Международные организации в глобальном управлении

18.02.15

Международные организации в глобальном управлении

Международные отношения с каждым годом усложняются и углубляются. Международные структуры сами по себе уже требуют профессионального научного осмысления и изучения. Именно поэтому РГНФ поддержал исследовательский проект «Международные организации в глобальном управлении международными делами: тенденции развития и последствия для системы международных отношений». Сегодня мы беседуем с руководителем проекта, доктором исторических наук, профессором кафедры интеграционных процессов, ведущим научным сотрудником Центра североевропейских и балтийских исследований ИМИ Л.Воронковым.

— Лев Сергеевич, проект рассчитан на три года. Позади — первый год, который был посвящен историческим вопросам, в том числе определению причин возникновения первых международных межправительственных организаций (ММПО). Расскажите, пожалуйста, когда возникли первые ММПО и почему, какова была их специализация?

— Исторический аспект исследования возник не случайно. При разработке темы возникла необходимость решения ряда методологических вопросов исследования и создания его теоретической базы. До второй половины XIX века в мире практически отсутствовали постоянные как международные межправительственные (ММПО), так и международные неправительственные организации (МНПО), а в настоящее время по данным Союза международных ассоциаций их насчитывается свыше 63 тысяч. Какие качественные изменения в системе международных отношений вызвали столь лавинообразный рост численности и разнообразия ММПО и МНПО и как повлияло их создание на закономерности развития современных международных отношений? Найти ответы на указанные вопросы без серьезного теоретического осмысления этого относительно нового явления международной жизни невозможно.

Понятно, что в основе этого явления лежат процессы интернационализации всех сторон жизни современных государств, которые вызывают к жизни соответствующие межправительственные и неправительственные институты регулирования и управления этими процессами. Вместе с тем, очевидно, что процессы интернационализации, например, хозяйственной жизни государств, начались значительно раньше второй половины XIX века, но долгое время не сопровождались образованием международных организаций. Возникает вопрос, на какой стадии такой интернационализации возникает потребность создания постоянных ММПО и МНПО и какую роль после своего возникновения они призваны играть. Было также ясно, что процессы интернационализации носят долговременный характер и охватывают различные стороны жизни современных государств не одновременно, а поступательно по мере их эволюционного развития. Этим была вызвана необходимость серьезных исторических экскурсов в ходе исследования.

Отечественная школа изучения международных организаций традиционно рассматривала постоянные ММПО и МНПО как относительно самостоятельные объекты научных исследований. Я рассматриваю возникновение постоянных международных организаций как явление, возникшее примерно в одно время и вызванное схожими причинами, причем ММПО и МНПО используют для решения возникшей международной проблемы лишь различный инструментарий. Их появление свидетельствовало о недостаточности прежних традиционных форм дипломатии и возникшей потребности на долговременной и многосторонней основе решать вопросы и проблемы, выходящие за рамки двусторонних отношений между государствами.

В результате проведенного исследования на данном его этапе я пришел к заключению, что основными процессами и явлениями, вызвавшими возникновение ММПО и МНПО стали:

  • возникновение мирового рынка, развитие мирового хозяйства и интенсификация торгово-экономических связей между государствами;
  • промышленная революция, сопровождавшаяся, с одной стороны, интернационализацией порожденных ею социально-экономических изменений в обществе и организационным оформлением возникших политических процессов на национальном и на международном уровне, с другой стороны, бурным развитием трансграничного научно-технического сотрудничества и иных связей на неправительственном уровне;
  • лавинообразный рост числа человеческих жертв и материальных потерь в ходе военных конфликтов, апофеозом которых стали две мировые войны ХХ века;
  • соперничество двух противоположных социально-экономических систем, которое породило большую группу как ММПО, так и МНПО, обслуживавших их специфические интересы в ходе такого соперничества;
  • появление глобальных проблем, решение которых возможно лишь скоординированными многосторонними усилиями международного сообщества государств и народов; возникновение большого числа ММПО и МНПО, занимающихся различными аспектами этих проблем, является организационным воплощением этого понимания.

