Какой должна быть аспирантура

01.07.10

Какой должна быть аспирантура

Портал МГИМО открывает новую рубрику, в которой будут публиковаться мнения о дальнейшем развитии аспирантуры, ее оптимизации и внедрении инновационных методик. Заведующая кафедрой мировых политических процессов Марина Михайловна Лебедева рассуждает о преимуществах аспирантуры полного дня:

В настоящее время подготовка аспирантов в МГИМО ведется на тех же принципах, что и в абсолютном большинстве российских вузов: аспирант работает с научным руководителем по теме диссертации и на первом году обучения посещает занятия по философии, в ряде случаев по иностранному языку и специальности для подготовки к сдаче кандидатского минимума. Максимальное количество аудиторных занятий аспиранта получается в лучшем случае 3 пары в неделю (6 часов) в течение полутора лет, но и оно никогда не выдерживается.

Согласно нормативным документам Министерства образования и науки РФ, вуз должен обеспечить 6400 академических часов, включая работу над диссертацией. Эта цифра входит и в требования по лицензированию. Кроме того, в рамках Болонского процесса аспирантура (или докторантура в европейской и американской терминологии) является третьим уровнем высшего образования и предполагает соответствующие учебные программы. Отсутствие таких программ в России снижает рейтинг российских вузов. На этот факт постоянно указывается российским представителям в европейских образовательных структурах. По пути развития учебных программ в докторантуре идет все больше и американских университетов. Некоторые российские вузы, в частности ВШЭ, также начинают разрабатывать программы полного учебного дня в аспирантуре.

Представляется необходимым в достаточно короткие сроки (в течение 2010–2011 уч.г.) выстроить в МГИМО  аспирантуру полного дня, подразумевающую, кроме работы над диссертацией, учебные программы и курсы. При этом очевидно, что формы обучения в аспирантуре не могут быть такими, как на бакалаврском и даже магистерском уровнях. Аспиранты должны участвовать в исследовательских проектах, связанных, но не тождественных темам диссертаций; в мастер-классах ведущих исследователей и практиков, как преподающих в МГИМО, так и приглашенных специально для разовых встреч; в организации дискуссионных площадок, в профессорских семинарах и т.п.

Читать статью

Управление интернет-политики


529
Распечатать страницу