Наш приоритет — качество знаний студентов

28.03.11

Наш приоритет — качество знаний студентов

Наш приоритет — качество знаний студентов

Интервью с проректором по учебной работе В.Б. Кирилловым.

Виктор Борисович, совсем недавно завершилась зимняя зачетно-экзаменационная сессия, закончились пересдачи. Каковы основные итоги зимней сессии?

— Подавляющая часть студентов успешно сдали зачеты и экзамены в срок, без задолженностей — это 72%, среди них большая часть (69%) — это студенты, сдавшие все экзамены только на «отлично» или «хорошо» и «отлично». В остальные 28% вошли те, кто не сдал хотя бы одни зачет или экзамен или не сдавал сессию вообще по уважительной причине, таких — 5% студентов. На сегодняшний день, после окончания официального периода пересдач, осталось 6,5% студентов, которые имеют задолженности хотя бы по одной дисциплине, или имеют отсрочку по уважительной причине. Стоит отметить, что 2/3 всех задолжников составляют студенты, обучающиеся на условиях договорной оплаты. Договорники вообще учатся несколько хуже, чем бюджетные студенты. Отчасти объяснить это можно тем, что на бюджетные места конкурс выше, чем на договорные. На бюджет, зачисляются, как правило, более сильные абитуриенты, мотивированные учиться только в МГИМО и на определенном факультете. С другой стороны, к сожалению, не для всех договорных студентов оплата обучения из собственных средств (условно, конечно, так как платят родители) является стимулом для приложения усилий к получению «оплаченной услуги».

Скажите, а как вообще организован процесс контроля знаний студентов в МГИМО?

— В нашем Университете процесс контроля знаний студентов осуществляется в рамках системы академического рейтинга. Базовый принцип этой системы заключается в том, что рейтинговая оценка студента по дисциплине за семестр складывается из результатов промежуточного контроля знаний в течение семестра (не менее 3-х видов контроля), оценки за зачет или экзамен и оценки социальных характеристик (набора показателей, отражающих отношение студента к изучению дисциплины, в том числе и посещаемости занятий). Итоговый рейтинг студента учитывает все рейтинговые оценки по дисциплинам, изучаемые в течение семестра.

Хотелось бы отметить, что помимо того, что рейтинговая система обладает довольно мощным мотивационным потенциалом, она также обеспечивает транспарентность процесса контроля знаний, так как на каждом из этапов семестра студент информирован о результатах контроля и уже к концу семестра может самостоятельно спрогнозировать свой результат. Более того, все показатели академической успеваемости студентов вводятся в электронную базу данных, и после окончания зачетно-экзаменационной сессии каждый студент может получить подробный отчет о результатах рейтинга по каждой дисциплине. Система действует уже 6 лет и позволяет обеспечивать качество знаний студентов на довольно высоком уровне.

Но помимо рейтинговой системы, модерирующей процесс оценки качества знаний студентов в масштабе всего Университета, у нас есть сейчас целый набор информационных ресурсов, позволяющих преподавателям создавать разнообразные тестовые материалы в электронном формате и проводить компьютерное тестирование студентов, что повышает степень надежности, объективности и прозрачности результатов. По ряду языковых, экономических и правовых дисциплин такой вид тестирования уже часто применяется. Можно сказать, что рейтинговая система «спровоцировала» процессы создания в нашем Университете информационных ресурсов для проведения тестирования в электронном формате и использование преподавателями этих ресурсов в процессе обучения. Необходимо отметить, что уже созданы довольно интересные разработки.

Понятно, академический рейтинг может дать полную и довольно точную картину того, как студент учился в течение всего семестра, и не ограничивает представление об успеваемости студента только результатами сессии. Это значительно повышает степень объективности данных и снимает вопросы о субъективности оценки.

— Вы правы, и в этом заключалась одна из главных целей внедрения системы академического рейтинга в Университете. Другая цель заключалась в том, чтобы мотивировать студентов планомерно и систематически учиться в течение всего семестра, что в свою очередь влияет прочность и глубину полученных знаний, их качество. В итоге о «качестве» студента мы судим по тому, какой у него рейтинговый показатель по какой-то конкретной дисциплине или в целом за определенный период, так как он свидетельствует о качестве знаний и трудоспособности студента.

