Участие в НИР как процесс индивидуального научного роста

28.04.14

Участие в НИР как процесс индивидуального научного роста

Предлагаем вашему вниманию интервью с одним из наиболее активных участников научных исследований МГИМО, старшим преподавателем кафедры экономической теории, к.экон.н. А.Пономаревым.

— Александр Валерьевич, сегодня мы хотим уйти от сугубо научной проблематики и поговорить о самом процессе участия научно-педагогических работников Университета в НИР. Вы ежегодно участвуете в научных проектах МГИМО, готовите конкурсные заявки. В чем, на ваш взгляд, важность этого направления работы? Что оно дает участнику научного коллектива?

— С уверенностью можно утверждать, что участие в научных исследованиях является абсолютно полезным для людей, передающих знания поколению современных студентов. Особенно это важно для социальных наук. В этой сфере не существует единственно верной точки зрения, существует масса конкурирующих парадигм, а также ловушек (регрессивных научных программ). Для вовлеченных в процесс производства научной информации постоянно открываются новые горизонты для подачи материала студентам. Например, адекватное понимание преподавателем инфляции и оттока капитала из России в условиях кризиса требует как минимум знакомства со свежими научными исследованиями.

Такие вопросы, как офшоризация экономики, прямые иностранные инвестиции, эффективность финансового рынка, деятельность ТНК, распределение богатства в обществе наиболее эффективно можно донести до студенческой аудитории именно посредством собственных научных исследований. Для преподавания же в магистратуре и аспирантуре крайне желательно иметь свои научные достижения.

В условиях роста конкуренции на рынке образовательных услуг в среднесрочном периоде критическим фактором успеха преподавателя становится именно научный track record и его присутствие в научной среде, измеряемое через импакт-факторы, наличие публикаций, участие в специализированных семинарах (а не в широких конференциях) с докладами и последующими публикациями.

— Устраивают ли вас форматы, которые предлагают заказчики НИР? Какой формат вы считаете наиболее подходящим? Другими словами, каковы составляющие оптимального научно-исследовательского проекта?

— Основными спонсорами исследований выступают государственные организации и фонды. Так, насколько мне известно, наиболее активными заказчиками являются Министерство экономического развития, Министерство энергетики, научные фонды (РФФИ, РНФ и др.). Наиболее прозрачными и понятными являются форматы, предлагаемые государственными научными фондами. В условиях глубокой специализации в научном мире всегда можно сформировать проект, который будет интересен этим фондам. Недостатком же заказов министерств и ведомств можно считать сжатые сроки выполнения проектов и узкую направленность темы исследования.
Большой опыт по частно-государственному партнерству в сфере проведения НИР накоплен в ЕС, Китае и США. Думаю, что изучение этого опыта могло бы стать большим подспорьем для нашей страны. В целом существует два вида исследований: экспертные заключения и фундаментальные научные работы. Потенциал последних можно реализовать через механизмы частно-государственного партнерства (например, через совместные лаборатории). Важна роль стимулов для участника научных исследований. Многолетние проекты с международным составом участников выглядят как оптимальные.

— Насколько, с вашей точки зрения, активно ведется научная работа в МГИМО? Что нужно сделать научному сообществу для расширения исследований?

— МГИМО по ключевому направлению специализации — международным отношениям — является лидером исследовательской практики в России и в мире. Это подтверждается трудоустройством выпускников, узнаваемостью бренда в научном сообществе и т.д. Вместе с тем, в условиях кризиса социальных наук и вследствие информационной революции остается большой потенциал для развития экономических исследований. Здесь можно расширить практику подачи заявок существующим заказчикам. А может быть и предложить свои наработки потенциально заинтересованным сторонам. То есть нужно выйти с активной инициативой на существующее поле интеллектуальной работы, используя сайты госзакупок, базы данных крупных частных и государственных корпораций. Каждый заинтересованный преподаватель сможет заняться формированием команды, управлением таким проектом. Например, у нас с коллегами из московских и зарубежных университетов есть несколько проектов по инвестициям (прямые иностранные инвестиции, инвестиции в недвижимость, управление богатством). Было бы хорошо найти заинтересованную организацию для проведения таких исследований на долгосрочную перспективу. Например, в форме лаборатории.

— Все ли вас устраивает в работе администрации Университета, других структур, обеспечивающих сопровождение научных проектов?

— По признанию коллег из других университетов, с которыми мы участвуем в совместных проектах и заявках, административное сопровождение проектов в нашем вузе выстроено в комфортном режиме. Очень важно для коллектива проекта сосредоточиться на выполнении научной работы, а управление проектом осуществлять с операционными менеджерами. Наши управления научной политики, инновационного развития серьезно помогают в этом плане. Долгосрочным фактором успеха администрирования, на мой взгляд, послужила именно государственная поддержка инновационной программы, осуществленная несколько лет назад.

— Каков, с вашей точки зрения, идеальный научный коллектив, выполняющий НИР? Какова роль в нем молодых специалистов, аспирантов, студентов?

— Одним из показателей идеальной научной группы является ее устойчивость на протяжении многих лет, это является и основой любой кафедры. Наиболее известные современные исследования в социальных науках выполнены преимущественно в международном соавторстве. Синергетический эффект возникает в результате межкультурной коммуникации. Вот почему поддержка интеграции в мировое сообщества важна для всех без исключения. Индивидуализм сегодня не в моде. Это еще, на мой взгляд, не распространено в России. Так, мы в одном из последних совместных обзоров с финскими коллегами попробовали реализовать данный подход для исследования прямых иностранных инвестиций в России.

Мировой опыт показывает, что существует определенная цикличность развития преподавателя и исследователя. Наиболее способными к frontier & state-of-the-art research исследованиям являются аспиранты, проходящие жесточайший отбор и последующий тренинг, и молодые исследователи, стремящиеся реализовать свои устремления. Их роль в исследованиях — ключевая. Вместе с тем, старшие коллеги могут быть более успешными в преподавательской деятельности.

— Вы являетесь научным руководителем клуба «Классическая макроэкономика» для студентов 2–4 курсов экономических специальностей. Также на факультете, где вы преподаете, функционирует экономический клуб «Oeconomicus». Готовы ли студенты — участники этих клубов уже сейчас влиться в серьезные научные коллективы, выполняющие заказные НИР?

— Студенты-экономисты все в большей степени заинтересованы в выполнении исследований. Накопленный опыт позволяет ориентировать выдающихся студентов на уже имеющиеся наработки. В настоящий момент моим научным интересом является инвестиционная проблематика, международное движение капитала. Исследование этих вопросов с позиции классической макроэкономики представляет большой интерес. Одним из последних мероприятий моего клуба был work shop по современной чикагской школе экономических исследований.

Многие студенты, принимавшие участие в бакалаврских исследованиях под моим руководством, сейчас учатся в магистратуре нашего Университета и зарубежных магистратурах (Лондон, Женева, Ванкувер), т.е. де-факто уже занимаются научной деятельностью, интегрированы в мировое научное сообщество. Клубы и студенческие объединения помогают образовать научный интерес через гибкие секции. В рамках клуба «Oeconomicus» одним и успешных проектов сотрудничества кафедры и студентов является секция «Экономическая история», известная в России и в мире (научный руководитель — профессор Т.Тимошина). Еще одним успешным примером является студенческое объединение по исследованию международного движения капитала (кафедра мировой экономики, профессор А.Булатов).

Управление инновационного развития


Распечатать страницу