Инновационные педагогические технологии как условие формирования важнейших компетенций

26.01.10

Инновационные педагогические технологии как условие формирования важнейших компетенций

Инновационные педагогические технологии как условие формирования важнейших компетенций

В последнее десятилетие в системе высшего образования пристальное внимание уделялось разработке и внедрению новых образовательных программ и курсов, связанных с изменяющимися потребностями общества. В ходе интервью c преподавателями по итогам международных стажировок мы узнали не только о новых программах и учебно-методических курсах, но также и об инновационных методиках преподавания, применяемых в учебном процессе Университета.

Сегодня любой, даже далекий от работы в сфере высшего образования человек понимает, что в этом датском королевстве не все так идеально, как хотелось бы, и что изменения необходимы. Почему? Да хотя бы потому, что меняется жизнь, причем стремительно и необратимо, и с помощью устаревших методов и форм обучения не получается уже подготовить специалистов, востребованных современным рынком. Даже отечественным, не говоря уже о зарубежном.

Что бы ни говорили о советской системе образования — в ней было много плюсов. Именно она позволила подготовить большое количество высокопрофессиональных специалистов в различных областях, но она же в соответствии с господствовавшей в экономике того времени идеологией плановости не позволяла делать их гибкими, восприимчивыми, готовыми к разным изменениям. Когда распался Советский Союз, исчезла не только великая империя. Исчезла идеология социалистического хозяйствования. На смену ей очень медленно и трудно стала приходить идеология рынка, конкурентной среды, обостренно-болезненной (характерной для периода становления) борьбы за свое место под солнцем.

Система образования, по природе своей консервативная, не смогла быстро среагировать на эти изменения. Результаты не заставили себя ждать — подготовленные «по старинке» специалисты с трудом находили себе работу, работодатели не спешили предлагать им хорошие зарплаты, не будучи уверены в их компетентности и способности соответствовать новым стандартам жизни. В связи с этим из-за отсутствия квалифицированных кадров переход экономики на рыночные рельсы заметно пробуксовывал.

Постепенно необходимость перемен в сфере образования стала очевидна для всех, в том числе и чиновников высших эшелонов власти. Серьезным поводом к этому стало присоединение России в 2003 г. к странам-участницам Болонского процесса. Оставаться в стороне от европейских процессов уже не представлялось возможным. В 2006 — 2007 годах в нашей стране начал осуществляться национальный проект «Образование». Выделенные средства позволили многим вузам укрепить свою техническую базу, разработать новые образовательные программы, отправить своих сотрудников на стажировки в западные университеты, изучить «их» систему преподавания.

Накопленный опыт наглядно продемонстрировал — улучшения технического оснащения и введения в учебный план новых курсов явно недостаточно. Проблема не только в том «чему учим», но и в том «как учим». Именно педагогические технологии оказались наименее восприимчивы к необходимым изменениям в нашей системе высшего образования, и сегодня инновационный подход должен применяться в первую очередь к методам, формам и способам обучения. Интересные и нестандартные формы и методы дают возможность не только повысить качество образования, но и по-настоящему заинтересовать студента, увлечь его новым предметом, помочь ему развить необходимые в будущем компетенции.

Без создания, внедрения и активного использования на всех уровнях современных педагогических технологий формирование у студентов не только профессиональных, но и других, необходимых в современном социуме, компетенций не представляется возможным. Осознание неизбежности и необходимости этого процесса позволит искать пути решения проблемы, а внедрение современных приемов и методов обучения — формировать действительно востребованных рынком специалистов, готовых к различным поворотам в жизни, политике и экономике. В том числе и к самым неожиданным.

Мы приглашаем к диалогу преподавателей, которые готовы на страницах портала поделиться своим опытом и знаниями, предложить свои методики и разработки для широкого изучения и распространения, в том числе коммерческого.

Управление инновационного развития


Распечатать страницу