Первые постоянные международные организации взяли на себя функции устранения препятствий для широкого развития торгово-экономических и хозяйственных связей между государствами, в первую очередь в тех областях, в которых отсутствие общих гармонизированных в международном масштабе правил служило серьезным препятствием для такого развития. К началу ХХ века функционировало 53 таких межгосударственных организаций. К этому моменту были учреждены Международная санитарная конвенция (1853 год), Международный союз для измерения земли (1864 год), Всемирный телеграфный союз (1865 год), Всемирный почтовый союз (1874 год), Международное бюро мер и весов (1875 год), Международный союз для охраны литературной и художественной собственности (1886 год), Международный союз международного транспорта (1890 год) и другие.

Учреждение ММПО в данной области предшествовало появлению целого шлейфа национальных и международных НПО, дополнявших на неправительственном уровне те области международного взаимодействия, которые не покрывались и не обеспечивались многосторонними межгосударственными структурами. Создание МНПО предшествовало появлению ММПО в ряде областей международного взаимодействия, например, в сфере укрепления международного мира и безопасности (пацифистские организации). Первой попыткой создать международную межправительственную организацию, которая взяла бы на себя политические функции обеспечения международного мира и безопасности, стало учреждение Лиги Наций. Интернационализация процессов классового расслоения общества после буржуазно-демократических революций в Европе породила создание национальных неправительственных профсоюзных, предпринимательских организаций и политических партий и объединений, которые лишь позднее стали оформляться в международные НПО. Католическая церковь приступила в этот период к формированию светских национальных и международных общественных и политических структур клерикального толка. Создание ММПО в этих областях затруднено в силу специфики регулируемых международных процессов.

— Какие из современных ММПО, на ваш взгляд, имеют наибольшее влияние на международной арене?

— Честно говоря, я бы не ставил вопрос в такой плоскости в принципе. Конечно, наиболее очевидный ответ — Организация Объединенных Наций и ее многочисленные специализированные учреждения. Однако попробуйте лишить мир, скажем, Всемирного почтового союза, и мы моментально почувствуем, какие полезные функции он выполняет в современном мире, и вам может показаться, что важнее этой организации нет. Каждая из постоянных ММПО создается государствами на долгосрочной основе для регулирования или обслуживания жизненно важных функций международного общения. Иначе нет смысла их создавать. Сегодня они стали полноценными участниками международных отношений. Выпадение таких организаций из этой системы неизбежно будет болезненно и негативно сказываться на ее функционировании. Этим и объясняется важность и влияние каждой их них.

— Как вы охарактеризуете роль и место международных неправительственных организаций (МНПО) в современных международных отношениях?

— Эта сфера научных исследований является непаханым полем. Те сферы международного общения, которые не регулируются межгосударственными соглашениями, могут дополняться и дополняются, сопровождаются, поддерживаются и обеспечиваются деятельностью разнообразных и многочисленных МНПО. Сочетание усилий ММПО и МНПО позволяет более полно удовлетворять потребности современного сообщества государств и народов.

В современной системе международных отношений МНПО могут играть вполне самостоятельную, независимую от государств, но чрезвычайно важную роль (Международный олимпийский комитет, Международный комитет Красного креста и Красного полумесяца и другие). Кто может восполнить деятельность организации «Врачи без границ», многочисленных специализированных и самоуправляемых международных организаций деятелей науки, культуры, врачей, специалистов различного профиля, союзов предпринимателей, торгово-промышленных палат, международных научно-исследовательских учреждений, благотворительных организаций, международных фондов и т.п. Без них решение многих международных проблем было бы просто невозможно. Их интегрированность в систему международных отношений стало отражением нового качества этой системы.

