Гаити: Координация превыше всего

26.01.10

Гаити: Координация превыше всего

Гаити: Координация превыше всего

После произошедшего две недели назад землетрясения, небогатая и сталкивающаяся с типичными для развивающихся стран социальными проблемами Республика Гаити оказалась под ударом целого ряда катастроф: гуманитарной, медицинской, экологической и, не в последнюю очередь, криминальной. Многие общественные и материальные результаты конструктивной деятельности, достигнутые в последние десятилетия гаитянским народом при поддержке мирового сообщества, оказались под обломками разрушенных подземными толчками стен гаитянской столицы — в прямом смысле этого слова. Не устояло ничто, даже президентский дворец, служивший символом легитимной власти в стране.

В настоящее время десятки спасательных команд из целого ряда государств, в том числе из России, непрерывно работают на месте трагедии, разбирая завалы, извлекая людей из-под рухнувших домов, оказывая им медицинскую помощь, вплоть до сложных хирургических операций. По всему миру открыты сотни счетов для добровольных пожертвований в пользу пострадавших, десятки гуманитарных организаций направили в район бедствия свои миссии с грузами гуманитарной помощи.

Между тем, перед экспертами самого разного уровня встает ряд вопросов, касающихся, прежде всего, поддержания контроля над внутренней обстановкой в Гаити. Необходимо не только охранять общественный порядок, но и сдержать риски отката к ситуации середины 90-х годов, когда воинствующие группировки вели ожесточенную борьбу за власть, поставив свою страну на грань гражданской войны.

В первом приближении ответ заключается в установлении жесткого контроля над любой поступающей извне помощью, ее финансовой и гуманитарной составляющих, а также четких критериев ее распределения. Однако уже сейчас ФБР США выразило обеспокоенность тем, откуда и на какие нужды направляются денежные переводы в разрушенную страну. Специалисты ФБР небезосновательно указывают, что получателем таких средств могут оказаться радикально настроенные группировки (в том числе и ячейки «Аль-Каиды»), которые готовы воспользоваться возникшим хаосом и накопить серьезные силы для дальнейшей дестабилизации обстановки не только в стране, но и во всем регионе Карибского бассейна. Необходимо также учитывать, что в силу архаичных религиозных традиций гаитянского населения, чрезвычайно усилившихся в период авторитарного правления диктаторской династии Дювалье (1957–1986), в Гаити существует система неформальной теократической власти жрецов вудуистских культов. Эта власть и по сей день пользуется большим общественным влиянием, а ее лидеры уже заявляют серьезные претензии на особую роль в восстановительных процессах.

Но кто же, особенно с учетом реальных рисков, способен принять на себя серьезные обязательства по руководству преодолением вызовов ситуации на Гаити? Ответ на этот вопрос остается сложным и неоднозначным.

В момент трагедии в стране действовала уже четвертая по счету миссия ООН — Миссия ООН по стабилизации в Гаити (МООНСГ), которая была учреждена на основании резолюции Совета Безопасности ООН 1542 от 30 апреля 2004 года. Ей предшествовали: Миссия Организации Объединенных Наций в Гаити (МООНГ: сентябрь 1993 года — июнь 1996 года), Переходная миссия Организации Объединенных Наций в Гаити (ПМООНГ: август — ноябрь 1997 года), Гражданская полицейская миссия ООН в Гаити (1997—2000 гг.). Общая санкционированная численность МООНСГ составляет: военнослужащие — 6700; гражданские полицейские — 1622; международный гражданский персонал — 444; добровольцы ООН — 154 и местный гражданский персонал — 727. Но по состоянию на 30 ноября 2009 года численность персонала была заметно увеличена: военнослужащие — 9 065 (из них личный состав — 7 031, гражданские полицейские — 2 034); международные гражданские сотрудники — 488; местные гражданские сотрудники — 1 212; и добровольцы ООН — 214.