В связи с этим, что Вы можете сказать об успеваемости студентов в Университете в целом? Сколько успевают на «хорошо» и «отлично», а сколько тех, кому, скажем так, учиться трудно?

— Если объединить результаты всех факультетов и подсчитать обобщенный рейтинг по каждому курсу, то по итогам осеннего семестра наименьший рейтинг имеет IV курс — 77.11% , наибольший — V курс (84,97%), остальные курсы находятся в пределах этого диапазона (I курс — 79%, II курс — 78,8%, III курс — 77,7%). По нашей системе такие рейтинговые показатели соответствуют верхнему уровню оценки «хорошо».

По группам успеваемости картина следующая:

— 24,9% студентов попадают в категорию «отличников», т.е. имеют итоговый рейтинг за семестр от 90 до 100%;

— 51,87% — в категорию «хорошистов», т.е. имеют итоговый рейтинг от 75 до 89%;

— 15,94% — в категорию студентов, успевающих в среднем на «удовлетворительно», т. е. имеют итоговый рейтинг от 60 до 74%;

— 6,45% — не успевают по большей части дисциплин и попадают в категорию «неуспевающих» (итоговый рейтинг меньше 60%) — мы эту категорию студентов называем «группой риска». Анализ последних трех лет показывает, что размер «группы риска» остается относительно стабильным и не превышает 7%. Это самая сложная категория студентов, которые, как правило, крайне слабо мотивированы, не желают учиться, пропускают занятия, определенная часть этих студентов также имеет и очень слабый базовый образовательный уровень. Все эти факторы в комплексе приводят к задолженностям. Именно таких студентов из «группы риска» часто и приходится отчислять.

Тем не менее, это достаточно болезненный вопрос для студентов — отчисление из вуза по причине академической задолженности. Скажите, за что студент может быть отчислен, и как этого можно избежать?

— Вы правы, отчисление студентов — это довольно болезненный процесс как для студента, так и для руководителей факультетов и Университета в целом. Ведь отчисление студента по причине академической задолженности — это уже крайняя мера, когда все средства исчерпаны. Поводом для отчисления может стать наличие по двум дисциплинам оценок «неудовлетворительно» за зачеты и по двум дисциплинам оценок «неудовлетворительно» за экзамены, либо трех оценок «неудовлетворительно» за экзамены, соответственно по трем дисциплинам. Эта норма закреплена в официальных документах Университета. Конечно же, решение об отчислении не принимается сразу после окончания зачетно-экзаменационной сессии. Студентам дается возможность исправить положение. Каждый семестр приказом по Университету устанавливается порядок ликвидации академической задолженности, согласно которому студенты, не сдавшие зачет или экзамен по дисциплине в установленный срок, имеют право еще на две дополнительные попытки для ликвидации своей задолженности в течение специально выделенного дополнительного периода времени в начале следующего семестра. Важно подчеркнуть, что в случае, если студент получает неудовлетворительную оценку по дисциплине вторично, т.е. за первую пересдачу, то вторая пересдача уже проводится специально созданной кафедрой комиссией под председательством заведующего кафедрой. Это правило действует уже несколько лет, и введено оно для того, чтобы обеспечить объективный подход к оценке знаний студента.

Еще одна немаловажная деталь, которую стоит отметить. В рамках рейтинговой системы действует так называемое правило 70-ти процентов. Суть его заключается в следующем. Если студент по итогам промежуточного контроля знаний по дисциплине в течение семестра получает среднюю оценку, превышающую или равную 70%, то зачет по этой дисциплине студент получает «автоматом», т.е. без прохождения дополнительной процедуры сдачи зачета. Опыт показал, что эта мера является хорошим стимулом для многих студентов успешно учиться в течение семестра. Таким образом, возможностей у студентов не оказаться в числе задолжников или отчисленных достаточно. Нужно лишь трудиться.

Я хотел бы здесь отметить, что качество диплома МГИМО обеспечено глубокими и прочными знаниями наших выпускников, и мы этим дорожим. Но, к сожалению, не все нацелены на труд получения знаний при поступлении в Университете, и результат оказывается плачевным — систематически неуспевающих студентов мы отчисляем.

Как много таких студентов в этом учебном году?

