Екатерина Колдунова: «Важно уйти от традиционной пассивной роли студентов»

25.02.11

Екатерина Колдунова: «Важно уйти от традиционной пассивной роли студентов»

Мы открываем серию интервью об инновациях в нашем Университете. Руководители различных подразделений МГИМО рассказывают о новых технологиях и методиках, внедряемых в учебный процесс в нашем вузе. Представляем Вашему вниманию интервью с заместителем декана Факультета политологии, старшим преподавателем кафедры востоковедения Екатериной Валерьевной Колдуновой.

Екатерина Валерьевна, Факультет политологии — один из самых активных участников семинаров и конференций, посвященных модернизации и инновациям в образовании. В чем, по-Вашему, на практике видна польза новых методов обучения?

Современное образование, на мой взгляд, сложно представить без постоянного совершенствования и обновления. Причем не только содержательного, но и технического. При организации образовательного процесса на Факультете политологии невозможно игнорировать новые тенденции в педагогике и педагогической психологии, которые в настоящее время активно используются в ведущих мировых вузах. Речь идет, например, об интерактивности занятий и повышении практической составляющей (learning by doing approach), которые позволяют уйти от традиционной пассивной роли студентов и сформировать более осознанный и ответственный подход к обучению. Кроме того, техническая модернизация требует и от преподавателей, и от студентов постоянного освоения новых программных продуктов. С это точки зрения мировой опыт четко свидетельствует о необходимости формирования в современных вузах виртуальной образовательной среды — программной оболочки, которая интегрировала бы библиотечные ресурсы, материалы для самостоятельной подготовки, календарные планы конкретных курсов, различного рода задания и т.д.

Практическая польза новых методов обучения, на мой взгляд, заключаются в том, что они помогают сформировать более широкий набор навыков, самыми главными из которых являются способность к самостоятельному анализу и поиску новых, нешаблонных форм решения той или иной проблемы.

Какие инновации в образовательном процессе осуществляются на Факультете политологии?

На Факультете политологии активно используются такие инновационные методики проведения занятий как кейс-стадиз, деловые игры, различные интерактивные формы проведения занятий, в том числе с использованием ресурсов ситуационных центров МГИМО. Последние, в частности, применяются для моделирования ситуаций, изучаемых в рамках курса «Методика ведения переговоров». Традиционно высокий интерес студенты проявляют также к ролевым играм и методикам SWOT-анализа, используемых на занятиях по курсу «Восток в глобальном мирополитическом взаимодействии».

В чем плюсы и минусы таких методик?

Среди плюсов — более интенсивная форма занятий, возможность вовлечения в работу каждого студента. Очевиден высокий интерес студентов к таким формам занятий. Сложные моменты — высокая трудоемкость разработки новых методик, необходимость постоянно отслеживать и учитывать множество нюансов в изменении программных продуктов, на что, к сожалению, не всегда хватает времени.

Какие новые модули и программы Вы планируете внедрять на Факультете политологии?

Очевидно, что образовательный процесс на Факультете будет претерпевать изменения в связи с внедрением стандартов нового поколения. Пока что в первоочередных планах — повышение качественной составляющей элективных блоков учебного плана, в том числе за счет добавления новых практико-ориентированных курсов, которые будут читаться специалистам, непосредственно работающими в тех областях профессиональной деятельности, на которую ориентированы выпускники факультета. К числу таких новых элективов относятся курсы «Многосторонняя сетевая дипломатия», «Подготовка политических текстов и выступлений», «Сравнительный анализ процессов модернизации».

Как здесь помогает техническое оснащение Университета? Что в этом плане уже есть и работает, а чего не хватает?

МГИМО отличается высокой степенью технического оснащения, что, конечно же, способствует модернизации учебного процесса. Кроме того, библиотека Университета поддерживает доступ к большому количеству электронных ресурсов, что также является несомненным плюсом. Не хватает, пожалуй, полностью интегрированной в учебный процесс виртуальной образовательной среды, ее взаимосвязи с другими электронными ресурсами университета. Представляется, что полезным был бы также доступ к такой базе данных как Web of Science.

Каков, на Ваш взгляд, идеальный университет (в плане инноваций и модернизации)?

Представляется, что важными составляющими такого идеального университета являются, конечно же, высокопрофессиональный профессорско-преподавательский состав, имеющий международный опыт работы и восприимчивый к новым тенденциям в образовании, науке и технике, мотивированные и заинтересованные в инновациях студенты, хорошее своевременно обновляющееся техническое оснащение вуза, полномасштабное использование тех ресурсов, которые на сегодняшний день представляют современные средства коммуникации, отличная библиотека, в работе которой также используются новейшие технологии, а профили комплектования учитывают современные исследовательские достижения в области направлений подготовки вуза.

Управление интернет-политики


Распечатать страницу