— В последние десятилетия наблюдается существенный рост числа многосторонних глобальных и региональных, формальных и неформальных межправительственных форумов, институтов и организаций. Этот процесс способствует укреплению структуры международных отношений в разных областях или, скорее, приводит к ее усложнению, размыванию из-за увеличения количества политических акторов?

— Это своеобразная реакция на недостаточность существующих механизмов управления международным общением. Никто не будет создавать организации, не способные выполнять действительно нужные международному сообществу государств и народов функции и миссии. Никто не заинтересован искусственно сохранять те или иные межправительственные форумы, если они утрачивают такую способность. Это относится прежде всего к межправительственным форумам. Не следует забывать, что главным политическим актором в таких форумах являются суверенные государства, создающие разнообразные международные механизмы для решения общих или групповых проблем.

Процессы интернационализации всех сторон жизни современных государств будут продолжаться и охватывать все новые области и сферы развития общества. Создание информационного общества способствовало появлению как новых беспрецедентных возможностей, так и угроз национальной и международной безопасности. Это дало мощный импульс появлению большого числа новых специализированных ММПО и МНПО, поиску наиболее эффективных форм межгосударственного взаимодействия по управлению этой сферой. Схожий эффект имело появление таких различных по характеру глобальных проблем современного мира, как демографическая, миграционная, экологическая, энергетическая, продовольственная, международного терроризма и др. Так как остановить или обратить вспять развитие процессов интернационализации не представляется возможным, следует считаться с тем, что численность различных ММПО и МНПО будет продолжать расти.

Следует ли считать такое развитие равноценным увеличению количества политических акторов в современных международных отношениях и усложнению их структуры? В части, касающейся структуры, ответ однозначно утвердителен, что отнюдь не означает ухудшение управляемости этих отношений. Скорее наоборот. С количеством политических акторов вопрос сложнее. Многие создаваемые ММПО могут приобретать определенную международную правосубъектность и играть относительно самостоятельную роль в международных отношениях в тех пределах, которые определены государствами-членами. Над этими проблемами еще предстоит поработать и поразмышлять в оставшееся время.

— Вами в рамках проекта подготовлена аналитическая записка «О планах преобразования Арктического совета в международную межправительственную организацию». Чем вызвана необходимость такого преобразования с точки зрения интересов России?

— Я являюсь решительным противником преобразования Арктического совета в международную межправительственную организацию, основанную на международном договоре, а потому и не вижу необходимости в таком преобразовании. В подготовленной мною аналитической записке содержится обоснование отрицательного отношения к такого рода перспективе с точки зрения интересов России. На ее основе подготовлена научная статья, которая будет опубликована в «Ежегоднике ИМИ» №3–4 за 2014 год.

— Каковы основные задачи научного исследования на этот год?

— Предстоит определить современную роль таких международных организаций как ООН, НАТО, ОБСЕ и некоторых других ММПО в системе поддержания международного мира и безопасности в новых геополитических условиях. Весьма интересно рассмотреть на примере Европейского Союза особенности функционирования международных межправительственных организаций интеграционных группировок. Хотелось бы особое внимание уделить анализу деятельности как отдельных ММПО, так и многих МНПО в сфере правозащитной деятельности и определить их современное место в системе международных организаций.

В последнее время наблюдается рост числа международных организаций, которые объединяют как правительственные, так и неправительственные структуры, многие из них не опираются на международные договоры, но достаточно эффективно работают на основе консенсуса (Арктический Совет, Совет Баренцева/Евроарктического региона, например). Появились и такие организации, как «Группа 20», имеется «Группа 8», обозначила свою деятельность неформальная «Арктическая пятерка», которые не вписываются в ранее существовавшие стандарты деятельности международных организаций. Неопределенный статус имеет Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В наступившем году предстоит проделать большую работу по теоретическому обобщению изучаемых процессов, подготовить ряд аналитических материалов для государственных органов и опубликовать статьи, излагающие результаты проведенных исследований.

Управление инновационного развития


Распечатать страницу