В МГИМО состоялась конференция «Современный спортивный менеджмент: тенденции и потребности»

04.12.09

В МГИМО состоялась конференция «Современный спортивный менеджмент: тенденции и потребности»

В МГИМО состоялась конференция «Современный спортивный менеджмент: тенденции и потребности»

«Поехали!» — таков на сегодняшний день официальный слоган XXII Олимпийских зимних игр, которые пройдут в Сочи в 2014 году. Однако этот лозунг можно применить не только Олимпиаде, но и к российской индустрии спорта в целом.

Конференция «Современный спортивный менеджмент: тенденции и потребности», состоявшаяся 3 декабря в зале №1 МГИМО — первое событие подобного масштаба, организованное Бизнес клубом в этом году. В качестве гостей присутствовали профессионалы с большим практическим опытом в индустрии спорта, добившиеся значительных успехов. Речь шла как о проблемах, так и о положительных тенденциях и перспективах в российском спорте. В дискуссии активно участвовали студенты самых разных факультетов МГИМО, а также других вузов. Каждый мог увидеть картину спортивной индустрии с разных ракурсов и оценить собственные перспективы в этой популярной и динамично развивающейся отрасли.

Ведущий Александр Чеботарев (4 курс Международного института управления) открыл пленарное заседание словами благодарности ко всем участникам конференции. Затем с приветственным словом выступил менеджер проекта, председатель Бизнес клуба МГИМО Максим Сапожников (3 курс Института внешнеэкономических связей). Максим рассказал о том, как родилась идея подобного проекта, почему именно спорт был выбран в качестве темы для обсуждения, а также поделился целями и задачами, поставленными организаторами конференции.

Первым из приглашенных гостей выступил трехкратный олимпийский чемпион, Первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения Андрей Лавров. Он рассказал о проблемах спортивного образования в России, в частности, отметил нехватку квалифицированных специалистов. При этом он подчеркнуд, что победа Сочи в борьбе за право принимать у себя Олимпиаду должна существенно повлиять на ситуацию и дать толчок для развития любительского и профессионального спорта в России.

Дмитрий Иванов, административный директор ФК «Динамо», охарактеризовал трансферную футбольную систему. Он подробно остановился на юридических аспектах, участники конференции узнали, что до 1992 года профессиональный футбол в РФ не был документально оформлен и все футболисты, выступавшие на высшем уровне и игравшие за сборную страны, считались любителями. И лишь в 1992 году были приняты необходимые нормативно-правовые акты, которые ввели в индустрию спорта понятия «трансферный контракт» и «трансферная система». Дмитрий Анатольевич также ответил на вопросы об инвестициях клуба «Динамо», о ценах на футболистов и о трансферах известных игроков.

Следующим спикером пленарного заседания был президент ПФК «ЦСКА» Евгений Гинер. Евгений Леннорович рассказал участникам Конференции о специфике бизнеса в российском футболе. Оказалось, что в России попросту не существует прибыльных футбольных клубов. Евгений Леннорович обозначил основные источники дохода топ-клубов и команд среднего уровня. При этом стало ясно, что доходность клубов в России не идет ни в какое сравнение с доходами ведущих европейских клубов. Это связано целым спектром проблем: неразвитая инфраструктура, отсутствие заинтересованных инвесторов, несовпадение европейского и российского футбольного календаря и т. д.

Евгению Ленноровичу задали много вопросов о спросе на квалифицированных специалистов в «ЦСКА». Как оказалось, в 2003 году он обращался к ректору Анатолию Васильевичу Торкунову с просьбой порекомендовать выпускника МГИМО для работы переводчиком португальского языка. Нужный специалист вскоре был найден — им оказался Максим Головлев, выпускник факультета Международных экономических отношений. Максим сразу же принялся за свои обязанности — помогал в работе тренеру Артуру Жорже. Евгений Леннорович отметил, что когда-то Жозе Моуриньо (один из лучших футбольных менеджеров в мире) также начинал карьеру в роли переводчика. Максим Головлев и по сей день работает в ЦСКА в должности специалиста по международным экономическим отношениям, а в 2007 году он защитил в МГИМО кандидатскую диссертацию на тему «Финансовые аспекты панамериканской экономической интеграции».

