Виктор Кириллов: «Успеваемость первокурсников выросла по сравнению с прошлым годом»

19.03.10

Виктор Кириллов: «Успеваемость первокурсников выросла по сравнению с прошлым годом»

Проректор по учебной работе, профессор Виктор Борисович Кириллов рассказал в интервью Порталу МГИМО о предварительных результатах успеваемости студентов-первокурсников в текущем учебном году. По словам проректора, после перехода на ЕГЭ результат академического рейтинга студентов не только не ухудшился, но даже вырос.

Вопрос: В последнее время академическая общественность не раз поднимала вопрос о влиянии перехода на прием в высшие учебные заведения по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ) на успеваемость студентов при дальнейшем обучении. Как, по Вашему мнению, переход на прием по результатам ЕГЭ повлиял на успеваемость студентов в МГИМО (У) МИД России?

Данный вопрос находится в центре внимания руководства МГИМО. В этих целях осуществляется постоянный мониторинг успеваемости студентов-первокурсников, поступивших в наш Университет по результатам ЕГЭ и нашего дополнительного профильного испытания по иностранному языку. Так, недавно Управлением учебно-организационной работы МГИМО проводился комплексный анализ результатов зимней зачетно-экзаменационной сессии 2009–2010 учебного года, успеваемости студентов 1-х курсов набора 2009 года, сопоставлялись полученные первокурсниками результаты экзаменов и зачетов, баллы ЕГЭ при зачислении и баллы, полученные на дополнительном вступительном испытании.

Анализ показал, что несоответствие баллов ЕГЭ оценкам, полученным на экзаменах или зачетах по иностранному языку, русскому языку и математике, составляет в среднем по МГИМО 20,53%. Случаи же несоответствия результатов экзаменов и зачетов по иностранному языку баллам, полученным в МГИМО на дополнительном вступительном испытании, носят единичный характер и составляют в среднем по всем факультетам 3,66%.

В целом сопоставление результатов успеваемости студентов 1-х курсов с баллами, полученными на ЕГЭ и на дополнительном вступительном испытании, дает удовлетворительную картину с определенной вариативностью результатов по факультетам и отделениям.

Вопрос: В МГИМО уже несколько лет действует система академического рейтинга, позволяющая более широко и дифференцированно анализировать успеваемость и активность студентов по различным показателям. Что можно сказать об успеваемости студентов 1 курса с точки зрения академического рейтинга?

Анализ академического рейтинга студентов 1-х курсов бакалавриата за 1-й семестр в сопоставлении его с рядом аналогичных показателей успеваемости студентов по уровням и годам обучения продемонстрировал, что средний рейтинговый показатель студентов 1-х курсов равен 81,16 балла. Это соответствует оценке «очень хорошо» (В), по рейтингу выше успеваемости студентов других курсов и сопоставимо с успеваемостью студентов магистратур.

Высоки также показатели социальных характеристик студентов 1-х курсов — 88,93%, что выше аналогичных показателей студентов других курсов бакалавриата и позволяет сделать вывод об их высокой мотивации, оказывающей положительное влияние на результаты обучения.

Рассмотрение качественной характеристики студентов по их принадлежности к определенным интервалам успеваемости показывает, что доля успевающих на «хорошо» и «отлично» студентов на 1-х курсах составляет по итогам семестра 76,1% и практически остается на уровне прошлого года — 76,34%. Доля неуспевающих студентов 1-х курсов с рейтингом менее 60 баллов составляет 4,35%, что меньше по сравнению с прошлым годом (6,74%) и меньше среднего показателя по бакалавриату в текущем учебном году, который составил 7,96%.

В целом, говоря языком социологии, общие результаты академического рейтинга за 1-й семестр текущего учебного года несколько выше, чем результаты за аналогичные периоды предыдущих 2-х лет, при этом какая-либо динамика отсутствует, а дисперсия незначительна.

Вопрос: Проводился ли анализ успеваемости студентов 1-го курса, принятых в 2009 году без вступительных испытаний по результатам Всероссийской олимпиады школьников и традиционных олимпиад МГИМО?

Анализ успеваемости студентов 1-го курса, принятых в 2009 году без вступительных испытаний по результатам Всероссийской олимпиады школьников и традиционных олимпиад МГИМО, показывает следующее:

Всего на различные факультеты Университета было принято без экзаменов 89 победителей и призеров олимпиад. В ходе зимней зачетно-экзаменационной сессии 2009–2010 учебного года все эти студенты сдали экзамены по профильным дисциплинам (история, литература, право, экономика и др.) на «хорошо» и «отлично». В то же время восемь из них не смогли сдать с первого раза зачеты по иностранным языкам, что свидетельствует о недостаточной лингвистической подготовке данной категории поступающих. Причем аналогичные неудовлетворительные результаты успеваемости по иностранным языкам повторяются из года в год и становятся «традиционной» проблемой.

С другой стороны, неудовлетворительные результаты, полученные при сдаче зачетов по иностранным языкам, составляют в целом менее 10%, что находится в пределах нормального отклонения от общих результатов успеваемости. В то же время, следует отметить, что, например, на МП-факультете все 26 студентов, принятых в 2009 году без экзаменов, сдали все зачеты и экзамены в основном на «хорошо» и «отлично» и без задолженностей по иностранному языку. На факультете МЭО из 12 победителей олимпиад задолжников по иностранному языку также нет, но есть неудовлетворительные оценки по специальным дисциплинам.

В целом, можно сделать вывод, что перспективным в решении проблемы недостаточной лингвистической подготовки студентов, принятых по результатам олимпиад, является опыт МП-факультета, на котором из этой категории поступающих формируются языковые группы, обучающиеся по отдельным программам.

Вопрос: Существует ли возможность более подробно ознакомиться с результатами анализа успеваемости студентов-первокурсников и академического рейтинга?

Да, аналитическая справка об успеваемости студентов 1-х курсов и справка по академическому рейтингу студентов МГИМО, составленные по итогам 1-го семестра 2009/2010 учебного года, размещены на официальном сайте МГИМО (У) МИД России.


Распечатать страницу