Корректно ли называть МГИМО «ведущим вузом»?

11.10.10

Корректно ли называть МГИМО «ведущим вузом»?

Корректно ли называть МГИМО «ведущим вузом»?

Портал МГИМО продолжает публиковать лучшие материалы газеты «Международник». Сентябрьский номер издания поднял много острых тем, подвел итоги таких значимых событий в жизни МГИМО, как Конвент РАМИ, вспомнил об исторических датах, а также раскрыл ранее не известные подробности прошлого и настоящего нашего Университета.

Участвовать в конкурсе, будь то спортивное соревнование или интеллектуальная гонка, всегда трудно — это всем известно наверняка. Однако далеко не каждый знает, что участие в огромном числе конкурсов — абсолютно привычная практика для нашего Университета. Вопросам о том, как проходят государственные закупки по части науки в целом и как реализует себя в этой системе МГИМО, посвящена рубрика «Международник» в сентябре.

Сначала к теории вопроса.

Государство, как активное звено экономической цепи с одной стороны и как рациональный потребитель с другой, находится в постоянном поиске выгодных стратегий развития, позволяющих ему экономить. «Стратегов» оно находит, как правило, среди вузов или частных предприятий, назначая за каждый заказ ценное денежное вознаграждение. Желающих принять участие в тендерах, а значит, пополнить бюджет за счет государственных средств, всегда много, и ничего удивительного в этом нет: для любого вуза государственные гранты — одна из немногих возможностей увеличить статьи расходов на развитие науки и инновационных технологий. Вот почему каждый госконкурс превращается в жесткую конкурентную схватку.

Причин говорить об этом именно сейчас у нас несколько.

Ранее редакция «Международника» уже высказывала недоумение насчет того, что МГИМО не сумел пройти два конкурсных отбора Минобрнауки и получить статус Национального исследовательского университета. Программа развития МГИМО, дважды представленная на конкурсах НИУ и дважды отвергнутая, содержала механизмы внешнеполитического обеспечения модернизации и выхода России на международные образовательные рынки (эту проблему Президент Д.А. Медведев поднял 12 июля 2010 года на встрече с дипкорпусом). Оба раза Университет получал оценки, соответствующие первой десятке рейтинга, и оба раза по итогам голосования тайной комиссии совершенно по неясным (не разъясненным!) обстоятельствам оставался за чертой списка победителей.

Как следствие, не вошел МГИМО и в учрежденную 1 июня 2010 года Ассоциацию ведущих вузов России, включившую университеты особого статуса (МГУ, СПбГУ), 7 федеральных вузов и 29 «новоиспеченных» национальных исследовательских университетов. Получается, что МГИМО, лидирующий в десятках рейтингов, называть «ведущим вузом» некорректно…

Совсем недавно мы проиграли Высшей школе экономике в конкурсе Минэкономразвития, и что самое обидное — всего несколько десятых балла (подробнее — в статье А.Л. Шахова «Мог ли МГИМО выиграть у Вышки?»). Этот тендер был уникален тем, что в нем Университет играл, как ни парадоксально, против самого себя. А.Данильцев, наш выпускник, ныне работающий в МГИМО в качестве совместителя, отказался участвовать в заявке от МГИМО, предварительно ее детально изучив, при этом в заявке ГУ-ВШЭ был позиционирован руководителем проекта. А штатный доцент МГИМО Т.Исаченко дала согласие на свое включение в заявки от обоих конкурирующих университетов. Тут, как говорится, без комментариев…

Немало вопросов возникает и к законодательству в сфере госзакупок. Закон, который позволяет отнюдь не самой сильной заявке выиграть конкурс только за счет снижения цены лота, вря д ли можно назвать справедливым. Как нельзя назвать объективной и закрытую систему выбора победителя, когда участникам не известны ни критерии выставления баллов, ни их итоговое распределение, ни состав экспертной комиссии, а возможность обжаловать принятые решения исключена, потому что нет предмета и адресата для апелляции. Например, когда мы проиграли в конкурсе Минэкономразвития никому не известной фирме, занимающейся среди прочего торговлей ритуальными принадлежностями, ничего, кроме недоумения в прессе, проектная группа МГИМО выразить не смогла: закон не позволял. Смешно, аж плакать хочется.

Ольга КУЗНЕЦОВА,
редактор рубрики «Международник»

Как работает система госзакупок

По данным, представленным на официальном сайте http://zakupki.gov.ru, только в июле 2010 года сумма совершенных госзаказов составила 177 млрд. руб. Как регулируется такая сложная система?

Правовое регулирование в сфере государственных заказов осуществляется, прежде всего, Конституцией РФ, Гражданским Кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, а также другими нормативными актами. Наиболее полно порядок функционирования системы государственных закупок регулируется Федеральным Законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ от 21 июля 2005 г.

Способов получения и выбора лучшего предложения существует несколько: проведение конкурсов и аукционов, запрос котировок, закупка из единственного источника и др. Однако самым распространенным способом остается проведение конкурсов. Суть их состоит в объявлении заранее требований, условий, сроков выполнения работ или оказания услуг, в которых нуждается государственный заказчик. Победителем становится участник, подавший конкурсную заявку, которая соответствует всем представленным условиям. Основные критерии отбора победителей — цена контракта, срок оказания услуг, качество работ и квалификация участника конкурса.

В научных кругах 94-ФЗ, регулирующий механизмы госзакупок, вызывает много сомнений. Так в открытом письме сотрудники РАН обратились к Президенту РФ с просьбой пересмотреть законодательство в части регулирования госконкурсов по научным программам.

Среди проблем указанного закона представители научных кругов отмечают недостатки в его формулировках, что позволяет допускать различные толкования одних и тех же норм. Кроме того, одним из главных критериев для осуществления закупки является цена, что зачастую приводит к ухудшению качества получаемого товара или услуги, а это может иметь серьезные последствия при закупках комплексных услуг или сложных продуктов.

В настоящее время предложены целые пакеты изменений к закону, а это значит, что работа над ним продолжается.

Галина ВОРОЖУН

Справка: Управление инновационного развития МГИМО

С мая 2009 года в МГИМО функционирует Управление инновационного развития. Сотрудники УИР призваны работать над созданием благоприятных условий для продуктивной научно-образовательной деятельности и коммерциализацией ее результатов.

Среди задач, стоящих перед Управлением, — поддержка и продвижение проектов и программ, разрабатываемых сотрудниками Университета, внедрение в образовательный процесс исследований и разработок отечественных и зарубежных ученых, обеспечение участия Университета, подразделений Университета и отдельных сотрудников и студентов во внешних конкурсах, целевых программах и заказах на выполнение научно-образовательных проектов.

За период с мая 2009 года при техническом и административном сопровождении УИР МГИМО подал более 25 заявок на выполнение различных государственных заказов. В роли заказчиков выступили Администрация Президента РФ, Минобрнауки РФ, Минэкономразвития РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральное агентство по науке и инновациям, Счетная палата РФ и другие структуры. По итогам выигранных конкурсов получено финансирование в объеме свыше 20 млн. руб., до конца года ожидается привлечение еще 10 млн. руб.

Анна СОЛОДОВНИКОВА

Публикация подготовлена к размещению в интернете Оксаной Задворновой


Распечатать страницу