Система озвучивания лекций: история и новые возможности

12.05.10

Система озвучивания лекций: история и новые возможности

Система озвучивания лекций: история и новые возможности

Портал МГИМО продолжает серию публикаций о технических комплексах Университета, подготовленную Дирекцией информационных технологий. Сегодня мы представляем рассказ начальника отдела усиления речи, выпускника МГИМО 1985 года Бориса Григорьевича Васильева о возможностях систем звукоусиления, использующихся в Университете.

Впервые в МГИМО централизованная системы звукоусиления речи была применена в старом здании на Метростроевской улице (ныне Остоженка). Как рассказывает заместитель директора ДИТ Андрей Владимирович Вострухин, работавший в то время техником, в 1978 году в одной аппаратной комнате было собрано оборудование усиления речи трёх лекционных залов. Тогда не было единой службы технических средств обучения, и система внедрялась сотрудниками-энтузиастами из лаборатории устной речи.

В это же время завершалось проектирование и строительство комплекса зданий МГИМО на юго-западе Москвы. В новом здании Университета было предусмотрено 10 лекционных залов и аудиторий с возможностью просмотра кинофильмов. При каждом киноаппарате теперь имелась своя отдельная система озвучивания, которая параллельно использовалась для усиления речи лектора. Другими словами, централизованной системы звукоусиления в тот момент еще не было.

Такое положение вещей просуществовало вплоть до начала девяностых. Институт активно использовал кинофильмы в учебном процессе, за день в аудиториях фильмов показывали больше, чем в среднем кинотеатре. Соответственно, проблем с обслуживанием индивидуальных систем озвучивания не возникало. В конце восьмидесятых стали появляться первые видеомагнитофоны, и объем кинофильмов стал резко уменьшаться. Начались проблемы и с обслуживанием распределенной системы озвучивания. Инженеру для подготовки оборудования к работе необходимо было настроить 12 усилителей, находящихся в разных концах здания.

В 1988 году было принято решение объединять все оборудование усиления речи в одну аппаратную. Инженеры отдела технических средств обучения (ТСО) столкнулись с проблемой: длина линий от микрофона в аудитории до усилителя не должна была превышать 80 метров. Выход из положения нашли следующий — выделили две аппаратные комнаты, расположенные в центре каждого крыла здания вуза. И за год работы по закладным каналам было проложено более пяти километров кабеля. В 1989 году МГИМО приобрел усилители болгарского производства, выполненные по современной на тот момент, модульной технологии, которые одновременно обеспечивали усиление звука в нескольких залах.

Централизация системы звукоусиления дала свои положительные результаты, и оборудование без существенных изменений проработало 19 лет. После победы МГИМО в конкурсе инновационных образовательных программ в 2007 году система звукоусиления оказалась первой в списке средств ТСО, подлежащих модернизации.

При подготовке и проектировании новой системы всецело использовался накопленный до этого опыт. Мы учли три принципиально важных момента. Во-первых, все оборудование сконцентрировали в одной аппаратной комнате: современные технологии позволяли увеличить расстояние между аппаратной и залом до 300 метров. Во-вторых, использовали отечественные кабели, что позволило предусмотреть резервирование каждой линии. В-третьих, применили стандартные компоненты (усилители, микшеры) и отказались от использования сложного оборудования с компьютерным управлением. Теперь мы не зависим от конкретного производителя: любое устройство, входящее в состав системы, может быть заменено на аналогичное в максимально короткий срок.

Стоит упомянуть о решении еще одной проблемы: в лекционных залах требуется обеспечивать усиление речи докладчика с 9 утра и до 10 вечера, включая субботу. Для обслуживания работы системы в таком режиме потребовалось бы организовывать двухсменный рабочий день для пяти человек. Но решение было найдено — спроектирован и реализован специальный таймер, управляющий электропитанием усилителей звука в автоматическом режиме.

Параллельно с модернизацией системы звукоусиления в экспериментальном режиме начались работы по применению технологического телевидения для учебного процесса. В нескольких лекционных залах разместили купольные камеры, а в аппаратных установили пульты управления. У оператора появилась возможность, используя специальный джойстик, управлять камерой и вести видеозапись сразу в цифровом формате на DVD-диск. Сейчас стало ясно, что применение технологического телевидения становится следующим этапом в развитии не только общей системы звукоусиления, но и видеозаписи.

За более чем тридцатилетнюю эксплуатацию централизованная система усиления речи заняла ведущее место в комплексе технических средств обучения Университета. Без неё сегодня невозможно представить ни одну лекцию — студенты на последних рядах просто не смогли бы услышать преподавателя.

Итак, какие же возможности сейчас предоставляет современная система звукоусиления для преподавателей:

— усиление речи докладчика: сейчас такая возможность есть в 13 лекционных залах и аудиториях основного корпуса. В этих залах также можно использовать дополнительные источники звука такие, как ноутбук или DVD-проигрыватель.

— выполнение аудио записи лекций: каждая лекция может быть записана на аудиодиск и использоваться студентами, как дополнительный материал при подготовке к экзаменам.

— выполнение видеозаписи в четырех лекционных залах (№2, 3, 4, 7), оснащенных системой технологического телевидения: лекция записывается на DVD-диск, и в дальнейшем может быть обработана для размещения на интернет-портале МГИМО.

После того как оператор записал лекцию, диск передается в студию звукозаписи или телестудию, если это видеолекция. Студия обрабатывает запись — убираются шумы, удаляются ненужные паузы. Запись, по желанию, может быть разделена на несколько частей. По завершению обработки выполняется преобразование в требуемый формат, как правило, для дальнейшего размещения в интернете. Оригинал записи помещается в архив для хранения.

Вся система спроектирована таким образом, что преподавателю нет необходимости вникать в технические аспекты — для получения аудио- или видеозаписи лекции достаточно просто подать заявку в диспетчерскую Дирекции информационных технологий.

Что же делать с записью лекции дальше, после того как её обработали специалисты студии, и как организовать доставку аудио- или видеолекций до конечного пользователя, студента? Тесное сотрудничество с Управлением интернет-политики позволило нам использовать новые инструменты. Совсем недавно появились современные технологии, которые позволяют решить данную проблему на более качественном уровне. Одна из таких технологий — «подкастинг» (англ. podcasting), образованное от английского iPod и broadcasting, то есть трансляция передач, подразумевающая под собой видео- или аудиопрограмму для mp3-проигрывателей. Другими словами, подкаст — это разнообразные аудио- или видеоматериалы, распространяемые через интернет. Если в других областях подкастинг уже стал популярным способом получения информации, то в образовании он распространен меньше.

Подкастинг дает возможность слушать или смотреть лекции в любое удобное для студентов время — это расширяет границы обучения. Студент имеет возможность использовать подкасты при создании ежедневных домашних заданий, при самостоятельной работе над курсовыми и дипломными проектами. Таким образом, уже спустя несколько часов после окончания лекции, аудио- или видеозапись может быть доступна на интернет-портале МГИМО в виде подкаста.

Подводя итог вышесказанному можно с уверенностью утверждать, что сейчас мы располагаем современной технической системой, позволяющей предоставить преподавателю возможности звукоусиления, записи и размещения в интернете собственных лекций. А с введением в эксплуатацию в конце 2010 года электронной библиотеки МГИМО появиться возможность управления правами доступа на размещаемые лекции.

Дирекция информационных технологий


Распечатать страницу