Экономический анализ права: на стыке двух дисциплин

28.12.09

Экономический анализ права: на стыке двух дисциплин

Об актуальности курса «Экономический анализ права» и о Роттердамском институте экономики и права рассказывает старший преподаватель кафедры экономической теории, кандидат экономических наук А.В. Пономарев.

— Александр Валерьевич, нас очень заинтересовал материал кафедры экономической теории о прошедшей недавно студенческой конференции по тематике Вашего УМК «Экономический анализ права». Хотелось бы более подробно узнать у Вас об опыте, полученном Вами на стажировке в Роттердамском институте экономики и права (Школа права Университета Эразмус, г. Роттердам, Нидерланды) и о том, как этот опыт повлиял на разработку данного УМК.

— Перед тем как подать заявку на участие в конкурсе ПДПО, я отправил запросы в университеты Европы (Голландии, Австрии, Германии) и США. В результате пришли приглашения в три из четырех вузов и был выбран именно тот, программа которого наилучшим образом соответствовала актуальным для МГИМО исследовательским задачам. Этим вузом оказался Роттердамский институт экономики и права, являющийся подразделением Школы права Университета Эразмус. Основная цель стажировки состояла в сборе необходимого материала для УМК «Экономический анализ права», предназначенного для факультетов МП и МЭО. Помимо этого, было интересно узнать, как организуется учебный процесс в этом институте в целом, и что из этого может быть полезно для МГИМО.

— Каковы основные отличия между организацией учебного процесса «у них» и «у нас»?

-Одно из самых заметных отличий касается самостоятельности западных студентов. Значительный объем информации студенты изучают сами, пользуясь рекомендуемой литературой, коммуникативными ресурсами сети Интернет и библиотечными фондами Института. Им не «разжевывают» материал, а дают лишь обзорные лекции и занятия. Их «учат учиться», а не просто стараются вложить в головы определенный набор информации. Таким образом, учебный процесс направлен не только на усвоение студентами знаний, предусмотренных стандартом, но и, в большей степени, на формирование свободных инициатив по открытию новой информации, что становится залогом профессионального роста в конкурентном окружении.

Экзамены проходят в более свободной, творческой форме, чем это принято у нас, что позволяет учащимся продемонстрировать индивидуальные возможности, способности и знания. Благодаря такому подходу развиваются не только студенты, но и кафедра, и институт в целом. Я думаю, что подобную практику было бы очень полезно внедрить и в МГИМО.

Также я изучал систему подготовки студентов PhD (для нас — аспирантов). Особенность подготовки аспирантов состоит в том, что они практически каждый день посещают институт. У них есть оборудованные рабочие места для занятий, они могут общаться друг с другом, получать консультации у преподавателей, пользоваться библиотечными фондами института, а также довольно часто выезжают на научные конференции в страны Европы. Каждые полгода аспирант проводит презентацию своих результатов на кафедре. Такая форма работы кажется мне очень эффективной.

Основную часть профессуры института составляют юристы и экономисты, занимающиеся научными исследованиями и преподаванием на междисциплинарном уровне, на стыке экономики и права. К подобным дисциплинам относятся «Теория контрактов», «Экономический анализ конкурентного права», «Экономический анализ гражданских правонарушений», «Сравнительное исследование в области экономики и права» и ряд других курсов.

— Каков основной контингент учащихся?

-Студентами являются учащиеся из стран Европы, Китая, России, Израиля и других стран. На магистерскую программу «Экономика и право» (это международная программа, финансируемая из фондов образовательной программы «Эразмус Мундус») очень сложно поступить: необходимо пройти ряд процедур по выявлению мотивации к обучению, по выявлению компетенций в области права, экономики, по уровню знания английского языка (IELTS, TOEFL). Обучение проходит на английском языке, данный фактор позволяет студентам налаживать межкультурные связи, улучшать знание английского языка и приобретать опыт ведения дискуссий на межнациональном уровне. Поступают на программу студенты-бакалавры с дипломами по юридическим и экономическим специальностям. Разумеется, юристы больше интересуются экономическими аспектами курса, а экономисты — юридическими, и в результате возникает не только межнациональная, но и междисциплинарная конкуренция.

Программа подготовки магистров по данной специальности начала осуществляться в 1990 г. в Роттердаме, Генте, Оксфорде и Париже, набор составлял 20 студентов. Сегодня она объединяет более 10 университетов Европы (Роттердам, Гент, Гамбург, Болонья, Марсель, Манчестер, Мадрид, Линкепинг, Стокгольм, Вена и др.) и Университет Хайфы (Израиль). Одновременно обучение проходят около 100 студентов по одногодичной программе, предусматривающей мобильность обучающихся между университетами консорциума. При поступлении студенты делятся на группы-специализации и распределяются в разные университеты, после первого триместра группы передвигаются в другие города, после второго триместра происходит очередное перемещение. В последнем (третьем) триместре магистранты в основном занимаются подготовкой диссертации. Защита диссертации проходит в одном из университетов в зависимости от темы. Таким образом, конкуренция разворачивается не только между студентами, но и между университетами консорциума. Междисциплинарность — это не столько результат инновационной системы обучения Роттердамского института, сколько следствие развития экономической и юридической науки в ХХ веке.

