Бизнес-инкубаторы — первый шаг к созданию собственного бизнеса

21.01.10

Бизнес-инкубаторы — первый шаг к созданию собственного бизнеса

О своей стажировке и о работе бизнес-инкубатора рассказала кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, генеральный директор бизнес-инкубатора МГИМО Ольга Михайловна Хотяшева.

— В 2008 году Вы вместе с коллегами из МГИМО приняли участие в 22 Международной конференции по бизнес-инкубаторам в Сан-Антонио (Техас, США). Что заставило Вас выбрать именно такой формат стажировки?

— В процессе подготовки конференции организаторы собирали информацию о бизнес-инкубаторах в разных странах. Структурам, которые их наиболее заинтересовали, были направлены приглашения, в том числе и МГИМО. Получив приглашение, мы изучили сайт конференции и ее программу. Стало очевидно, что участие в подобном мероприятии — это прекрасная возможность позаимствовать опыт у зарубежных коллег, представить бизнес-инкубатор МГИМО и получить полезные навыки в области управления. После положительного решения конкурсной комиссии в Университете мы подтвердили организаторам свое участие.

Стоит отметить, что мы были единственными представителями российских бизнес-инкубаторов, хотя в нашей стране их работает уже довольно много.

— Какими вообще бывают бизнес-инкубаторы?

— В нашей стране действуют инкубаторы двух типов — коммерческие, связанные с развитием малого предпринимательства (преимущественно в инновационно-технической сфере), и вузовские. Последние начали развиваться в технических институтах, студенты и преподаватели которых могут внедрять конкретные изобретения. На базе вузов гуманитарной направленности, подобных МГИМО, бизнес-инкубаторы создаются редко.

Похожий на наш бизнес-инкубатор существует в Песчаниковых университетах в Австралии, который, также как и мы, работает по принципу «от студенческой идеи до новой фирмы».

— Чем была интересна и полезна для Вас эта стажировка?

— В первую очередь, нам была интересна реакция на то, что мы делаем. Мы выступили с презентацией нашего бизнес-инкубатора и получили очень хорошие отклики, а также позитивную оценку деятельности. Было приятно осознавать себя частью такого большого мирового явления, как бизнес-инкубаторы. Кроме того, полученные в ходе общения связи помогают нам сейчас обмениваться полезной информацией и находить оптимальные решения сложных вопросов. Также бизнес-инкубатор МГИМО стал членом Международной Ассоциации Бизнес-Инкубаторов (NBIA). Каждый год Ассоциация организует различные тренинги и конференции, помогает открывать новые инкубаторы и привлекать спонсоров. Кроме этого, Ассоциация предоставляет консультационные и образовательные услуги, юридическую поддержку и информационную базу своим членам во всем мире.

— За счет чего происходит финансирование бизнес-инкубаторов?

Прибыльных бизнес-инкубаторов практически нет. В лучшем случае они находятся на самофинансировании, но чаще всего — на внешнем спонсорском финансировании. Большинство западных инкубаторов получает почти 60% дохода от сдачи в аренду помещений, особенно это касается вузовских организаций, которые имеют в пользовании обширные площади. Правда, даже такие инкубаторы работают чаще всего не со студенческой начинающей фирмой (со start-up вообще мало кто хочет работать), а с уже готовыми малыми предприятиями, стремясь превратить их в более крупные.

В России существование вузовских бизнес-инкубаторов осложняется тем, что государственный вуз не может поддерживать коммерческую структуру, а если инкубатор является структурным подразделением образовательного учреждения, то он не может заниматься коммерческой деятельностью.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о системе работы бизнес-инкубатора МГИМО.

— Бизнес-инкубатор МГИМО был создан в 2007 году при поддержке руководства вуза и самых активных и преданных выпускников. Главной целью нашей работы является помощь студенческому предпринимательству и развитие бизнес-связей в рамках бренда МГИМО, так что наша деятельность имеет явно не рыночный характер.

Мы стараемся научить студентов использовать в практической работе теоретические знания, полученные во время учебы, т. е. дать им возможность попробовать себя в бизнесе и развить предпринимательскую активность.

