Российской Федерации также существуют проблемы:

  • недостатки информационных ресурсов для подготовки качественных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, включая обеспечение деятельности финансово-кредитных институтов, функционирующих на российских финансовых рынках;
  • разобщенность информационных ресурсов, формируемых различными ведомствами и финансовыми организациями (несопоставимость данных, отсутствие метаописания и классификаторов, различные форматы представления документов и программные средства);
  • существующая практика самостоятельного (автономного) решения этой проблемы (информационного обеспечения своей деятельности) каждым финансово-кредитным институтом, создающим собственные информационные ресурсы, форматы данных, модели прогнозирования и инструменты анализа.

— В сложившейся непростой экономической ситуации действительно ли необходимо увеличивать в России безналичный денежный оборот? Каких положительных результатов можно ожидать, какие существуют риски?

В долгосрочной перспективе мероприятия по ограничению платежей в наличной форме могут оцениваться положительно с точки зрения государства, при решении задачи снижения уровня теневой экономики в России, но ограничивать при этом права и свободы добропорядочных граждан.

По разным экспертным оценкам, введение ограничения на платежи в наличной форме должно привести к: оптимизации администрирования системы налогообложения; снижению уровня теневой экономики; снижению издержек на обслуживание денежного обращения. Соответственно, экономический эффект от внедрения данного ограничения можно представить как сумму экономических эффектов от каждого из направлений оптимизации. С другой стороны, введение данного ограничения приведет к необходимости расширения штата сотрудников, обеспечивающих работу национальной платежной системы и ведущих контроль за безналичными денежными платежами, росту затрат на развитие инфраструктуры системы безналичных платежей. В данном аспекте необходимо учесть, что затраты на развитие инфраструктуры системы безналичных платежей имеют долгий срок возврата инвестиций (около 4–6 лет), и сложные модели окупаемости. Конечный экономический эффект будет достигаться за счет синергетического эффекта от всей банковской системы и более широкой экспансии дистанционных каналов обслуживания.

Проведение взвешенной государственной политики в части оценки и принятия необходимых мер по стимулированию притока инвестиционных ресурсов в Россию из-за рубежа, в т. ч. из так называемых офшорных зон, противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, в кредитных организациях, создание для проведения этой политики оптимальных условий, обуславливает повышенное внимание общества и государства к данной проблематике.

— Каким, по вашему мнению, должно быть оптимальное соотношение безналичного и наличного денежного оборотов в Российской Федерации? Как вы определяете это соотношение сейчас?

Наше экспертное мнение заключается в том, что оптимальным соотношением для Российской Федерации на перспективу можно было бы считать отношение безналичного и наличного денежного оборотов на уровне 70:30.

— Возможно ли использовать результаты вашего исследования в образовательном процессе?

Результаты исследования не только можно, но и необходимо использовать в образовательном процессе, поскольку обсуждение животрепещущих тем современной российской и международной практики организации и регулирования денежного оборота затрагивает фактически все сферы нашей жизни, всех субъектов экономики (компаний и населения).

Управление инновационного развития


Распечатать страницу