— В процентном отношении ко всем студентам МГИМО немного — около 2%, но в абсолютных значениях цифра значительная. Так, по итогам зимней зачетно-экзаменационной сессии отчислено или представлено к отчислению на сегодня 134 человека, включая магистерские программы (22 человека). Если выделить из этого общего числа бакалавриат, то распределение по курсам выглядит следующим образом: I курс — 24 человека; II курс — 24 человека; III курс — 36 человек; IV курс — 32 человека; V курс — 3 человека. Как Вы видите, на старших курсах отчисленных даже больше, чем на первом и втором. Как это можно объяснить? Например, для 36-ти студентов третьего курса — это закономерный результат. Они шли к нему 2,5 года, но пока на первых двух курсах программа была немного проще, эти студенты с трудом, но все же, после нескольких пересдач, закрывали задолженности, переводились на следующий курс. На третьем курсе учебный план насыщен дисциплинами специализации, в целом становятся более сложными и насыщенными все дисциплины, требования возрастают. В результате, первый семестр третьего года обучения окончательно все и проявил — эти студенты справиться с требования программы не смогли.

Но я хотел бы также отметить, что картина распределения отчисленных по курсам свидетельствует о том, что подход к оценке знаний студентов един для всех, независимо ни от каких обстоятельств, даже, если студент, например, заканчивает Университет. Скажу больше, из 134-х студентов, о которых я сказал, большую часть (92 человека или 69%) составляют договорники — это студенты, обучение которых осуществляется на основе договора, за оплату. Для Университета отчисление такого большого количества договорных студентов, причем, только за первое полугодие учебного года, сопряжено со значительными финансовыми потерями. На фоне дольно непростой экономической ситуации в стране эти потери для нас очень ощутимы. Однако мы идем на этот шаг, потому что, как я уже отметил, приоритетом для нас является поддержание качества диплома МГИМО на высоком уровне, а также и то, что требования едины для всех. Стоит добавить, два года назад количество отчисленных по итогам зимней сессии договорников было меньше — 72 человека или 59% от общего числа отчисленных.

В связи с этим возникает следующий вопрос. Какие основные тенденции, связанные с успеваемостью студентов Вы могли бы отметить?

— Вопрос довольно объемный, но кратко я сформулировал бы ответ так. Мы стремимся поддерживать качество образовательного процесса, соответственно, качество знаний, получаемых и усваиваемых нашими студентами на прежнем, довольно высоком в целом уровне. Поэтому и требования к студентам высоки. Иначе нельзя, так как, как я уже отмечал, мы дорожим высоким статусом Университета. Но справляться с этими задачами становится все сложнее по причине того, что качественно многие поступающие к нам абитуриенты существенно отличаются от тех, кто подавал документы в МГИМО еще несколько лет назад. Главное, что отличает современных абитуриентов в целом (есть конечно исключения), это более низкий общеобразовательный уровень, который часто не соответствует высоким баллам ЕГЭ. Во-вторых, для общего потока абитуриентов характерно отсутствие стремления получить какую-то определенную профессию, документы подаются на максимально разрешенный набор направлений подготовки внутри вуза, профиль которых может быть абсолютно разным. Эта размытая мотивация при поступлении проявляет себя в будущем в разных формах. Прежде всего, она сказывается на успеваемости, сложности усвоения определенных дисциплин и необходимости перестраивать процесс преподавания с учетом этих реалий, прилагать все большие усилия, чтобы в результате добиться хорошего результата. Поэтому в течение первого года обучения преподавателям необходимо решить две задачи — «дотянуть» студентов до уровня первокурсника, как бы это парадоксально ни звучало, и дать необходимые знания по изучаемой дисциплине. Отсутствие определенной профориентации также сказывается в размывании периода, который называется «кризис самоопределения». «Кризис самоопределения»- это достаточно известное явление в сфере высшего профессионального образования, проявляющееся в снижении интереса к учебе у ряда студентов и общего уровня успеваемости, по сравнению с другими курсами, из-за потери уверенности в том, что сделан правильный выбор вуза, профессии. Если раньше мы отмечали падение общего уровня успеваемости по этой причине только на 2-м году обучения, то теперь эти процессы распространились и на 3-й год. Это обстоятельство также следует принимать во внимание при планировании занятий со студентами.

Направление и характер тенденций, связанных с образовательным процессом внутри вуза, задают и другие факторы. Комплексный их анализ и учет в организации учебного процесса безусловно необходимы для поддержания качества образования на высоком уровне.

Спасибо.

Портал МГИМО


Распечатать страницу