Следующий гость — старший менеджер компании A.T. Kearney Максим Бычков — представил интереснейший анализ эффективности работы российских спортивных сооружений в сравнении с международными. Было отмечено, что количество имеющихся футбольных стадионов в Москве ограничено, а их размеры, расположение и конфигурация не оптимальны. Данный вывод был подкреплен статистикой и результатами маркетинговых исследований A.T. Kearney.

В заключение выступления Максим отметил, что на сегодняшний день в Москве существует значительный потенциал для коммерчески успешных спортивных объектов и спортивным менеджерам следует обратить внимание на данное направление развития.

О процессе подготовки к XXII Олимпийским и XI Паралимпийским зимним играм в Сочи поведал Директор Департамента образования АНО «Сочи-2014» Андрей Аванесов, выпускник факультета Международной журналистики МГИМО. Как оказалось, подготовка осуществляется более чем по 60 направлениям (маркетинг, коммуникации, образование, защита бренда и т. д.). Данный факт подчеркивает востребованность Оргкомитета Сочи-2014 в квалифицированных специалистах-международниках.

Андрей Аванесов отметил также, что стратегическая задача Игр в Сочи — формирование наследия для страны. Игры в Сочи способны дать толчок развитию инфраструктуры, занятости, туризму, экологии и человеческому капиталу России.

Ирина Зайцева, директор по маркетингу Союза биатлонистов России, являет собой пример того, как женщина может сделать успешную карьеру в спорт-индустрии. Она назвала несколько сфер, в которых ощущается острая нехватка квалифицированных менеджеров и посоветовала обращаться со своими идеями в спортивные организации.

В заключение Ирина Михайловна представила вниманию публики увлекательную маркетинговую презентацию ПБК «ЦСКА», в разработке которой она принимала непосредственное участие.

Завершилась конференция выступлением Андрея Дейнеко (выпускник МГИМО 1995 года), вице-президента компании IMG — лидера спортивной индустрии. Андрей рассказал о деятельности компании и некоторых состоявляющих её успеха. Он подчеркнул, что у каждого участника конференции есть возможность реализовать себя в индустрии спорта. Сам Андрей начал работу в данной отрасли, ещё будучи студентом 2 курса.

По окончании пленарного заседания участники форума пообщались на фуршете.

В завершение программы конференции состоялся мастер-класс «В поисках зрителя: анализ факторов влияния на процесс формирования зрительской аудитории спортивных событий» Демьяна Сидоренко — заместителя генерального директора ГУ при Правительстве Москвы «Дирекция спортивных и зрелищных мероприятий». Демьян описал структуру, процесс и специфику организации спортивного мероприятия, определил ключевые факторы успеха, а также поделился собственным обширным опытом (Демьян был ответственным за организацию московского финала Лиги чемпионов, Чемпионата мира по хоккею, Евровидения-2009 и других мероприятий).

На конференции участники получили полноценное представление о том, как функционирует российский спорт, какие проблемы существуют на данный момент и каковы перспективы для специалистов-международников в этой сфере.

Бизнес Клуб МГИМО хотел бы поблагодарить всех гостей мероприятия, а также кафедру физического воспитания, Студенческий союз, Ассоциацию выпускников, Институт дополнительного профессионального образования МГИМО и все структурные подразделения, принимавшие участие в организации данного проекта.

Алена ЗЕМСКОВА,
Максим САПОЖНИКОВ
Бизнес Клуб МГИМО


Распечатать страницу

Фотогалереи

Фотограф: Игорь ЛИЛЕЕВ, Анастасия НОВИКОВА, Михаил БОБЫЛЕВ 50