МИУ — развитие шаг за шагом

27.11.09

МИУ — развитие шаг за шагом

МИУ — развитие шаг за шагом

В связи с празднованием 15-летнего юбилея Международного института управления Портал МГИМО продолжает рассказывать читателям об истории МИУ и его сегодняшнем дне.

Предлагаем вашему вниманию три интервью с заведующими кафедрами института: Юрием Константиновичем Красновым, Евгением Васильевичем Охотским и Верой Викторовной Селезневой. Интервью подготовлены сотрудниками МИУ МГИМО-Университета.


Интервью Ю.К. Краснова

Уважаемый Юрий Константинович, мы бы хотели узнать Вашу точку зрения о том, как Международный институт управления выполняет свою главную задачу, связанную с подготовкой управленческих кадров?

— Я думаю, что наш институт хорошо справляется с поставленной задачей. С самого начала идея института рассматривалась как идея центра переподготовки преподавателей и в первую очередь работников государственной службы в области государственного и муниципального управления. И если вспомнить первые выпуски, то это были выпуски именно государственных служащих и занимающих сегодня довольно видное место в иерархии государственной службы. Эта линия продолжается и сегодня, потому что двери института открыты для любого государственного служащего и мы всегда рады видеть работников с государственной службы, государственных учреждений. Но все-таки цель, поставленная в начальный период, значительно расширилась сейчас. Сегодня мы не только центр переподготовки кадров государственной службы, но и центр подготовки самых разных специалистов в сфере государственного управления: и юристов, и управленцев, и бакалавров, и магистров, и аспирантов, и у нас даже есть докторантура. Поэтому, как мне представляется, мы существенно расширили цель института и задачи, которые нужно решать в ходе обучения, в интересах подготовки высококвалифицированных кадров для нашего государства. Сейчас наш институт представляет собой достаточно целостную структуру, позволяющую последовательно обучать от первого высшего образования, с первого курса бакалавриата и заканчивая предоставлением условий для защиты докторских диссертаций.

Юрий Константинович, но и другие вузы готовят специалистов по данным специальностям, даже некоторые образовательные структуры нашего Университета. В чем же заключается особенность подготовки Международного института управления?

— Думаю, что конкуренция, действительно, существует. Но место нашего института является прочным и свидетельствует о нескольких процессов, которые идут в системе высшего образования. Во-первых, мы заявили себя в рамках МГИМО как центр подготовки управленцев в системе государственного управления и юристов в рамках подготовки специалистов в наших иностранных компаниях с хорошим знанием внутреннего права. То есть в этом и особенность нашего института. Только МИУ МГИМО готовит управленцев для государственной службы, это единственный центр подготовки в нашем университете, и только МИУ МГИМО готовит юристов, которые прекрасно знают Российское право, хорошо владеют иностранным языком, имеют общие представления о развитии права зарубежом, и это позволяет им, во-первых, рассчитывать на очень хорошую работу внутри иностранных компаний, работающих в России, в российских компаниях с иностранных участием, это позволяет им участвовать в конкуренции за должность на государственной службе, связанной с работой с заграницей, в МИДе, в Госдуме. В разных министерствах, крупных корпорациях работают и пользуются заслуженным уважением наши выпускники. То есть наша специфика в том, что мы готовим специалистов, которых не готовят другие факультеты. В этом отношении появление МИУ было очень важным фактором преобразования МГИМО из института в университет. Мы были едва ли ни первым институтом в рамках университета международных отношений.

Что касается международно-правового факультета (МП), то, хотя и там и тут мы готовим юристов, при всем том, я считаю, что наши выпускники, при всем уважении к МП, больше подготовлены для работы внутри России в иностранных компании, чем выпускники МП, которые имеют все-таки специализацию, ориентированную на знание в первую очередь европейского права. Если ориентироваться на работу в какой-то международной организации или в Европейских структурах, то это хорошее образование, без всяких сомнений, оно позволяет рассчитывать на продвижение и успех. А если внутри, то им придется доучиваться. Во всяком случае, о том, что наш факультет выдерживает конкуренцию, всячески свидетельствует постоянный рост числа принимаемых на наш факультет, появление магистратуры и создание своего журнала. Немногие факультеты в нашем университете могут похвастаться наличием таких важных компонентов.


Интервью Е.В. Охотского

Евгений Васильевич, нас и многих других студентов, очень интересует история создания Международного института управления. С чего все начиналось?

— Мы начинали с чистого листа. Я участвовал в разработке учебных планов и программ. Шаг за шагом институт развивался. Первое с чего мы начинали — это второе высшее вечернее образование. Именно на этом уровне апробировались все технологии, документы и организационные мероприятия. Потом пришли к выводу, что институт должен развиваться и, естественно, по-другому быть не могло. Так было создано дневное отделение. Мы начали набор по юридической специальности, потом через год-два по управленческой. И вот сегодня вы видите институт — довольно серьезное предприятие, довольно крупное подразделение. В целом, с моей точки зрения, институт достаточно качественно справляется с поставленной задачей. Я не говорю, что у нас нет слабостей и у нас все прекрасно, это было бы неправильно. Я считаю, что мы готовим специалистов более высокого, качественного уровня, при всех издержках, при всех слабостях, чем другие вузы. У нас тоже есть плохо подготовленные студенты и выпускники- это люди, которые нас не подводят, когда мы встречаемся и беседуем после окончания вуза.

