Аспирантура в МГИМО: традиции и перспективы

29.04.10

Аспирантура в МГИМО: традиции и перспективы

Продолжаем обсуждать тему инновационного развития системы высшего образования. Сегодня мы беседуем о послевузовском обучении с Натальей Николаевной Поляковой — начальником отдела докторантуры и аспирантуры Управления научной политики.

Наталья Николаевна, в этом году состоится первый набор в совместную российско-венгерскую аспирантуру. Расскажите, пожалуйста, об этой новой для МГИМО форме обучения в аспирантуре?

— Наш Университет подписал соглашение со старейшим венгерским университетом имени Лоранда Этвёша г. Будапешта о создании совместной российско-венгерской аспирантуры. Обучение по данной программе предусматривает подготовку и защиту диссертации по теме, связанной с европейской проблематикой. Соглашение предусматривает наличие у аспиранта двух научных руководителей, одного из МГИМО, а другого из венгерского университета. Венгерским аспирантам предстоит сдать у нас экзамены кандидатского минимума и подготовить публикацию для Вестника МГИМО-Университет.

Российско-венгерская программа отличается от традиционной, например, зачисление обучающихся в аспирантуру будет осуществляться как аспирантурой МГИМО, так и венгерской стороной. Программа перспективная, поскольку двойные дипломы в современном мире становятся всё более и более востребованными. За такими программами будущее.

Какое количество аспирантов смогут претендовать на бюджетные места в этом году, и планируется ли увеличение числа аспирантов в совместной аспирантуре в будущем?

— В 2010 году прием в аспирантуру на бюджетные места немного сокращен. На платное обучение ограничений нет. Можно поступать без конкурса. Но это не значит, что не надо сдавать экзамены. Лица, успешно сдавшие вступительные экзамены, зачисляются в аспирантуру и на их место нет конкурентов.

Сколько сейчас человек обучается в аспирантуре МГИМО и можно ли говорить о каких-то тенденциях в последние годы?

— С каждым годом количество аспирантов увеличивается. За время моей работы начальником Отдела докторантуры и аспирантуры число обучающихся в аспирантуре выросло с 95 до 320 человек, а число соискателей — со 100 до 400 человек. В этом году также планируется увеличение числа аспирантов во всех шести институтах и семи факультетах Университета по очной, заочной форме обучения, а также соискателей. Каждый год растет число желающих обучаться по договору о платной подготовке.

Когда МГИМО получил статус Университета, все образовавшиеся в нем институты и факультеты начали осуществлять набор аспирантов на новые кафедры, увеличилось число специальностей. Несколько лет назад у нас сначала были открыты новые специальности по языкознанию: Германские языки — 10.02.04, Романские языки — 10.02.05 и Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, Аборигенов Америки и Австралии (изучаемый язык) — 10.02.22. Затем открыли специальности: Теория, методология и история социологии — 22.00.01; Административное право; финансовое право; информационное право — 12.00.14; Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право — 12.00.08; Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность — 12.00.09; Социология управления — 22.00.08. В 2009 году открыта специальность Финансы, денежное обращение, кредит — 08.00.10.

В настоящее время в аспирантуре МГИМО обучается по бюджетной форме 320 человек в очной и заочной аспирантуре, 350 бюджетных соискателей. Более 150 человек заключили договор о платном обучении. Сегодня это фактически целый факультет с большим научным потенциалом.

Отличием последних лет стало то, что поступают как специалисты, так и магистры с более высоким уровнем подготовки, с уже сданными в магистратуре экзаменами кандидатского минимума по истории и философии науки и иностранному языку. Значительно больше поступает в аспирантуру выпускников с красными дипломами и медалями.

Несколько лет назад мною было предложено проведение ректорской аттестации в конце года на каждой кафедре. Сейчас проводится ректорская аттестация по итогам работы аспирантов и соискателей, по итогам которой неуспевающие отчисляются. К сожалению, есть и такие.

На мой взгляд, также очень важно, что в аспирантуре Университета готовят диссертации как аспиранты, являющиеся гражданами стран СНГ, так и стран дальнего зарубежья, и их число растет каждый год.

