Педагогические инновации: новый подход к структуре занятий

29.03.10

Педагогические инновации: новый подход к структуре занятий

продолжаем разговор с преподавателями МГИМО на тему новых педагогических технологий. На этот раз о своих курсах и учебно-методических инновациях рассказала преподаватель кафедры связей с общественностью, заместитель декана Факультета международной журналистики Елена Владимировна Забурдаева.

Елена Владимировна, Вы являетесь автором курса «Технологии манипулирования общественным мнением и основы управленческой борьбы», который уже в течение 5 лет преподаете в бакалавриате на факультете Международной журналистики. Это уникальный курс, как с точки зрения содержательной части, так и с точки зрения структуры курса и методологии преподавания. Расскажите, пожалуйста, подробнее об основных целях и задачах этого курса.

— Когда я только думала над идеей своего первого курса для факультета Международной журналистики, я хотела создать, в первую очередь, курс, который помог бы студентам понять, как функционирует информационное поле, по каким законам и в каких направлениях циркулируют информационные потоки, как формируется общественное мнение и общественная повестка дня. Другой задачей было научить ребят управлять собственными эмоциями и поведением, научить убеждать других в своей правоте. Собственно из этих двух идей и родился данный курс.

Со временем он изменялся, дополнялся и на сегодняшний момент представляет собой уникальный комплекс по формированию целой системы компетенций: аналитических, системных и коммуникационных. Способствует выполнению этой задачи не только то, что в рамках курса используется сразу несколько форм обучения, но и то, что прогресс студента оценивается с точки зрения пяти различных показателей.

В наших интервью мы уделяем особое внимание современным педагогическим технологиям. Расскажите, пожалуйста, чем Ваш курс в учебно-методическом плане отличается от традиционных?

— Занятия по всем моим курсам построены по принципу многочастности, т. е. в рамках одного занятия студенты получают сначала теоретическую базу, затем обсуждают полученную информацию, а в конце занятия отрабатывают возможность её применения на практике с помощью активных методов обучения. Это позволяет в значительной степени увеличить эффективность учебного процесса и действительно выработать у студентов целый ряд разноплановых компетенций, связанных при этом друг с другом.

Также, помимо обучения по специальности, большое внимание уделяется и личностному развитию студентов, что в будущем не только позволит им найти престижную высокооплачиваемую работу, но и поможет ориентироваться в современном динамично развивающемся мире, правильно планировать свой дальнейший карьерный и личностный рост.

Традиционные вузовские педагогические технологии постепенно уступают место более динамичным, которые предполагают активное участие студентов в процессе обучения.

Какие активные методы обучения вы используете в учебном процессе, и какой из них Вы охарактеризовали бы как наиболее эффективный?

— На мой взгляд, назвать наиболее эффективный из форматов невозможно. Они равноценны. Использование различных методов одновременно в рамках одного курса — лучший вариант.

В своих курсах я, в первую очередь, делаю ставку на активную студенческую позицию. Программа курса подготовлена таким образом, что студент обязательно получит необходимый объем знаний по предмету и примет участие в каждом модуле. Дальше все зависит от студента. Многочастность самого занятия и оценки прогресса студента по предмету позволяет выбрать то, что ему кажется более важным и полезным в плане личностного и профессионального роста. К примеру, в рамках курса «Технологии манипулирования общественным мнением» можно сосредоточиться на написании аналитической работы по предложенной преподавателем теме (формирование аналитических компетенций), можно сделать доклад по прочитанной в рамках курса книге (формирование коммуникационных компетенций), можно участвовать в тренинге или ситуационной игре по курсу (формирование системных компетенций).