МООНСГ была учреждена со следующим мандатом: обеспечение безопасности и стабильности обстановки, путем поддержания переходного правительства и условий, в которых может развиваться конституционный и политический процесс в Гаити; обеспечение развития политического процесса, в частности, путем содействия становлению принципов демократического управления, а также содействия усилиям переходного правительства по налаживанию процесса национального диалога и примирения; защита прав человека, определяемая как оказание поддержки переходному правительству, а также гаитянским правозащитным организациям и группам в их усилиях, направленных на поощрение и защиту прав человека, в частности женщин и детей, с тем чтобы обеспечить индивидуальную ответственность за нарушения прав человека и восстановление пострадавших в правах. В своей повседневной деятельности МООНСГ сотрудничала с Организацией американских государств (ОАГ) и Карибским сообществом (КАРИКОМ).

Среди результатов работы МООНГ можно отметить как существенные успехи, так и нерешенные проблемы. В целом же история присутствия ООН на Гаити стала одним из наиболее продолжительных и дорогостоящих примеров участия в обеспечении стабильности обществ, переживших затяжные гражданские конфликты. Характерно, что только последний годовой, утвержденный еще до катастрофы бюджет миссии ООН, составлял около 612 млн долларов. Гибель в нынешней катастрофе большого числа сотрудников МООНСГ и ее главы г-на Хеди Аннаби является человеческой трагедией и большим ударом по налаживавшейся годами организационной системе присутствия на Гаити. Драматичным является факт полного разрушения инфраструктуры и каналов связи с местным населением, которые обеспечивали работу МООНСГ.

Таким образом, очевидно, что преодолеть последствия столь масштабной не только для Гаити, но и для всего мира катастрофы удастся нескоро. Минимум полгода уйдет на расчистку завалов, возобновление транспортного сообщения. Еще около 5–7 лет — на восстановление экономики. Сколько времени уйдет на восстановление жилья и психологическую реабилитацию граждан, когда буквально каждый житель Гаити потерял под завалами кого-то из своих близких, не может сказать никто.

В этой связи международное сообщество должно приложить максимальные усилия не только по интенсификации гуманитарных поставок в страну, но и по расширению полномочий ООН, усилению условий обеспечения безопасности ее сотрудников, которые уже сейчас подвергаются многочисленным нападениям со стороны населения, испытывающего серьезную нехватку в продовольствии и прочей помощи.

В этой связи нельзя не оставить без внимания политику Белого дома, санкционировавшего отправку в Гаити многотысячного воинского контингента. С одной стороны, действия американской администрации вполне обоснованы — ситуация действительно нуждается в жестком контроле, который ни местные власти, ни размещенные на территории страны подразделения полиции ООН обеспечить не могут. Но одновременно с этим, практика активного включения США в международную по своей сути кампанию спасения гаитянской нации уже вызвали заметное недовольство со стороны представителей других стран, указывающих в частности, на то, что военнослужащие США, приняв на себя функции диспетчеров в аэропорту Порт-о-Пренса, отдают приоритет собственным армейским рейсам, прочим же самолетам, в том числе с жизненно необходимыми гуманитарными грузами, посадку не разрешают.

Обвинения в адрес США звучат на фоне сообщений о том, что сотни тонн помощи все еще не доходят до пострадавших гаитян, и те, приходя в отчаяние, все чаще и со все большей агрессивностью совершают грабежи и насилие. В тех районах, куда пока не поступила помощь, усиливаются и массовые волнения.

Все вышесказанное показывает, что основной задачей, которую предстоит решить мировому сообществу в условиях современного Гаити, является проблема координации своих «благих намерений», а вовсе не размеры и типы поступающей в регион помощи. Ведь только организация гуманитарного авиарейса не решает и половины реальных проблем. Необходимо создать условия, чтобы каждая упаковка груза нашла своего адресата, укрепила в нем надежду на завтрашний день, а не осталась пылиться на складе из-за бюрократических барьеров или, еще хуже, — не превратилась в источник спекуляций для преступных сообществ.

Вероятно, Международная конференция по восстановлению Гаити, которая состоится 25 января в Монреале, сможет существенно облегчить данную задачу, ведь история уже не раз доказывала, что оптимальные рациональные решения скорее являются результатом многосторонней дискуссии, чем последствием спонтанной реакции и односторонних действий.

Юрий ЗИНОВСКИЙ,
выпускник аспирантуры
кафедры дипломатии


Распечатать страницу