Студенты, желающие обратиться за помощью в бизнес-инкубатор, сначала подают заявки на сайт. Далее — после рассмотрения заявок, проводится собеседование с каждым претендентом, определяется степень серьезности намерений и реальность идей. Человек, желающий заняться бизнесом, должен быть целеустремленным, иметь предпринимательскую жилку и серьезную мотивацию — только тогда можно говорить хоть о каком-то шансе на успех. Также в ходе собеседования мы стараемся представить студенту рынок в реальном свете, рассказав о возможных сложностях и подводных камнях.

Если потенциал студента очевиден, то проект стартует: назначаем руководителя из числа наших преподавателей, который обладает не только академическими, но и практическими знаниями в области ведения бизнеса. После этого руководитель вместе с автором идеи разрабатывают бизнес-план, причем по необходимости мы помогаем студентам получить консультации у экспертов — выпускников МГИМО, уже ставших профессионалами. Всем этим студенты пользуются, разумеется, бесплатно.

После того как бизнес-план готов и получил положительную оценку руководителя, он выносится на обсуждение Экспертного совета, который состоит из нескольких выпускников МГИМО, специалистов в своих областях. Вариантов решений экспертного совета может быть три: проект надо дорабатывать; проект отличный и готов к коммерциализации; проект не готов.

— Как происходит коммерциализация одобренных проектов?

— Коммерциализация — это всегда самый сложный вопрос, тем более что наши банки не дают кредиты на start-up. Проекты могут финансироваться по-разному, в зависимости от возможностей их авторов. В некоторых случаях авторы идей могут сами полностью финансировать проекты, в других случаях требуется долевое финансирование, а иногда и стопроцентное. Последних вариантов у нас больше половины, и тут, конечно, возникает проблема привлечения ресурсов. Мы стараемся найти инвесторов, но только знакомых людей из числа выпускников МГИМО. Нашим вкладом может быть и помощь в регистрации, и частичное финансирование. Также у нас подписаны договоры с бухгалтерской и юридической компаниями, которые сопровождают бизнес. Фактически, мы занимаемся не только выстраиванием концепции бизнеса, но и помощью в разных областях, в том числе и в поиске партнеров, помещений и т. д.

— Много ли заявок поступало в ваш бизнес-инкубатор?

— Из 60 заявок, которые поступили к нам с момента создания бизнес-инкубатора, около 40 были реализованы в качестве бизнес-проектов, а 5 из них стали полноценными фирмами. Около 20 проектов было закрыто по инициативе авторов или же из-за того, что бизнес-план этих проектов показал экономическую несостоятельность. Но даже отрицательный опыт очень полезен, так как умение формировать бизнес-планы и выстраивать свой бизнес никогда не помешает.

На сегодняшний день из-за кризиса оказались заморожены проекты, требующие крупных капиталовложений. Сейчас виртуальные проекты и идеи в сфере услуг представляют наибольший интерес, потому что не требуют значительных затрат, и именно такие идеи наиболее активно развиваются, например, виртуальный магазин подарков или компания, оказывающая услуги в области интернет-оптимизации, вендинговый бизнес (продажа товаров через автоматы) или маркетинговые услуги.

На подходе запуск нового проекта с интересной маркетинговой концепцией. Надеюсь, он будет успешным.

— Как Вы сами оцениваете работу бизнес-инкубатора МГИМО? Считаете ли Вы ее эффективной?

— Зависит от того, что считать эффективной работой. Мы дали возможность большому количеству студентов попробовать себя в бизнесе. И пусть эти попытки нельзя назвать коммерческим успехом, подобная «проба пера» оказалась для всех полезной. С социальной точки зрения наш бизнес-инкубатор достаточно эффективен, ведь он, как минимум, показывает студентам, что такое рынок на самом деле.

Если говорить об опыте западных коллег, надо отметить, что хорошим результатом работы западного бизнес-инкубатора считается 7 — 10 успешных проектов за 10 лет работы, так что у нас есть все шансы стать эффективным предприятием.

Беседовала Елена БАЛАШОВА,
Управление инновационного развития


82
Распечатать страницу