Я веду несколько курсов и всегда в процессе обучения использую активные методы обучения, например, курс «Основы организации работы PR-агентства» помимо теоретической части, докладов студентов, включает в себя модуль организации и проведения PR-мероприятия с последующей подготовкой профессионального отчета. Курс «Политическое консультирование в США и России», подготовленный для магистратуры, помимо традиционных форм включает в себя написание работы в форме стратегического меморандума. Курс «Связи с общественностью (СО) в бизнесе» предполагает написание и анализ конкретных ситуаций из бизнес-практики крупнейших компаний и встречи с профессионалами в области связей с общественностью. Курс «Введение в специальность. Мастер-класс СО», который читается для второкурсников, предполагает помимо изучения теоретических основ профессии тренинги по creative writing, практические занятия по документации в связях с общественностью, дизайну, а также тренинг по работе с журналистами и редакциями различных изданий. Курс «Мастер-класс Основы творческой деятельности журналиста» предоставляет студентам-первокурсникам возможность не только обрести навыки написания текстов в различных журналистских жанрах, но и создать собственное печатное издание в рамках факультета.

В этом семестре мной также был разработан новый формат обучения, в рамках которого группы студентов направления Связей с общественностью с четвертого и первого-второго курсов будут активно взаимодействовать друг с другом. Четверокурсники получат возможность почувствовать себя настоящими PR-менеджерами, а студенты первого и второго курсов под руководством студентов четвертого курса попробуют себя в организации мероприятий, посвященных празднованию Дня победы в МГИМО. Надеюсь, что у нас все получится, и мы сможем использовать данный вариант обучения в будущем.

Как руководство факультета относится к использованию Вами новых педагогических технологий в учебном процессе?

— На факультете Международной журналистики, в первую очередь, благодаря декану факультета Я.Л. Скворцову, есть возможность развивать подобные современные многоуровневые системы обучения профессиональным дисциплинам на самом высоком уровне. Кроме того, на выпускающих кафедрах факультета периодически проводятся специальные заседания, где преподаватели обмениваются друг с другом мнениями по поводу новых образовательных методик и обсуждают возможности развития того или иного модуля в рамках обучения на факультете. И было бы замечательно, если бы на уровне Университета была создана специальная программа поддержки преподавателей, которые используют в своей педагогической деятельности инновационные формы обучения, и стимулирования переработки существующих в традиционной форме курсов.

Активные методы обучения требуют от студента дополнительной работы. Как студенты относятся к предлагаемым Вами инновациям?

— Студенты разные. Кто-то хватается за любую возможность узнать что-то новое, участвует в работе нескольких клубов НСО одновременно. Кто-то больше заинтересован в возможности участвовать в культурной жизни МГИМО. У всех разные цели и задачи.

Обычно у студентов понимание того, что по-настоящему было важно и преподавалось хорошо, приходит только после окончания университета. Когда ко мне приходят бывшие ученики и говорят: «Елена Владимировна, а ведь там, в большой жизни, все действительно так, как Вы нам говорили. Оно именно так работает!» — это и есть оценка эффективности предлагаемой в моих курсах формы обучения. Наверное, показателем можно назвать и то, что многие студенты, прошедшие курс «Технологии манипулирования общественным мнением», возвращаются в следующем семестре к курсу в форме факультатива. В свое свободное время они приходят и отрабатывают навыки на основе знаний, полученных во время обучения.

Моя практика показывает, что гораздо эффективнее занятия, проводимые по новой системе (многочастность занятия и оценки прогресса студента): я могу быть уверена, что каждый студент, какими бы ни были его личные цели, получит необходимый по этому предмету багаж знаний.

Есть удачный опыт создания PR-агентств/творческих объединений на базе факультета. К примеру, PoshPR (сейчас уже студенты 4 курса отделения СО), PRoPR Creative Group (2 курс, СО). Эти студенты самостоятельно проводят различные мероприятия по просьбе подразделений МГИМО или по собственной инициативе, придумывают новые интересные концепции и формы мероприятий. Меня, как преподавателя, это не может не радовать.

Сколько времени требуется на подготовку преподавателя к практическим занятиям в форме игр или тренингов по сравнению с традиционными формами?

— Несопоставимо много. Разработка сценариев и методических указаний для этих игр и тренингов занимает у преподавателя гораздо больше времени, чем подготовка к занятию в традиционной форме. Не менее трудоемок и этап экспертизы результатов игры.

