Регулирование в сфере внутренней торговли

30.03.15

Регулирование в сфере внутренней торговли

В 2014 году по заказу Министерства промышленности и торговли МГИМО выполнил исследовательскую работу «Разработка предложений по изменению действующего налогового, антимонопольного и отраслевого законодательства Российской Федерации на основе анализа зарубежного законодательства и опыта наднационального и национального регулирования в сфере внутренней торговли». Мы встретились с руководителем проекта — заведующим кафедрой административного и финансового права, к.юрид.н. И.Гончаренко.

— Илья Арнольдович, почему, на ваш взгляд, у Минпромторга появилась необходимость в таком исследовании? Расскажите о задачах проекта. Какие страны были выбраны для анализа?

— Самый разумный подход к решению проблем внутри нашей страны — изучить зарубежный опыт в соответствующей области. Скорее всего, за рубежом кто-то где-то когда-то уже сталкивался с подобной проблемой и нашел варианты ее решения, поэтому можно подобрать наиболее успешный механизм и адаптировать его для российских условий. Такой подход позволяет учиться на чужих ошибках и избежать своих. Я считаю, что это очень позитивно, когда Минпромторг использовал именно такой прогрессивный подход для выполнения стоящих перед ним задач. К сожалению, в последнее время в связи с изменившейся ситуацией на мировой арене само изучение опыта развитых зарубежных стран вызывает неоднозначную реакцию у заказчиков, приоритет отдается другим направлениям работ… Уверен, что анализ действующего законодательства, подходов к правовому регулированию в передовых экономиках мира, пусть даже и являющихся нашими текущими геополитическими оппонентами, дает нам возможность стать сильнее, причем значительно быстрее, чем если «вариться только в собственном соку».

Что касается задач проекта, то они были прикладного характера. По итогам анализа актуального налогового, антимонопольного и торгового законодательства выбранных зарубежных стран мы разработали тексты законопроектов о внесении изменений в действующее российское законодательство. Основной целью было совершенствование именно правового регулирования в России на основе наиболее перспективных и интересных решений, доказавших свою эффективность в таких странах как Бразилия, Испания, Сингапур, ФРГ, а также на уровне ЕС.

— Такое масштабное аналитическое исследование подразумевает работу с многочисленными документами. Можете ли вы привести статистические данные о количестве документов, которые были проанализированы? С какими источниками вы работали?

— У МГИМО есть уникальное конкурентное преимущество при реализации подобных НИРов, связанное с тем, что наши исполнители непосредственно знают португальский, испанский, немецкий, английский и другие языки на уровне, позволяющем работать с юридическими документами на языке оригинала. Это трудоемкий и времязатратный процесс, зато результат получается принципиально другого качества. В рамках проекта с Минпромторгом мы анализировали НПА не только на общегосударственном, но и региональном и муниципальном уровнях, в связи с чем количество документов измерялось многими сотнями по каждой стране. Например, только для подготовки материалов по ЕС было проанализировано более 700 актов этого интеграционного объединения.

— В ходе работы был проанализирован опыт эффективного правового регулирования всех этапов внутренней торговли в развитых зарубежных странах. Насколько отличается зарубежное правовое регулирование от российского?

— К сожалению, различия в правовом регулировании в большинстве случаев носят фундаментальный характер… Наиболее сильно отличается регулирование в сфере налогообложения. Самый очевидный пример: метод исчисления налоговой базы, порядок и сроки уплаты основных налогов в РФ заставляют налогоплательщиков работать с контрагентами по предоплате, причем минимум в 40%, что сдерживает развитие бизнеса и, в конечном итоге, тормозит рост экономики всей страны. Также ни в одной из проанализированных нами стран нет ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль организаций, как в России, что сокращает возможности компаний по вложению денег в свое развитие. За рубежом же ситуация обратная: система налогов максимально проста, удобна и понятна, то есть ориентирована на налогоплательщика, а не на потребности контролирующих органов и т.д. и т.п. Не менее яркими являются различия и в антимонопольном регулировании. Так, например, в развитых зарубежных странах малый бизнес в силу норм законодательства не может быть признан имеющим доминирующее положение на рынке. Однако у нас подобных гарантий для малого бизнеса не предусмотрено. Аналогичная ситуация и с регулированием торговли… Различия в правовом регулировании можно перечислять очень долго. По итогам проведенного НИР грустно осознавать, что развитые зарубежные страны активно заимствуют друг у друга наиболее эффективные механизмы правового регулирования, а мы по основным направлениям продолжаем идти своим путем…

— Какой положительный зарубежный опыт нам следует позаимствовать в первую очередь?

— Прежде всего, нам необходимо внедрить систему фундаментальных комплексных межсекторальных мер по стимулированию появления новых и развитию имеющихся хозяйствующих субъектов. Эта система должна основываться на лучшем зарубежном опыте правового регулирования. В России имеется пугающая статистика. Так, по данным Минэкономразвития (Доклад о ходе реализации мер поддержки малого и среднего предпринимательства в 2010–2013 годах и основных направлениях развития малого и среднего предпринимательства на ближайшую и среднесрочную перспективу) в 2013 году по всей территории РФ насчитывалось лишь 15 900 средних предприятий и 234 500 малых. Повторюсь, что это в общем по стране. С учетом того, что средние предприятия в перспективе могут стать крупными, соответствующий резерв «на вырост» в России не такой уж и большой.

— По итогам комплексного анализа был подготовлен ряд рекомендаций для российских госструктур. Расскажите, пожалуйста, какие документы были разработаны. Можно ли уже сейчас говорить о том, что рекомендации научной группы лягут в основу новых нормативных документов федерального уровня?

— Нами были разработаны три больших пакета законопроектов:

  1. О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ;
  2. О внесении изменений в Федеральный закон от 26.07.2006135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  3. О внесении изменений в Федеральный закон от 28.12.2009381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Надо сказать, что это уже готовые к рассмотрению документы вместе с пояснительными записками к ним. То есть, в принципе, с ними уже можно выходить в Правительство для последующего внесения в Федеральное Собрание РФ.

Однако, к сожалению, вмешались внешние факторы: падение курса национальной валюты, дефицит федерального бюджета, эмбарго и т.п., что отложило реализацию всех тех мер, которые были предложены нашими экспертами. Обусловлено это тем, что принятие предложенных нами законопроектов в краткосрочной перспективе неизбежно приведет к выпадению части, прежде всего, налоговых поступлений в бюджет. Однако уже в среднесрочной перспективе это дало бы экономический рост сектора розничной торговли. К сожалению, на данном этапе даже возможность краткосрочного снижения доходов бюджета по объективным причинам не рассматривается. Тем не менее, по имеющейся у меня информации, наши наработки по НИР активно используются Минпромторгом в текущей работе, и мы планируем продолжение взаимовыгодного сотрудничества.

Управление инновационного развития


Распечатать страницу