Наталья Николаевна, Вы уже больше 20 лет руководите Отделом аспирантуры и докторантуры. Как, на Ваш взгляд, за эти годы менялся интерес аспирантов к тем или иным научным темам или специальностям?

— За время моей работы произошли значительные изменения в научных приоритетах аспирантов и докторантов. Как я уже отмечала, были открыты новые специальности: по языкознанию, политологии, социологии, праву.

В начале 90-х годов большей популярностью пользовались экономические и юридические специальности. И сейчас статистика показывает, что лидируют экономические специальности, на них поступает большее количество специалистов и магистров. Второе место занимают правовые науки и на третьем месте политологические специальности. Конкурс на эти специальности продолжает оставаться самым высоким.

В последние годы по сравнению, например, с 2000 годом, значительно больше аспирантов зачисляется на политологические и социологические специальности и успешно защищаются.

Изменения произошли и в научных направлениях работы аспирантов. Аспиранты выбирают такие направления, как современная система международной безопасности, интеграционные процессы, экологические проблемы, глобализация мировой экономики, сфера информационных технологий и другие.

Можете ли назвать направления научных исследований, которые вызывают сейчас у молодых исследователей особый интерес?

— В темах диссертационных работ как в зеркале отражаются все современные тенденции развития международных отношений. Особый интерес у аспирантов сегодня вызывают такие темы, как исследования в области международных, международно-экономических, международно-правовых отношений в области энергетики, отношений России и Европейского Союза, деятельности международных организаций, двусторонних отношений, участия иностранного капитала в российской экономике, основных проблем развития внешнеэкономических связей регионов, институционализации политических партий, государственная социальная политика и другие.

Хотелось бы отметить, что все эти работы носят прикладной характер и являются уникальными и востребованными.

В последнее время в прессе не раз обсуждалась тема реформирования системы послевузовского обучения, в частности, вопрос об изменении традиционной российской формы обучения в аспирантуре. Предлагалось за образец взять, например, американскую постдипломную форму образования (PhD-программы), где достаточно много времени уделяется не написанию диссертационной работы, а обучению аспирантов (лекции, семинары). На Ваш взгляд, необходимы ли изменения в системе послевузовсвского образования, именно в аспирантуре, и если да, то, какие?

— Изменения, конечно, необходимы, и они уже есть: увеличилось число читаемых аспирантам лекционных курсов, основных и факультативных, по всем специальностям, изменились критерии оценки на экзаменах и зачетах у аспирантов. Многое заимствовано из американской постдипломной формы образования (PhD-программы).

Но одновременно аспиранты, как и раньше, следуют многолетней традиции обучения в аспирантуре в МГИМО. Принимают активное участие в научной и педагогической деятельности Университета: ведут семинары и спецкурсы, участвуют в разработке программ, выступают с докладами на конференциях и научных семинарах, публикуют свои работы в кафедральных сборниках научных трудов, проходят стажировки в ведущих университетах мира и многое другое.

Не секрет, что для тех, кто только что поступил в аспирантуру, достаточно сложно самостоятельно овладеть методами научно-исследовательской работы. Есть ли в учебном плане аспирантов семинары, посвященные методологии научных исследований?

— При поступлении в аспирантуру каждый абитуриент должен пройти собеседование и подготовить вступительный реферат. Этот реферат дает возможность кафедре оценить способности к научной аналитической работе и собственный потенциал поступающего. После зачисления в аспирантуру или прикрепления соискателем в рамках реализации компетентностного подхода организуются специальные семинары, на которых аспиранты осваивают как традиционные, так и новые методы: информационные, коммуникативные, исследовательские, прогностические, методы информационных технологий.

Хотела бы отметить, что в аспирантуру поступают самые сильные и талантливые выпускники. С каждым годом всё больше приходит выпускников с красными дипломами, с медалями. Научная работа им по плечу и не представляет сложности освоение новых компетенций, учитывая то, что поступающие в аспирантуру уже обладают высоким уровнем владения иностранными языками, специальными предметами, информационными технологиями.

Беседовала Елена БАЛАШОВА,
Управление инновационного развития


1759
Распечатать страницу