Алек Эпштейн в МГИМО: войны, которые мы продолжаем воевать

12.11.09

Алек Эпштейн в МГИМО: войны, которые мы продолжаем воевать

Алек Эпштейн в МГИМО: войны, которые мы продолжаем воевать

11 ноября в МГИМО прошла открытая лекция известного израильского историка и социолога, автора множества монографий по вопросам ближневосточного урегулирования Алека Эпштейна. Лекция состоялась благодаря усилиям Союза израильских студентов (Еврейского клуба) МГИМО.

Количество участников изначально камерного мероприятия в итоге превысило 40 человек. Ведь помимо студентов МГИМО, интересующихся политикой на Ближнем Востоке, во встрече приняли участие студенты Института стран Азии и Африки МГУ, а также лично директор Центра ближневосточных исследований МГИМО Андрей Васильевич Федорченко.

Интерес к лекции не так удивителен, если учитывать высокую компетентность гостя. Преподаватель Открытого университета Иерусалима и Центра Чейза Еврейского университета в Иерусалиме, Д-р Алек Эпштейн — один из ведущих экспертов Московского Института Ближнего Востока и автор одиннадцати книг. В январе 2009 года он был включен в список Top 100 Educators, а также в перечисление 2000 Outstanding Intellectuals of the 21st Century.

От заявленной темы лекции — российско-израильских отношений — д-р Эпштейн сразу решил отойти. Главным направлением обсуждения был выбран более общий момент, характеризующий не только историю государства Израиль: модели ситуациий, когда нет этики взаимопомощи потенциальным жертвам.

«Никакое массовое убийство, террор и геноцид невозможен без того, чтобы сосед сидел и молчал» — начал лектор, приводя в качестве примеров геноцид армян, события в Руанде и некоторые другие сюжеты. Как далеко может зайти человек, действуя не по собственной инициативе? Д-р Эпштейн затронул такую тему, как личная парадигма ценностей при исполнении директивы и привел исторический пример правосудия над Эйхманом, а также понятие «потенциально незаконного приказа», принятое после израильско-египетской войны 1959 года.

Выбор есть всегда, но как понять, в чью пользу он делается? Лектор продолжил свое выступление разбором сложной в израильском контексте категории «лояльности» — государству или нации. «Этика собственного морального превосходства не оставляет места для взаимопонимания. Мы не можем построить мир, пока у нас нет понимания чужой воли и чужих страданий», — подчеркнул он.

Согласно историку, логика создания еврейского государства оправдана, но нужно хорошо уяснить, что если преподавать израильскую историю без упоминания палестинского варианта развития событий — это, как минимум, необъективно. «Память о событиях часто используется только так,  как это удобно», — продолжает Алек Эпштейн, — «Практически все «подгоняют» историю под собственный политический нарратив».

В заключении, лектор призвал студентов обратить внимание на тот факт, что наше сбственное безразличие к чужой боли «формирует не культурный диалог, а монокультурный диалог глухих». Он также призвал будущих дипломатов стараться как можно чаще эту ситуацию избегать. Причем не только в изучении палестино-израильского вопроса, но и международных отношений в целом.

Юлия ТАРАНОВА, студентка 4 курса факультета МЖ,
Союз израильских студентов МГИМО (Еврейский клуб)


Распечатать страницу