По сравнению с другими, у нас достаточно высокая учебная дисциплина, высокий уровень профессорского преподавательского состава, у нас более 60% аудитории — это доктора, профессора. Мало какой ВУЗ может похвастаться таким уровнем.

Нам нужно подумать о методике преподавания, о большем внедрении информационных технологий, компьютерной техники — это действительно нужно. Но довольно сложно перестроить профессора, если он на протяжении довольно длительного времени работал по одной схеме, а потом по-другому. Но это необходимо сделать потому, что МГИМО переходит на болонскую систему образования, мы пытаемся внедриться в европейские образовательные процессы. При этом следует обратить внимание на то, что нам необходимо менять организацию и методику более решительно, в чем-то адаптируясь на западные образцы. Но те, которые действительно эффективны. Я совершенно убежден, что не все, что там имеется — однозначно будет работать у нас. Надо учитывать и наши особенности. Порой российским студентам присущи неорганизованность, нежелание работать, стремление списать — все то, чего у западного студента нет. Мы можем проявлять недовольство этим процессом, но это реальность, так оно и есть. Я обязан как преподаватель учитывать эту ситуацию. Нельзя не учитывать и общую обстановку в стране. Где-то мы сохраняем консервативность. Бесконечное реформирование, реструктуризация только разрушают. Наука — это отрасль, где профессор или студент должен спокойно, шаг за шагом, день за днем решать свои задачи, а не бегать, не дергаться и не перестраиваться без конца под какие-то модные вещи. Учеба — это усидчивость, трудолюбие, стремление осмыслить, проанализировать. На протяжении этих 15 лет наш институт развивался. Мы одни из первых перешли на систему бакалавров и магистрантов. Общими усилиями по инициативе директора и при поддержке ректората был создан ученый совет по защите докторских и кандидатских диссертаций, создавалась аспирантура. Сегодня у нас на двух кафедрах около тридцати аспирантов. Три года назад на базе нашего опыта, издания научных книг было создан журнал. Это тоже веха в становлении и развитии нашего института. Таким образом, институт полностью обладает компонентами полноценного структурного подразделения нашего университета. У нас также есть возможность научных публикаций. Сейчас есть планы дальнейшего развития. До сих пор вечернее образование не снизило свою значимость. Сейчас у нас около 60 человек обучаются по системе второго высшего образования.

Евгений Васильевич, как на Ваш взгляд, отвечает ли сегодняшний выпускник МИУ, предъявляемым требованиям нашего времени?

— Если взять государственный стандарт, то наш выпускник полностью ему соответствует. Студентам предоставляется возможность полностью прослушать необходимый курс учебных занятий, весь набор дисциплин.

Другое дело, что в реальной жизни нужно уметь правильно применять эти знания. Поэтому, когда вы после окончания обучения приходите с дипломом на практическую работу, вы, естественно, ощущаете нехватку навыков и умений что-то делать. Например, вы прекрасно понимаете, что такое государственное управленческое решение, что оно бывает в форме закона, указа, но не представляете, как разработать управленческое решение. Поэтому необходимо на базе полученных знаний хотя бы год поработать, чтобы соответствовать этому стандарту. Тот же студент МГУ, возможно, сильнее по знанию юриспруденция, но студент МГИМО лучше подготовлен с точки зрения языка, и он очень быстро осваивает специальность, получив работу. Его мышление, гибкость, трудолюбие закладываются на протяжении всего периода обучения. Вот почему наши выпускники всегда востребованы!


 Интервью В.В. Селезневой

Уважаемая Вера Викторовна, кафедра английского языка является одним из важнейших компонентов в структуре Международного института управления. Как происходило развитие кафедры?

— Наш институт постоянно развивается, отвечая требованиям времени. Хотелось бы отметить, что за эти 15 лет на кафедре был создан сплоченный творческий коллектив (почти половина преподавателей являются кандидатами наук). Были разработаны новые программы, учебно-методические комплексы. На языке читаются спецкурсы, проводятся студенческие конференции, есть даже «Английский театр».

В чем выражается специфика знаний получаемых студентами МИУ по английскому языку?

— Владение языком профессии — уникальная составляющая образования. На кафедре разработан и преподается современный курс юридического перевода, включающий в себя наиболее востребованные отрасли гражданского права (договорное, корпоративное право, арбитраж, защиту интеллектуальной собственности). Этот курс создавался в тесном сотрудничестве с практикующими американскими, английскими и российскими юристами с учетом опыта ведущих переводчиков в данной области. Ярко выраженный практический характер курса нашел свое отражение в многочисленных положительный отзывах выпускников МИУ, работающих в крупнейших международных юридических фирмах как у нас в стране, так и за рубежом.


Распечатать страницу