Факультет Больших Перспектив

11.08.10

Факультет Больших Перспектив

Факультет Больших Перспектив

Портал МГИМО продолжает онлайн-размещение публикаций газеты «Международник». Внимание! Самые интересные статьи останутся только в печатной версии «Международника», которую вы можете найти в МГИМО и МИД России.

«Международник» за июль 2010 года. Автор — Наталья ЗЛАТКИНА.

В один из первых дней обучения в МГИМО я спросила у выпускника Факультета базовой подготовки или, как его называют студенты, «подфака»: «Скажи, а почему ты пошел на подфак?» Он посмотрел на меня и сказал: «А почему ты не пошла на подфак? Ведь если на всех факультетах МГИМО год — за три, то там год — за пять!»

Когда-то перед моим собеседником были открыты двери многих вузов России, в том числе, и столичных. Однако гордому званию первокурсника он предпочел еще один год усиленной подготовки для того, чтобы снова «штурмовать» МГИМО. И во второй раз «крепость» была покорена… Факультет базовой подготовки ведет свою историю с 1969 года, когда в МГИМО был учрежден подготовительный факультет для абитуриентов, прошедших службу в рядах Красной армии и имевших трудовой стаж. Сегодня многие из них уже достигли успехов и на дипломатической стезе, и в стенах alma mater. В 1990-е на подфак стали приходить и вчерашние школьники, которым не хватило баллов для того, чтобы стать первокурсниками. Обучение стало платным. В это время на факультете впервые появляются девушки, сейчас их уже чуть ли не больше, чем юношей. Шансы слушателей подготовительного факультета на поступление в МГИМО были достаточно высоки, поскольку они готовились под руководством преподавателей, которые составляли вступительные экзамены.

В 2003 году Подготовительный факультет был переименован в Факультет базовой подготовки, и началось его реформирование в связи с введением единого государственного экзамена. Впрочем, как бы ни менялись условия поступления в МГИМО, основные ценности его «нулевого курса» остаются неизменными. «Главное, что дает наш факультет, — это языковая подготовка, — рассказывает Сергей Михайлович Монин, декан факультета, кандидат исторических наук. — С 2010–2011 учебного года на ФБП иностранный язык будет изучаться 14 часов в неделю, из них 4 будут посвящены подготовке к ЕГЭ и 10 — подготовке к внутреннему экзамену. Вряд ли найдется репетитор, который сможет заниматься столько! Более того, сейчас создается центр межкультурных связей, который будет координировать работу всех языковых преподавателей и составлять единую программу для всех слушателей». Как отмечает декан, со следующего учебного года вводится новая система обучения. Отныне слушатели ФПБ будут делиться не по факультетам, на которые они собираются поступать, а по профильным направлениям: история, обществознание или математика. «В рамках этих трех потоков будет выделено несколько языковых групп с разными уровнями. Часть слушателей будет идти по ускоренной программе и наверстывать упущенное, другие — закреплять уже имеющиеся знания. Но к концу года все должны достичь такого уровня языка, чтобы успешно сдать экзамены». С 2009 года, после введения ЕГЭ в качестве обязательной формы экзамена для абитуриентов МГИМО, программы по истории, обществознанию, математике и литературе были переориентированы в соответствии с новыми требованиями. Так как сертификаты ЕГЭ действительны в течение двух лет, слушатели могут сравнить результаты экзаменов до и после обучения на ФБП и подать в приемную комиссию наиболее высокие из них.

Традиционно на ФБП преподаются предметы, отражающие специфику вуза. В их числе комплексный курс «Россия и мир: введение в специальность»: «В рамках этой дисциплины освещаются те вопросы, которые обычно не затрагиваются в процессе обучения в университете, — рассказывает декан. — На это просто не хватает времени. К тому же, считается, что тот, кто поступает в МГИМО, уже должен, например, знать политическую карту, иметь представления о том, что происходит в мире…. Однако многие первокурсники этими знаниями не владеют. В этом году несколько лекций курса были посвящены истории Второй мировой войны в связи с 70-летием начала и 65-летием ее окончания». Более того, время обучения на ФБП позволяет адаптироваться к студенческой жизни, уйти от «школьного подхода» к образованию, «научиться учиться». Для иногородних слушателей — это первый год самостоятельной жизни в столице.

