Как обеспечить безопасность образовательной среды

04.02.15

Как обеспечить безопасность образовательной среды

В прошлом году в МГИМО было успешно реализовано несколько мероприятий, поддержанных Департаментом образования города Москвы. Среди них проект «Безопасность образовательной среды: противодействие идеологии терроризма и экстремизма». Сегодня мы беседуем с одним из основных исполнителей проекта В.Каберником.

— Виталий Владимирович, по теме безопасности образовательной среды в последнее время проведено множество значимых мероприятий, выполняются исследования, пишутся методические материалы для работников образования. Это связано с общей дестабилизацией в мире?

— Несомненно, такая связь есть, но не следует ее преувеличивать. Более того, опасно связывать с дестабилизацией в мире вопросы безопасности образовательной среды. Таким образом, мы можем только обострить проблему, искусственно проассоциировав ее с процессами иного масштаба. Например, было бы безответственно утверждать, что противодействие идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде находятся в русле борьбы с «Исламским государством». Это — другая проблема и другой регион. К сожалению, такого рода обобщения стали популярны на фоне обострения внешнеполитической обстановки. И сами по себе они не менее опасны, чем недостаток внимания к проблеме.

Говоря об образовательной среде, мы, в первую очередь, должны фокусироваться на вопросах собственно образования и воспитания. Ведь главным способом противодействия экстремистской пропаганде является именно повышение уровня образованности населения. Идеологи террористических организаций, в первую очередь, нацелены на пропаганду своих тезисов среди малограмотных слоев населения. И таким вот образом на место глубоких религий с многовековыми культурными традициями вдруг выходят примитивные трактовки, ложно ссылающиеся на фрагменты религиозных текстов, вырванных из контекста. Безграмотный человек — а тем более, ребенок с несформированной еще системой жизненных взглядов — склонен некритично принимать такую профанацию на веру. И остается буквально один шаг к принятию допустимости террористических методов насаждения своих убеждений.

Таким образом, лучшей стратегией противодействия идеологии терроризма является повышение уровня образования, расширение кругозора и принятие всего множества культур мира во всем их богатстве. Именно такой подход к воспитанию и образованию способен создать своего рода щит, надежно охраняющий человека от экстремистской идеологии.

— Какова специфика угроз, о которых мы говорим, в России? У нас ситуация сложнее или спокойнее, чем за рубежом?

— Едва ли здесь можно проводить прямые сравнения. Ситуация в России не сложнее и не спокойнее — она просто другая. Например, в США основные проблемы безопасности образовательной среды связаны не столько с распространением экстремистских идеологий, сколько с широкой доступностью огнестрельного оружия, в том числе и для школьников. Европа, в свою очередь, сталкивается с кризисом идей мультикультурализма на фоне нарастающего потока иммигрантов из стран Азии и Африки. Человек, воспитанный в европейской культурной традиции, имеет своего рода прививку от экстремистских идей, но они все чаще привносятся извне.

Россия — государство с древней историей сосуществования сотен разных культур, верований и традиций. Кроме того, наша система образования на протяжении многих лет остается одной из лучших в мире.

Среди основных угроз, которые мы наблюдаем в нашей стране, выделяется разжигание розни между различными культурами, которые веками мирно сосуществовали в России. Это может происходить как преднамеренно, так и неявно, на фоне усиления национальных движений, пропаганды нетипичных для нас религиозно-культурных взглядов, размежевания людей по целому спектру социальных и культурных признаков. Свою негативную роль здесь играет и огромный объем разноречивой информации и пропаганды, которая буквально обрушивается на любого современного человека из разных источников.

— В рамках проекта проведена крупная конференция с участием 200 работников образования и ответственных представителей регионов, отвечающих за безопасность. Какие проблемы донесли до аудитории докладчики? Каковы результаты дискуссии?

— Конференция вызвала огромный интерес. Тематика выступлений была крайне разнообразной, мы постарались рассмотреть максимально возможное количество вопросов, связанных с обеспечением безопасности образовательной среды и противодействием идеологии экстремизма и терроризма. В докладах были представлены теоретические исследования маргинальных молодежных движений, информационных угроз, зарубежного опыта противостояния пропаганде терроризма, результаты социологических исследований. В то же время ряд докладчиков сфокусировались на прикладных аспектах: обеспечении физической безопасности, формировании сообществ, подходах к установлению связей с родителями и правоохранительными органами, опыте обеспечения безопасности в учреждениях высшего образования. Доклады опубликованы в специальном разделе «Безопасность образовательной среды» на портале МГИМО.

— Что нового, на ваш взгляд, в методических материалах, которые подготовлены по итогам конференции? Что сегодня нужно в первоочередном порядке предпринимать учителям и другим работникам российских образовательных учреждений, чтобы постараться максимально обезопасить учащихся от угроз терроризма и экстремизма?

— Никаких революционных рекомендаций дать не получится, но нам удалось, на мой взгляд, учесть специфику современного мира, уйти от устаревших представлений. Работникам образовательных учреждений следует понимать, что большинство угроз носят не физический характер, от них невозможно отгородиться высоким забором. Это, в первую очередь, угрозы информационного характера, противостоять которым можно не столько запретительными мерами, сколько распространением знания и повышением информированности учащихся.

— Вы специализируетесь как раз на изучении угроз информационного характера. Расскажите подробнее, что это за угрозы и как с ними бороться.

— В контексте безопасности образовательной среды следует говорить об информационных угрозах в расширительном понимании. Здесь большую опасность представляет не столько информационно-технологический аспект — системы фильтрации и защиты данных, разграничение доступа и сходные проблемы, — сколько аспект когнитивный. Нередко, к сожалению, можно слышать мнения о том, что проблемы противодействия распространению вредоносной информации можно решить техническими средствами или просто ограничением доступа к ней. Но такова специфика информационной среды, что все лазейки закрыть невозможно, либо непрактично. Это все равно, что пытаться предохраниться от вируса гриппа путем ежедневного ношения скафандра, да еще и дырявого.

Рассказывать о когнитивном аспекте информационной безопасности можно было бы очень долго. Здесь на первые роли выходят вопросы психологического характера, способы работы с информацией и ее анализа, своего рода «информационная гигиена». Для учащихся эта проблема стоит острее, чем для взрослых, потому что их картина мира еще не сформирована, а психика очень уязвима. Решать эту проблему нужно одновременно на нескольких уровнях: как путем обучения работе с информацией, так и путем адекватного воспитания. Роль педагогов здесь важнее, чем роль специалистов по информационным угрозам — мы можем только посоветовать, на что стоит обратить внимание.

Управление инновационного развития


Распечатать страницу