«Поколение игрек» узнало всю правду о себе

12.10.10

«Поколение игрек» узнало всю правду о себе

«Поколение игрек» узнало всю правду о себе

11 октября в зале №5 состоялась организованная социологическим клубом «Соло» НСО МГИМО встреча с ведущим аналитиком Фонда «Общественное мнение», доктором социологических наук Ларисой Паутовой. Она является руководителем одного из крупнейших российских социологических проектов — «Поколение-XXI» («Новое поколение»), в котором исследуются различные аспекты жизни нынешних 16-25-летних молодых людей. Социологи называют их «путинским поколением» или «поколением игрек». «Игрек», потому что «Икс» — это поколение наших родителей, рожденных с 1963 по 1983 годы.

Свое выступление Лариса Паутова назвала «Контрреволюция молодежи». Это своего рода ответ на вышедшую в 90-х работу В.С. Могуна «Революция притязаний и изменение жизненных стратегий молодежи», где говорилось о том, что поколение «лихих девяностых», «ельцинское поколение», ориентировано в первую очередь на успех и обладание максимально возможным количеством материальных благ. Исследования ФОМ, которые активно проводятся с 2004—2005 гг., показали, что за прошедшие 20 лет молодежь заметно изменилась. Большинство современных молодых людей (70%) стремятся сделать карьеру, однако еще больше — 92% — стремятся к успеху, который измеряется уже не только счетом в банке. Если в 90-х молодежь главной целью в жизни называла материальное благополучие, то сейчас молодые люди в первую очередь стремятся иметь престижную работу. То, что она будет достойно оплачиваться, подразумевается само собой. Кроме того, «игреки» в большей степени ориентированы на семейные ценности, хотят иметь детей. По мнению Ларисы Паутовой, такие перемены связаны с тем, что «сознательная» социализация современной молодежи проходила уже в спокойные и стабильные 2000-е годы, время потребительского бума, распространения Интернета и рекламы. У современной молодежи растет интерес к политике (около 40% опрошенных заявили, что интересуются политикой, в 90-е годы таких было вдвое меньше), при этом политическую активность хотят проявлять около 22%, примерно так же, как в Европе. Растет число тех, кто хотел бы работать в госструктурах и во власти. Верхние строчки списка самых желанных работодателей, помимо традиционного «Газпрома», занимают администрация президента и МВД.

Российские «игреки» отличаются от своих западных сверстников в первую очередь повышенным индивидуализмом и низкой социальной активностью. В отличие от России, в Европе и США быть социально активным сейчас модно. Может быть, эта мода дойдет и до нас.

За что ругают современную молодежь? Мы не умеем работать — с этим утверждением Лариса Паутова категорически не согласна. Мы плохо излагаем мысли связным текстом и не умеем говорить. Такое действительно есть, но это не значит, что мы глупее поколения наших родителей. По мнению Ларисы Паутовой, это следствие общей тенденции к фрагментации сознания и мышления, формирующегося не в последнюю очередь через масс-медиа. Кроме того, мы инфантильны и индивидуалистичны. Это социолог тоже признает, однако замечает: «Это не плохо, это — тенденция». Это нужно просто принимать и учитывать при взаимодействии с представителями других поколений. Вот такое оно, «поколение игрек», «поколение Пу», «поколение i-Pod», «поколение Google» — мы с вами!

Подробнее о проекте ФОМ и проведенных исследованиях можно почитать на сайтах: http://fomgeneration.wordpress.com и http://www.fom.ru/projects/3028.html.

Александра КАЧУР,
студентка 4 курса факультета МЖ,
член социологического клуба «Соло» НСО МГИМО


Распечатать страницу