Завершен научный проект на тему международной интеграции

29.11.13

Завершен научный проект на тему международной интеграции

Результаты НИР «Международно-политические и правовые аспекты интеграционных проектов с участием Российской Федерации» переданы заказчику.

Двухлетний проект являлся частью Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» и выполнялся большим научным коллективом под руководством профессора М.Лебедевой. К работе были привлечены молодые исследователи, аспиранты и студенты Университета.

Исследование носило междисциплинарный характер. Оно было призвано восполнить отсутствие системного рассмотрения перспектив участия России в интеграционных проектах на политическом, экономическом, правовом и социально-гуманитарном уровнях.

В ходе НИР проведен сравнительный анализ существующих региональных интеграционных объединений по основным группам приоритетов (внешняя политика и безопасность, экономика, социально-гуманитарное взаимодействие, сотрудничество в сфере образования и науки). В процессе рассмотрения проектов с участием России идентифицированы проблемы, связанные с параллельным (многовекторным) участием Российской Федерации в реализации интеграционных инициатив, с точки зрения:

  • соотношения издержек и выгод участия в данных проектах с учетом интересов Российской Федерации;
  • правовых коллизий между обязательствами, принимаемыми в рамках участия в конкретных интеграционных проектах;
  • эффективности используемых внешнеполитических инструментов защиты и продвижения интересов Российской Федерации в контексте реализации интеграционных инициатив.

С опорой на международный опыт выработан комплекс практически применимых рекомендаций для МИД РФ и руководства страны в отношении внешнеполитических инструментов и стратегий участия в интеграционных инициативах в регионе СНГи «Большой Европы», а также вопросов международно-правового обеспечения реализации соответствующих стратегий в период до 2020 г.

Образовательная часть проекта включила в себя разработку курсов магистерского и аспирантского уровней и их внедрение в учебный процесс. В качестве учебно-методических пособий для данных курсов может быть использована подготовленная в ходе реализации проекта коллективная монография.

Проведенные исследования не только позволили ясно выделить основные формы участия современных государств в интеграционных процессах, но и обнаружить новые формы социогуманитарного потенциала, пригодные для вовлечения государств в существующие и создаваемые интеграционные инициативы. Более подробное изучение социально-гуманитарных аспектов интеграции, рассмотренное в комплексе с классически выделяемыми международно-экономическими и правовыми аспектами, должно стать темой будущих углубленных исследований по теме потенциала международной интеграции и распространения влияния России на международной арене.

Управление инновационного развития


Распечатать страницу