Модель переговоров по новому базовому соглашению между Россией и ЕС

05.09.08

Модель переговоров по новому базовому соглашению между Россией и ЕС

Модель переговоров по новому базовому соглашению между Россией и ЕС

2 сентября в небольшом старинном бельгийском городке Брюгге, в часе езды от Брюсселя открылся второй раунд переговоров между делегациями Российской Федерации и Европейского союза по новому базовому соглашению, призванному заменить действующее Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Россией, ЕС и его государствами-членами. Переговоры прошли в спокойной, конструктивной, дружественной обстановке. Они оказались исключительно продуктивными и завершились парафированием проекта договора, устраивающего обе стороны.

На итоговой пресс-конференции главы делегаций подвели итог проделанной работы. Они поздравили друг друга с тем, что делегациям удалось создать на переговорах атмосферу взаимного доверия, уважительного отношения к интересам представляемых ими государств и межгосударственных структур, честного и открытого поиска решений, выгодных обеим сторонам. Они поблагодарили всех участников переговоров, выразили полное удовлетворение достигнутым результатом и предрекли одобренному ими проекту быструю ратификацию.

Успех переговоров во многом предопределило то, что они были хорошо подготовлены и тщательно структурированы. Каждая из делегаций сформировала по две большие рабочие группы: одну – по политическим и вторую – по экономическим вопросам. Внутри каждой из них были созданы по три смешанных группы, которые и занимались непосредственным согласованием промежуточного текста, спорные моменты в котором были поставлены в квадратные скобки. На заключительном этапе переговоров стороны договорились о взаимных «разменах» и смогли благодаря этому получить чистовой текст проекта договора.

Предметом переговоров, обсуждавшимся в первой смешанной группе, стали юридическая природа и общие рамки договора. Вторая сконцентрировалась на вопросах политического диалога и внешней безопасности. Перед третьей была поставлена задача согласовать институциональную систему управления партнерством и сотрудничеством. Четвёртая занялась выработкой списка мер и правовых режимов, необходимых для либерализации торговли и сферы услуг в отношениях между сторонами. Пятой достались вопросы сотрудничества в энергетической сфере. На шестую легла ответственность за обеспечение остальных экономических свобод применительно к отношениям между Россией, ЕС и государствами-членами. Основное внимание она уделила правовому регулированию прав трудящихся, свободы учреждения и экономической деятельности бизнеса на территории друг друга.

В преамбуле согласованного документа указывается, что он идёт в развитие СПС, находится в полном соответствии с основополагающими принципами и нормами международного права и вытекающими из них обязательствами и прокладывает путь к поэтапной либерализации торговли и сферы услуг. Напрямую создание зоны свободной торговли с ней не упоминается, но указывается, что стороны будут стремиться к утверждению соответствующего правового режима в том, что касается торговли и некоторых секторов сферы услуг.

Отличительной особенностью первого раздела об общих принципах партнерства и сотрудничества является сохранение положений о приверженности сторон общим ценностям демократии и защиты прав человека, как они сформулированы в Европейской Конвенции по правам человека и других международных документах, в качестве базового условия исполнения договора. Вместе с тем им предусматривается создание специального общего органа, ответственного за разрешение споров. Большое значение придается защите прав национальных меньшинств. Причем прямая отсылка даётся к Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств.

Во втором разделе, посвященном политическому сотрудничеству, присутствуют в том или ином виде большинство положений из соответствующей дорожной карты. Он носит далеко идущий и весьма амбициозный характер. В нем говорится о взаимодействии на ранних стадиях подготовки и принятия решений, о военном сотрудничестве, взаимодействии в рамках международных организаций. Правда, как и дорожной карте, тексту недостает четкости, структурированности и определенности. Взаимные обязательства похожи скорее на общие пожелания.

Центральной частью документа служит третий раздел об институциональном механизме. Ключевая роль в нем, наряду с регулярными встречами на высшем уровне и встречами, созываемыми в чрезвычайном порядке, отводится Постоянному совету сотрудничества на министерском уровне. В нем обеспечивается представительство всех сотрудничающих сторон. Ему поручается заниматься общими и секторальными вопросами взаимодействия. На него возлагается ответственность за соблюдение договора. При этом предусматривается, что вся повседневная практическая работа ложится на плечи Постоянного комитета сотрудничества. Существенно возрастает роль Комитета межпарламентского сотрудничества в осуществлении контроля над выполнением договора. Устанавливаются основы взаимодействия Европарламента и Федерального Собрания в законотворческой области.

Четвёртый раздел о либерализации торговли и сферы услуг разъясняет этапы построения и содержание зоны свободной торговли, на создание которой договор ориентирует стороны, в самом общем виде. Аналогичным образом решаются вопросы отмены тарифов, количественных ограничений и секторальных исключений. В значительной степени это объясняется ссылкой на более частные соглашения, в которых предлагается регламентировать предметную сферу действия зоны свободной торговли и специальные режимы, подлежащие применению в отдельных областях. Оговаривается также, что переговоры по вопросам либерализации сферы услуг могут последовать после вступления России в ВТО.

Пятый раздел о сотрудничестве в энергетической сфере также во многом следует стилистике дорожных карт. Акцент в нем сделан на целях, направлениях и сферах сотрудничества в большей степени, нежели на собственно регулятивном механизме. В общем виде упоминаются принципы Договора к Энергетической хартии.

Очевидным преимуществом шестого раздела о свободе передвижения трудящихся и экономических свободах бизнеса является ставка на предоставление обеим группам населения и юридическим лицам национального режима, за исключением их найма и/или деятельности в стратегических областях.

В целом документ носит вполне сбалансированный характер, хотя, конечно, и не охватывает все области сотрудничества, по поводу которых стороны намеревались договориться первоначально.

Читатель, наверное, дезориентирован. Стоп, стоп, стоп. О каких таких переговорах, о каких результатах и парафировании идет речь – ведь 1 сентября Европейский союз по итогам экстренного заседания Европейского Совета принял одностороннее решение в очередной раз заморозить переговоры по новому базовому соглашению с тем, чтобы продемонстрировать свою позицию в отношении недавнего вооруженного конфликта между Россией и Грузией.

Да, ЕС принял такое решение. О нём можно только сожалеть. Оно противоречит здравому смыслу и наносит ущерб обеим сторонам.

Не вызывает сомнений: со временем потребности партнерства и сотрудничества заставят ЕС и Россию сформировать новую, более эффективную правовую базу взаимодействия, и для этого сесть за стол переговоров.

Но пока политики и властные структуры обмениваются заявлениями, взаимными упреками, обвинениями и даже ударами, «и не только под столом», их приходится подменять за тем же столом - столом переговоров. Эту виртуальную роль взяли на себя на этот раз слушатели относительно недавно созданного Европейского учебного института, работающие в самых разных министерствах, ведомствах и других государственных структурах России.

Моделирование переговоров стало частью осуществленной ими учебной программы посещения институтов Европейского союза и штаб-квартир других базирующихся в Брюсселе международных учреждений. А началась программа с модели переговоров, проведённой для них профессурой Колледжа Европы г. Брюгге, подготовленной ими великолепно и даже виртуозно. За что нашим уважаемым партнёрам отдельное спасибо.

Марк ЭНТИН, д.ю.н., профессор, директор
Европейского учебного института при МГИМО


Распечатать страницу