— Вы имеете в виду экономический анализ права?

— Да. Экономический анализ права начал развиваться в середине ХХ века, и связано это было с американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии 1991 г. Рональдом Коузом (которому на днях исполняется 99 лет), американским экономистом Гэри Беккером, лауреатом Нобелевской премии 1992 г., юристом Гвидо Калабрези (федеральный судья США) и юристом Ричардом Познером. Эти люди в 1960–70 гг. заложили основы экономического анализа права, влияние которого постепенно растет во всем мире. Исследовательская программа, предложенная учёными, оказалась привлекательной для юристов: сегодня экономическому анализу подвергается любой аспект правовой системы, например, нормы гражданского права, уголовного права, процессуального права, конституционного права и судебной практики. Представители данной науки организуют семинары по экономической теории для юристов и судей, а для экономистов и финансистов — по юридическим дисциплинам.

Сегодня эта дисциплина изучается почти во всех юридических и экономических университетах США, а для Европы — сравнительно новый предмет, присутствующий далеко не во всех учебных планах профильных вузов, хотя популярность этого курса увеличивается. Несмотря на то, что экономический анализ права традиционно основан на исследовании американской правовой системы и судебной практики, применение междисциплинарного подхода успешно реализуется и в странах с континентальной правовой традицией.

Для российского высшего образования это также новый предмет, и преподается он далеко не во всех вузах. К сожалению, во многих юридических институтах до сих пор существует непонимание важности экономического подхода. В МГИМО мы тоже сталкиваемся с трудностями в продвижении нового курса, но я рад, что с помощью инновационной программы нам удалось сделать первый шаг в этом направлении.

Пока УМК «Экономический анализ права» еще не введен в учебный план, идет процесс согласования и утверждения, но отдельные его элементы мы используем в рамках других курсов.

— В какой форме проходила программа повышения квалификации?

— Я ориентировался, в первую очередь, на посещение занятий в магистратуре, собирая материал не только для содержательной части курса «Экономический анализ права», но и по методике его преподавания: как проводятся лекции, семинары, презентации и дискуссии — все это было для меня интересно и полезно. Также работал в библиотеке, где изучал зарубежные источники, дополняя и обогащая УМК, участвовал в работе семинаров по подготовке студентов PhD, общался с профессурой, консультировался по интересующим меня узкоспециализированным вопросам и темам, например, по экономическому анализу правонарушений в медицинской сфере, экономическому анализу корпоративного права. Хотелось особенно отметить, что мне удалось принять участие в проходившей в Роттердамском институте конференции «Изменяющиеся перспективы экономического анализа корпоративного права», на которой с докладами выступали ведущие специалисты из разных стран. В качестве почетного гостя на конференции присутствовал г-н Гвидо Калабрези — один из отцов-основателей предмета.

— Как Вам удается использовать на практике собранные во время стажировки материалы?

— Материалы используются мной в курсе «Методология современной экономической науки» (это еще один УМК, который я разработал). Курс является основным и читается в рамках магистерской программы «Малый и средний бизнес ВЭД». Также я использую в практике преподавания экономической теории на юридических специальностях и отдельные фрагменты «Экономического анализа права». Особенно актуален собранный материал по «Экономической теории контрактов» и «Экономической теории конкурентного права».

Для наших студентов-международников данная дисциплина особенно актуальна, так как им предстоит работать в международной экономико-правовой среде, и полученные знания будут являться конкурентным преимуществом на международном и российском рынке труда.

— Какие современные, инновационные методы обучения Вы используете в учебном процессе?

— Для начала необходимо определить, что мы понимаем под инновационными методами обучения. Лекции и семинары в традиционном виде к ним, конечно, не относятся. А вот тестирование, большой объем самостоятельной, творческой работы для проявления максимальной самостоятельности, коммуникативные игры, проведение занятий на английском языке — можно определить как современные и инновационные.

В перспективе мне бы очень хотелось иметь возможность проводить телемосты между нашими студентами и учащимися западных университетов. Но это довольно сложно технически, да и время занятий у нас часто не совпадает. Некоторые современные методы обучения у нас применяются уже сейчас. В дополнение к занятиям по расписанию регулярно проводятся тематические вечера. Так, как вы уже знаете, совсем недавно у нас был проведен студенческий симпозиум, посвященный австрийской школе. Студенты подготовили блестящие доклады на английском языке. Участникам и гостям очень понравилось данное мероприятие. Оно позволило развить аналитические компетенции по творческой работе с информацией, способствовало свободно осмыслить тематику симпозиума и публично представить результаты исследования на английском языке.

Также в процессе обучения мной активно используются коммуникативные игры. Студентам регулярно предлагаются темы для дискуссий, даются задания по сравнению разных точек зрения по конкретной проблематике. Довольно много материала отводится и для самостоятельной проработки, тем самым студенты приближаются к западным стандартам специалиста, который способен свободно развиваться и обучаться.

Беседовала Елена БАЛАШОВА,
Управление инновационного развития


Распечатать страницу