Вывоз капитала из России: плюсы и минусы

23.12.13

Вывоз капитала из России: плюсы и минусы

Мы уже сообщали о завершении большого научно-исследовательского проекта «Вывоз капитала из России и возможности его регулирования». О некоторых аспектах проведенного исследования мы беседуем с зав. каф. мировой экономики, профессором А.Булатовым, руководителем научного коллектива.

— Александр Сергеевич, каковы, на ваш взгляд, основные предпосылки экспорта капитала из России?

— Они такие же, что у других ведущих стран с формирующимися рынками — это прежде всего желание многих отечественных инвесторов повысить защиту своих прав собственности через регистрацию капитала в иностранной юрисдикции с последующим ввозом капитала обратно на родину, а также желание снизить уровень налогообложения или же отмыть капитал криминального происхождения, например, взятки.

Подозрительное отношение в западных странах к подобному российскому, китайскому, индийскому, бразильскому и т.п. капиталу, не говоря уже о сложности снизить налоги или отмыться, делает для этого капитала наиболее привлекательным местом приложения юрисдикции, называемые офшорами. Одновременно с этими мотивами бегства капитала у некоторых российских отраслей существуют классические для вывоза капитала предпосылки — это достигнутый ими высокий уровень международной конкурентоспособности и необходимость создания за рубежом своей товаро- и услугопроводящей сети.

— Как вы оцениваете объем ежегодно вывозимого капитала из России?

— Банк России систематически публикует такую информацию, обычно сопоставляя вывоз капитала с его ввозом. Если в 2001 г. экспорт капитала из нашей страны составил 21 млрд долл., а в 2005 г. — 72 млрд, то в кризисный 2008 г. он подскочил до 240 млрд, затем снизился, но во время второй волны кризиса вновь вырос до 127–150 млрд. В 2013 г., судя по данным за три квартала, он может составить 160–170 млрд долл. Это будет равняться примерно 7–8% от ВВП России. В условиях, когда страна испытывает нарастающую нехватку средств для экономического и социального развития, она не может себе позволить вывоз капитала в таких больших размерах, тем более что сейчас, как во все предыдущие двадцать лет (кроме 2006 и 2007 гг.) размеры экспорта капитала из России не компенсируются его импортом, несмотря на то, что наша страна продолжает оставаться одним из лидеров по привлечению иностранного капитала среди стран с формирующимся рынком.

— Какие, на ваш взгляд, оптимальные для России способы регулирования вывоза капитала? Какие меры сейчас предпринимаются государством для регулирования процесса?

— По мнению нашей научной группы, двойственность вывоза капитала из нашей страны (классические мотивы сосуществуют с мотивами бегства капитала) требует не запрета вывоза капитала, а усиления его регулирования со стороны государства. Предложенные президентом в его последнем послании Федеральному Собранию меры по деофшоризации российского капитала могут усилить это регулирование.

— Возможно ли использовать в России опыт ведущих стран мира по регулированию вывоза капитала?

— В упомянутом послании предлагается использовать два рычага воздействия на зарегистрированные в офшорах компании с российскими собственниками: усилить контроль за выплатой в российский бюджет их офшорных доходов, а также отстранить их от участия в госзаказе и получения господдержки. Что касается первого рычага, то он все активнее используется в последние годы в западных странах и, возможно, будет активнее использоваться и в странах с формирующимся рынком.

— Насколько сильно отражается вывоз капитала из России на экономической и социальной сферах страны?

— Экспорт капитала приносит как плюсы, так и минусы нашей стране. К плюсам можно отнести возможность для наших металлургов, энергетиков, телефонщиков расширять свою зарубежную деятельность в условиях, когда они уже в основном насытили внутренний спрос на свою продукцию в самой России. К минусам можно отнести прежде всего тот вывоз, который относится к бегству капитала и направляется в основном на создание и расширение офшорных компаний — это уменьшение возможностей государства регулировать деятельность таких компаний, большие потери бюджета от упущенных налогов со всеми вытекающими социальными последствиями, но главное — торможение инвестиций в самой России. От половины до трех четвертых вывозимого из России капитала идет в офшоры и полуофшоры и поэтому основная часть от указанных 7–8% от ВВП могли быть инвестированы в России и ускорить ее экономический рост. Хотя основная часть вывезенного в офшоры капитала возвращается обратно, но это не столько необходимые нашей стране прямые инвестиции, сколько займы и ссуды, которые увеличивают и без того большой внешний долг России (фактически перед офшорами).

— Ваша научная группа подготовила проект федерального закона о регулировании вывоза капитала. Почему он необходим сегодня?

— Проект закона представлен в комитет по экономической политике Госдумы. Можно надеяться, что когда Госдума будет вскоре обсуждать предлагаемые президентом меры по регулированию вывоза капитала, этот законопроект будет рассмотрен.

— В вашем проекте работали молодые сотрудники, аспиранты и студенты. Как вы оцениваете их вклад в результаты НИР? Как вы планирует использовать результаты работы в образовательном процессе?

— Студенты помогли в создании интерактивной информационной базы по экспорту капитала из России и в организации двух конференций в рамках НИР, аспиранты дали значительную часть материала по зарубежному госрегулированию экспорта капитала, молодые сотрудники активно участвовали в создании концепции госрегулирования вывоза капитала из России, на базе которой и был подготовлен упомянутый законопроект. Результаты НИР уже используются в двух новых учебных курсах — «Экспорт капитала из России» и «Российские ТНК». Можно сделать вывод, что в МГИМО укрепилось научное сообщество, исследующее проблемы экспорта капитала. Возможно, в будущем мы расширим свои рамки за счет исследований по импорту капитала.

Управление инновационного развития


Распечатать страницу