На факультете уделяется внимание и моральному состоянию слушателей, в том числе с помощью специалистов медико-психологического центра МГИМО. Впрочем, далеко не все выдерживают высокий темп обучения: кому-то не хватает усидчивости, кому-то — способностей к языкам… Однако многие из тех, кому все-таки удалось успешно закончить ФБП и поступить в МГИМО, чувствуют себя намного уверенней, чем другие первокурсники. И дело не только в том, что им давно знакомы запутанные коридоры нашего университета, но и в том, что они уже почувствовали себя частью этого мира и осознали, какие большие перспективы открываются перед студентами МГИМО.

А что дал вам факультет базовой подготовки?

Интервью со студентами МГИМО-выпускниками ФБП. Автор — Галина Ворожун.

Анна Воробьева, 2 МЖ

Я хотела поступить именно в МГИМО. Очевидно, что подфак мог дать мне намного больше, чем любые другие подготовительные курсы, так как у каждого вуза своя специфика. Сначала было сложно, но за тот год я узнала много нового, привыкла к самостоятельной жизни, поняла, что действительно хочу учиться в этом университете и что мой выбор был неслучайным. С некоторыми однокурсниками по подфаку мы довольно часто общаемся. К тому же, несколько из них учатся со мной на одном курсе.

Василий Кузнецов, 2 ФП

Как и у многих ребят из глубинки, у меня не было возможности хорошо выучить английский. Из-за языка я не попал на первый курс. Так как я был финалистом передачи «Умники и Умницы», Юрий Павлович Вяземский предложил мне учиться на подфаке бесплатно. Подфаковцы не имеют привилегий при поступлении в МГИМО. Но все-таки я решил ехать в Москву. Это был риск, и этот риск оправдался. Я готовился на МЖ-СО, а потом решил поступать на политологию. Подфак прежде всего воспитывает чувство ответственности. Многих из его выпускников назначают старостами, профоргами, потому что начальники курсов могут быть за них спокойны. Это ребята, которые умеют учиться именно для себя, они понимают, что иногда можно получить и тройку, и четверку, но это твои оценки, главное — работать, прилагать усилия.

Радмир Байков, 1 МП

Когда я не добрал баллы на английском, мне предложили пойти на Факультет базовой подготовки. Это был шанс узнать МГИМО изнутри и получить специализированную подготовку для того, чтобы поступить. Десяти часов английского мне не хватало, поэтому, когда у параллельных групп были занятия, я напрашивался к ним. Так у меня получалось 18–20 часов языка в неделю. На подфаке я вступил в Научное студенческое общество, и это дало мне возможность влиться в студенческую среду.

Алексеева Мария, 1 ИВЭС

О МГИМО я мечтала уже в четвертом классе, а к моменту окончания школы это стало целью. При поступлении хотела сдавать японский язык, но мне не разрешили, потому что в моем аттестате был прописан только французский. После того, как я не добрала баллов на экзамене по языку, передо мной встал выбор: или вернуться домой и поступать в один из хабаровских вузов, или пойти на подфак. Я очень благодарна своим родителям за то, что они меня поддержали, и я осталась в Москве, чтобы снова готовиться к поступлению в МГИМО. Со мной занимались отличные преподаватели французского, именно тогда я стала разбираться в языке. Конечно, для сдачи ЕГЭ приходилось много заниматься самой, так как подфак готовил больше к внутреннему экзамену. Тем не менее, знания, которые я получила за тот год, пригодились мне и во время учебы на первом курсе. Например, я нередко заглядываю в тетрадь по географии. Этот год научил меня не останавливаться перед трудностями, ведь, как сказал однажды мой тренер по стрельбе, тот, кто думает о неудачных выстрелах, никогда не попадет в цель.

Публикация подготовлена к размещению в интернете Оксаной Задворновой


Распечатать страницу