Внешнеэкономическая политика — важнейшее направление подготовки студентов

01.12.09

Внешнеэкономическая политика — важнейшее направление подготовки студентов

Мы продолжаем цикл интервью с участниками Инновационной образовательной программы 2007–2008. Наш сегодняшний собеседник — доцент кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей, заместитель декана факультета Международного бизнеса и делового администрирования, кандидат экономических наук Татьяна Михайловна Исаченко.

— Татьяна Михайловна, расскажите, пожалуйста, о ваших зарубежных стажировках.

— В рамках инновационной программы мне удалось побывать на двух стажировках. Первой стала стажировка в Институте Всемирного банка в Вашингтоне, которая проходила в течение трех недель в ноябре — декабре 2007 года. До этого времени МГИМО, насколько мне известно, не имел контактов с Институтом Всемирного банка, но я и моя коллега Анна Владимировна Абрамова, также побывавшая на подобной стажировке, знали, что там есть эксперты и научные материалы по интересующей нас проблематике. Так, в частности, мои профессиональные интересы состояли в изучении роли МВФ и Всемирного банка в формировании торговой политики и их взаимодействии с ВТО.

— Как проходила стажировка во Всемирном банке?

— Должна сказать, что это была индивидуальная стажировка только для нас, сотрудников МГИМО, поэтому принимающая сторона отнеслась к этому неформально. Организовано все было просто великолепно. У каждой из нас был кабинет с компьютером, но главное, были обеспечены встречи со всеми экспертами, которых мы хотели видеть. Нам удалось не только пообщаться со всеми специалистами, но и принять участие в различных мероприятиях.

В один из последних дней нашего пребывания была организована специальная конференция, на которой мы с коллегой выступили с докладами, представив результаты своих исследований. Мне выпала возможность представить свое исследование на тему «Взаимодействие МВФ, Всемирного банка и ВТО в процессе формирования системы многостороннего регулирования международной торговли». Принимавшие нас специалисты активно участвовали в обсуждении различных спорных вопросов, что доказывало их неподдельный интерес к нашей работе.

Для меня эта поездка была чрезвычайно эффективной, так как именно во время этой стажировки у меня сложилась концепция фундаментального исследования, над которым я работаю в настоящее время.

— Ваша следующая стажировка проходила в Школе государственного управления им. Дж. Кеннеди в Гарварде. Почему был выбран именно Гарвард?

— Думаю, любой увлеченный своей профессией экономист мечтает попасть в Гарвард. В мои студенческие годы об этом не стоило и мечтать, но сейчас такую возможность я просто не могла упустить. Я работала с материалами и книгами многих экспертов из Гарварда, и знала, что в этом университете есть курс «Практика торговой политики». По торговой политике вообще немного хороших курсов для профессионалов, а уж практических курсов совсем мало. Сначала я подала заявку непосредственно в Гарвард, прошла тест, конкурс резюме и получила подтверждение о зачислении. Когда я выиграла этот грант и в МГИМО, то была очень рада новой возможности повышения квалификации.

— В какой форме проходили занятия? Какая царила на них атмосфера?

— Обучение проходило в форме лекций, на которые отводилось около 30% времени, деловых игр и тренингов, так что основной упор делался на практический аспект занятий. Должна признаться, что если при обсуждении теоретических вопросов я показывала очень хорошие результаты, то по результатам игры по тарифным переговорам я оказалась на последнем месте. Это лишний раз доказало, как важна для нас, преподавателей, хорошая практическая работа.

Атмосфера на занятиях была очень непринужденной и неформальной, что помогало нам свободно общаться и обсуждать любые вопросы.

— Кто вел этот курс?

— Теоретическую часть курса вел известный экономист Роберт Лоуренс, с практической частью переговорного процесса нас знакомил преподающий в разных университетах экономист Грег ВанГрастек, а тему «Ведение торговых переговоров» освещал Брайан Мандел. Все профессора, помимо преподавания, занимаются консультированием и хорошо знакомы с практической деятельностью.

— Для кого проводилась эта стажировка?

— Этот двухнедельный учебный курс проводится ежегодно для ограниченного числа слушателей, половина из которых — чиновники правительственных структур США, а другая половина — представители различных стран, преимущественно тоже чиновники. К академическим кругам принадлежали только двое — я и моя коллега-преподаватель из Египта, одновременно работающая и в правительстве своей страны.

Приятным для меня оказался тот факт, что по окончании стажировки я была зачислена в члены Ассоциации выпускников Гарварда и в члены Ассоциации выпускников Гарварда в России.

— Можно ли сказать, что российские и американские специалисты по-разному смотрят на проблемы торговой политики?

— Утверждение, будто у «нас» и у «них» полярные взгляды на торговую политику, было бы неверным. Хотя бы потому, что регулирование международной торговли происходит на базе принципов ВТО. Полюсных мнений здесь не может быть. Разница же наших позиций заключается в том, что США — сильные члены ВТО, а мы находимся в процессе присоединения, и в том, что каждая страна старается защищать собственные интересы. То, что выгодно нам, может быть невыгодно США, и наоборот.

Кроме того, в торговле товарами США для нас — не главный переговорщик, так как наш товарооборот с этой страной очень ограничен разными факторами. Основной переговорщик для нас в этом вопросе — Евросоюз, а с США мы чаще обсуждаем проблемы регулирования интеллектуальной собственности.

— Какие основные наработки были сделаны Вами во время этой стажировки? Что из этого можно применять в учебном процессе МГИМО?

— В качестве учебного материала мы получили огромное количество документов, материалов по переговорам, книг и т. д., которые можно активно применять при обучении студентов. К сожалению, в некоторых случаях студентам ещё не хватает базовых знаний, ведь этот курс рассчитан все-таки на уже работающих специалистов.

Особенно полезной считаю деловую игру по тарифным переговорам. Я использовала эту игру при обучении студентов магистратуры по направлению «Международный бизнес», по курсу «Внешнеэкономическая политика», преподавание которого, к сожалению, в нашем институте сокращается. Также по итогам обеих стажировок был разработан УМК «ВТО и многостороннее регулирование международной торговли», опубликованы шесть научных статей и сейчас готовится к изданию монография.

— Удалось ли Вам завязать какие-то контакты с теми, кто был на стажировке?

— Да, конечно, но я не могу назвать это рабочими контактами, так как у нас все-таки разные сферы деятельности. Правда, я стала рецензентом своей польской коллеги, пищущей сейчас в США диссертацию. Вот положительный пример глобализации.

— Если бы у Вас была возможность съездить ещё на одну стажировку, то какой курс и где Вы бы выбрали?

— Поскольку профессионально я увлечена проблематикой торговой политики и считаю её очень перспективной, то я бы выбрала или академический курс «Теория торговой политики» в Колумбийском Университете в Нью-Йорке или какую-нибудь программу Института международной торговли в Берне в Швейцарии. Профессиональные контакты с этими научными центрами были бы очень полезны для МГИМО, тем более что на сегодняшний день подобные контакты нашего Университета в области экономики ограничены.

— Чего, на Ваш взгляд, не хватает для более качественной подготовки специалистов МГИМО в области международных экономических отношений?

— В первую очередь нашим студентам не хватает более фундаментальной подготовки по вопросам внешнеэкономической политики. Считаю, что этой проблеме необходимо уделять больше внимания. Но я не теряю надежды, что разработанный под руководством профессора Э.П. Бабина курс «Внешнеэкономическая политика» займет достойное место в учебном плане МГИМО в рамках разных направлений подготовки.

Беседовала Елена БАЛАШОВА,
Управление инновационного развития


713
Распечатать страницу