Каждый из интерактивных модулей также требует от преподавателя огромной работы. Более того, в отличие от традиционной лекции, создать инновационный конструкт единожды и потом использовать его несколько лет, внося мелкие коррективы в текст, невозможно. Как показывает моя практика, конструкт приходится модифицировать не только каждый год, но и под каждую конкретную группу. Шаблонный подход здесь не будет работать. Более того, на каждом этапе проведения ОДНОГО тренинга, игры преподаватель должен отслеживать результат, анализировать деятельность каждого студента и подводить промежуточные итоги. Это также занимает много времени.

Вы сказали, что одной из инновационных особенностей курса является также и разработанная Вами комплексная система оценки знаний студента. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом.

— Комплексная оценка заключается в том, что прогресс студента оценивается одновременно по нескольким показателям. Количество параметров оценки определяется самим преподавателем. Я обычно пользуюсь пятичастной формой. Обязательным элементом оценки является оценка посещаемости занятий и промежуточных контрольных. С точки зрения преподавателя это очень удобно, так как облегчает задачу по заполнению специальных ведомостей во время зачета. Если в рамках курса предусмотрено выполнение письменной работы, то оценка за эту работу тоже включается в общую оценку работы по курсу. При этом части не обязательно должны быть равными по количественному показателю. Это опять же определяет преподаватель.

Главное преимущество данной системы оценивания работы студента заключается в том, что исключается любое обвинение в пристрастности преподавателя. Каждый получает ту оценку, которую заработал в течение ВСЕГО семестра, а не последней ночи подготовки перед сдачей зачета.

Кроме того, преподаватель в течение семестра фиксирует показатели каждого студента по каждому критерию оценки, соответственно к зачету у него на руках оказывается раскладка по критериям на каждого студента, и он может точно сказать, как себя проявил студент на том или ином занятии.

Такая оценка удобна не только преподавателю, но и студенту. В частности, студент не испытывает стресса перед зачетом, потому что сам зачет представляет собой простое объявление итоговых результатов по курсу. Если не работал в течение семестра, не будет и зачета.

Такая нетрадиционная методика оценивания образовательных результатов не осложняет ли работу преподавателя, увеличивая и так немалый объем работы?

— Конечно же, времени на это затрачивается каждый раз не мало, причем каждую неделю. Кроме того, подобная система оценивания требует от преподавателя высокой степени дисциплинированности на первом этапе, потому что необходимо заставить себя заносить в журнал после каждого занятия информацию о том, что происходило на занятии. Но, тем не менее, несмотря на трудоемкость, на факультете Международной журналистики многие преподаватели уже перешли на эту систему оценки.

Елена Владимировна, вы являетесь автором курса «Политическое консультирование в США и России», который был разработан в рамках реализации Инновационной образовательной программы. Курс был удачно апробирован в прошлом году в магистратуре. В сентябре прошлого года вышла Ваша книга с одноименным названием. Как Вы оцениваете работу этой программы с точки зрения преподавателя, разрабатывающего УМК нового поколения?

— Модель работы с преподавателями, предложенная ИОП, на мой взгляд, была весьма эффективной. Она не только позволила выявить в преподавательской среде энтузиастов, которые занимаются усовершенствованием системы обучения самостоятельно, но и создала особую атмосферу творческой лаборатории. Более того, была разработана система оценки качества предоставляемых материалов и система мотивации участников программы. Во время работы над курсом по политическому консультированию я познакомилась со многими моими коллегами с разных факультетов, мы обменивались идеями, решали совместно текущие проблемы, готовили совместные документы с предложениями по улучшению работы с экспертами и так далее. Если бы можно было продолжить эту работу, к примеру, на базе Центра инновационных форм обучения при МЖ, я думаю, все бы от этого только выиграли: и студенты, и сам институт.

Елена БАЛАШОВА,
Управление инновационного развития


815
Распечатать страницу