Как сделать науку популярной?

05.12.13

Как сделать науку популярной?

4 ноября при поддержке Минобрнауки состоялся «круглый стол», предметом обсуждения на котором стали актуальные вопросы информационной поддержки российской научной сферы и популяризации достижений отечественной науки.

На «круглый стол» были приглашены представители средств массовой информации, общественных и политических организаций, представители бизнеса, а также образовательных и научных учреждений. От МГИМО в работе круглого стола приняла участие начальник отдела УИР Е.Хормач.

На обсуждение были вынесены следующие основные темы:

  • определение технологий, которые должны содействовать информационному взаимодействию в системе «государство-бизнес-наука-общество»;
  • формы и способы информирования общественности о достижениях российской науки;
  • роль журналистов и СМИ в диалоге «наука-общество»;
  • развитие научной журналистики.

Участникам были представлены результаты социологических исследований, целью которых было выявить отношения граждан к российской науке, к научно-техническому прогрессу, определить степень доверия общества к достижениям российской науки. По словам Б.Головачева, руководителя презентованных исследований, россияне признают необходимость финансирования государством научных проектов, которые не приносят сиюмоментной выгоды, но при этом считают, что внедрение результатов прикладных научных исследований в промышленность происходит медленно. Также результаты социологического исследования показали, что граждане в настоящее время оценивают уровень компетентности российских ученых как высокий, но при этом было зафиксировано падение доли положительных оценок по сравнению с результатами трехгодичной давности. Проведенные опросы подтвердили предположение, что россияне плохо осведомлены о достижениях российской науки, исключением стали только исследования в области космоса и в области медицины.

Т.Вархотовым, доцентом кафедры философии и методологии науки философского факультета МГУ, были презентованы результаты анализа российских медиа в сфере освещения достижений российской науки и технологий. Т.Вархотов подвел неутешительный итог: на долю российских достижений приходится всего 7,5% материалов по тематике науки и технологий развития. Очень мало внимания уделяется работе именно российских ученых, основная масса публикаций посвящена финансовым, хозяйственным и организационным вопросам в сфере науки, которые имеют все-таки косвенное отношение к самой научной деятельности.

Выступление А.Карташовой, представителя УрФУ, было посвящено зарубежному опыту коммуникационного сопровождения государственных научно-технических программ. Среди многообразия форм, которые направлены на освещение в СМИ работы западных ученых, А.Карташова выделила следующие положительные примеры: создание специализированных пресс-центров при научных и научно-образовательных учреждениях, подготовка пресс-релизов для СМИ, организация очных пресс-конференций, виртуальных брифингов, проведение пресс-туров. Также были приведены интересные примеры популяризации науки в интернете с помощью так называемых «вирусных видео» на тему тех или иных научных открытий или новых технологий, количество просмотров которых в сети не уступают популярным «домашним» видео.

Зам.исполнительного директора Открытого университета Сколково (ОтУС) Е.Морозова рассказала о формах популяризации науки и инновационной деятельности в ОтУС.

Все выступления вызвали живой интерес и не остались без обсуждения, что еще раз подтверждает актуальность тем, затронутых в ходе круглого стола. Наиболее активную дискуссию вызвали вопросы о методах стимулирования интереса подрастающего поколения к науке, а также о мерах, которые должны быть направлены на привлечение талантливой молодежи в научно-техническую сферу.

Управление инновационного развития


Распечатать страницу