В МГИМО выступил профессор Варшавского университета Влодзимеж Бородзей

16.02.11

В МГИМО выступил профессор Варшавского университета Влодзимеж Бородзей

В МГИМО выступил профессор Варшавского университета Влодзимеж Бородзей

15 февраля по приглашению ректора Анатолия Торкунова в МГИМО выступил Влодзимеж Бородзей — профессор Варшавского университета, член российско-польской Группы по сложным вопросам, в прошлом один из наиболее активных участников польско-немецкой Комиссии по учебникам. Выступление профессора Бородзея состоялось в ходе работы XV Сессии Совета Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области международных отношений (УМО).

В своем выступлении Влодзимеж Бородзей рассказал о деятельности польско-немецкой Комиссии по учебникам, которая была создана экспертами Польши и ФРГ в 1972 году для обсуждения и выработки единой позиции по спорным вопросам истории. Профессор Бородзей, в свое время занимавший пост секретаря (1979—1981 гг.) Комиссии, а затем ее сопредседателя (1997—2007 гг.), отметил, что этот институт был уникальным для того времени явлением. Фактически, эксперты ставили своей задачей согласование исторических фактов, которые прежде интерпретировались польскими и немецкими авторами школьных учебников по-разному.

В разные годы в Комиссию по учебникам входили от 10 до 70 экспертов — историков, географов и других специалистов. Результатами их многолетней работы стал, прежде всего, сборник рекомендаций авторам школьных учебников в Польше и ФРГ, который, по мнению членов Комиссии, не содержал фактических и интерпретационных ошибок. Впоследствии эксперты подготовили и издали более десятка монографий, в которых подробнее рассмотрели наиболее спорные исторические события польско-немецкой, европейской и мировой истории.

В частности, Комиссии по учебникам удалось добиться изъятия из польских учебников утверждений, в которых ФРГ представлялась как наследница бисмарковских имперских традиций. Благодаря работе Комиссии, во многих немецких учебниках появилось упоминание о Варшавском восстании 1944 года, хотя прежде в них упоминалось только Восстание в Варшавском гетто 1943 года.

Влодзимеж Бородзей отметил, что главным результатом работы польско-немецкой Комиссии по учебникам явился ставший возможным диалог историков двух стран. А лучшим тестом продуктивности этого диалога, по словам профессора Бородзея, станут рыночные механизмы: сегодня учебники, написанные на основе рекомендаций Комиссии, уже пользуются спросом в Германии и Польше.

Опыт польско-немецкой Комиссии по учебникам актуален и сегодня, когда взгляды разных стран на одни и те же события истории подчас кардинально различаются.

Андрей ЗАВАДСКИЙ,
Управление интернет-политики


139
Распечатать страницу

Фотогалереи

Фотограф: Эля ЛЕТФУЛЛИНА 24