Марк Розовский: «Право на эксперимент в искусстве надо заслужить»

05.11.09

Марк Розовский: «Право на эксперимент в искусстве надо заслужить»

Марк Розовский: «Право на эксперимент в искусстве надо заслужить»

Перед студентами МГИМО выступил известный драматург, режиссер, народный артист России Марк Григорьевич Розовский. Встреча была организована Союзом израильских студентов (Еврейским клубом). Ребята сходили на спектакль в театр «У Никитсках ворот», организатором и руководителем которого является Марк Григорьевич, и сумели пригласить известного режиссера в Университет.

3 ноября Марк Розовский выступил перед мгимовцами. Перед этим режиссера поприветствовали ректор Анатолий Торкунов и проректор по кадровой политике Валерий Воробьев. Встречу со студентами провели президент Союза израильских студентов Давид Пелег и вице-президент Алексей Шагал. Мероприятие проходило в рамках проекта «Мой путь», целью которого является открыть для аудитории гостя как личность, как человека «без галстука».

Марк Григорьевич признался, что название «Мой путь» поначалу его слегка озадачило. «На ум сразу пришла одноименная песня Фрэнка Синатры. Но что такое — мой путь? Рассказывать о нем — значит подводить какие-то итоги. А, может быть, это и не путь вовсе был, а тупик» (смеется — прим.корр.).

Тем не менее, студентам МГИМО повезло услышать историю о «пути» известного режиссера. Он рассказал о своих детских годах. О том, как отца, который честно трудился инженером на заводе в Петропавловске-Камчатском, без суда забрали из дома и потом 18 лет мотали по лагерям, а мать осталась с грудничком на руках. В 1956 году Григорий Розовский был полностью реабилитирован, а уже через много лет после его смерти Марку Розовскому по дружбе в ФСБ дали почитать дело отца. «Некоторые страницы были заклеены жесткой зернистой бумагой. Я понял, что это те места, где речь идет о третьих лицах, фактически о доносчиках», — рассказал режиссер.

Студенты поинтересовались у Марка Розовского, не эта ли история подтолкнула его к активному участию в комиссии по помилованию, которая действовала при президенте Борисе Ельцине. Марк Григорьевич ответил, что при Сталине все было иначе, однако судебные ошибки не исключены и по сей день. Да что там ошибки!

— Статистика показала, что среди помилованных в 3-4 раза меньше рецидивов, чем среди тех, кто, говоря на тюремном сленге, отмотал весь срок, — сказал режиссер. — Вы только вдумайтесь: 1 млн. 200 тыс. заключенных у нас в стране. Миллион с лишним! Это же население целого государства, небольшого, конечно, но все-таки. И что, разве все эти люди — сплошь убийцы, маньяки и наркоторговцы? Конечно, нет! Украл, например, человек репы мешок или огурцов с поля — ему сидеть несколько лет, а дома семья.

Марк Розовский рассказал студентам, как он учился на журфаке МГУ и стал профессором ГИТИСа. В Московском университете будущий народный артист создал театральную студию «Наш дом», которая получила впоследствии широкую известность. Из этой студии вышли такие известные личности, как Семен Фарада, Геннадий Хазанов, Михаил Филиппов и другие. За роялем тогда сидел молодой студент консерватории Максим Дунаевский. Позже вместе с ним Марк Григорьевич работал над фильмом «Д’Артаньян и три мушкетера». Первый сочинил музыку, а второй — написал сценарий.

Главным делом своей жизни Марк Григорьевич считает театр «У Никитских ворот»: «Наш театр — маленький да удаленький, в нем идет много оригинальных новых постановок. Кстати, мой друг бывший министр печати Сергей Глазунов (профессор МГИМО — прим.корр.), неоднократно приглашал туда студентов вашего Университета».

Студенты задали режиссеру множество вопросов. Его спросили о том, как он относится к экспериментам. «Эксперименты в искусстве очень важны, но право на них необходимо заслужить, — сказал он. — Сначала надо овладеть профессией и осознать, что самое важное в театральной, да и в любой, культуре — это служение смыслу. Произведение без смысла — это мертвечина. Для меня совершенно непонятно, когда молодые, живые, активные люди подобное создают. Очевидно, у таких людей не достает знаний и вкуса».

Марк Григорьевич ответил на вопрос про роскошь, рассказал, как он к ней относится: «Я презираю роскошь. Я толстовец (с улыбкой — прим.корр.). Люблю бедный театр, хотя бедностью не кичусь. Роскошь тоже может быть величественной, красивой, но с другой стороны — это противное слово "гламур". В общем, я так думаю: если ты живешь и тебе на жизнь хватает — "ура". Если хватает вдвойне — дважды "ура", но когда средств в 30 тысяч раз больше, чем нужно, это уже ненормально, мягко говоря».

Марк Розовский признался студентам, что он неверующий, потому что «верующим быть — большая ответственность». Вера, по его мнению, это личное дело каждого человека. Опасность представляет только религиозный фанатизм, поскольку именно фанатики под знаменем добра могут нести разрушение и смерть.

Из зала прозвучал вопрос этического характера: можно ли бить детей?

— Я отвечу словами Михаила Чехова: «Творческим чувствам нельзя приказать... Их надо увлечь». Эта фраза была сказана применительно к актерской технике, но по отношению к детям она также верна. Ребенок — это маленький человек, такой же, как ты. В нем надо уважать личность, хотя иногда, конечно, хочется шлепнуть как следует…

Марк Розовский дал студентам несколько важных жизненных советов. В частности, он пожелал им всегда докапываться до истины и внимательнее относиться к фактам истории: «Известное известно немногим, — сказал Аристотель. Запомните это и будьте всегда внимательны к событиям прошлого и настоящего».

Яна СМИРНОВА,
Управление интернет-политики


Распечатать страницу

Фотогалереи

Фотограф: Алексей ВЛАСОВ 32