Ярослав Скворцов: «МЖ — это факультет оптимистов»

23.05.11

Ярослав Скворцов: «МЖ — это факультет оптимистов»

Ярослав Львович СкворцовНакануне начала приема в Университет Портал МГИМО представляет вниманию абитуриентов и их родителей, а также всех, кто пока только задумывается о том, чтобы связать свою судьбу с нашим вузом, цикл интервью с деканами факультетов и директорами институтов МГИМО. Из них вы сможете узнать об отличительных особенностях разных направлений обучения, о предметах, которые здесь изучают, получить информацию о возможностях дальнейшей самореализации, почувствовать дух каждого факультета и института, понять, каких специалистов готовит МГИМО, и принять судьбоносное для себя решение.

Факультет Международной журналистики — самый творческий в МГИМО. Здесь готовят профессионалов в области международной журналистики, социологии массовых коммуникаций и связей с общественностью. Девиз факультета МЖ — «максимум жизни!». О том, как попасть на «факультет оптимистов», об именитых наставниках с МЖ и внеучебной жизни студентов рассказал декан факультета Ярослав Львович Скворцов.

Факультетов журналистики в нашей стране сегодня немало. Что отличает факультет Международной журналистики МГИМО? Дает ли он какие-либо преимущества своим выпускникам?

Знание как минимум двух иностранных языков — это уже очень весомый аргумент, который наш выпускник может предъявить современному рынку. Если же сравнивать факультет МЖ с другими факультетами журналистики, то, прежде всего, необходимо дать ответ на простой, казалось бы, вопрос: что такое международная журналистика? Ведь ей, как и журналистике вообще, учат в самых различных учебных заведениях. Мы в МГИМО считаем, что международная журналистика сегодня — это журналистика регионоведческая. Именно поэтому важным компонентом обучения у нас на факультете является спецподготовка по региону и по стране изучаемого языка. На примере все выглядит очень просто: наш выпускник не просто будет владеть португальским, он станет специалистом по экономике, праву и внешней политике Португалии и Бразилии.

МЖ отчитался о творческом конкурсеКроме того, в отличие от многих других факультетов, у нас учиться по-настоящему сложно, но при этом очень весело и интересно. На факультете МЖ мы готовим штучный товар.

Какую роль среди других вступительных экзаменов играет творческий конкурс?

Для ребят, которые поступают на отделение международной журналистики нашего факультета — это единственное дополнительное испытание. Однако балл по ЕГЭ должен быть очень высоким. Практика прошлого года показала, что если человек претендует на бюджетное место, его средний результат должен быть на уровне 90 баллов. Это связано с тем, что большинство победителей Всероссийской олимпиады школьников по литературе идут именно в наш вуз. Приведу пример: в прошлом году победителями этой олимпиады стали 14 человек, и все 14 пришли в МГИМО, впоследствии только две абитуриентки передумали и выбрали филологический факультет МГУ. Важно учитывать, что почти половину бюджетных мест занимают ребята, имеющие федеральные льготы. Таким образом, конкуренция среди тех, кто поступает на общих основаниях, очень серьезная.

Однако ЕГЭ — это далеко не все. Прошлый год стал рекордным по количеству двоек за творческий конкурс, и объясняется это очень просто. Многие ребята приходили в приемную комиссию с вопросом, где в Университете находится отделение, на которое не надо сдавать дополнительный английский. Им отвечали, что это отделение международной журналистики на факультете МЖ. «О! — восклицал абитуриент, — кажется, я только что почувствовал себя журналистом». Оказавшись на творческом конкурсе, новоявленные «журналисты» сразу же проиграли рядом с теми, кто четко понимал, куда он пришел и зачем.

МЖ отпраздновал свой сороковой день рожденияПоэтому выбирать наш факультет и, в частности, отделение МЖ по принципу «туда английский сдавать не надо» я бы очень не советовал.

А могут ли отличные результаты по творческому конкурсу помочь абитуриенту поступить на Ваш факультет при недостаточно высоком балле по ЕГЭ? Бывают же самородки…

Эту часть экзамена (творческий конкурс — прим. ред.) у нас традиционно принимают мэтры отечественной журналистики: Александр Гордон, Петр Толстой, Михаил Леонтьев, Феликс Разумовский и др. Частенько они остаются под впечатлением от беседы с некоторыми абитуриентами, и даже выказывают желание взять их после окончания Университета к себе на работу. Среди этих абитуриентов есть те, кто не добрал достаточное количество баллов по ЕГЭ. Такие ситуации повторяются каждый год. Однако после риторического вопроса комиссии «а не пойти ли на встречу?» следует другой, прагматический вопрос «как?». Мы не можем изменить общие правила. Даже если бы и могли, наверное, это было бы несправедливо по отношению к ребятам, которые показали более высокие результаты по ЕГЭ.

По Вашему мнению, эти результаты всегда соответствуют реальным знаниям?

По крайней мере, за последние несколько лет не было ни одного вопиющего случая, чтобы человек, к примеру, пришел к нам со 100-балльным ЕГЭ по русскому и не мог связать двух слов. У абитуриентов с высоким баллом действительно отличные знания по предмету.

Кубок декана 2009, или Как «Репортер» с «Красной шапочкой» встретилисьЗимой профессор кафедры мировой литературы и культуры, мой отец Лев Иванович Скворцов признался, что впервые за 20-лет его преподавания в МГИМО у первокурсников не было двоек на диктантах. А ведь диктант — это самая сложная форма отчетности по русскому языку.

Расскажите, пожалуйста, о профессорско-преподавательском составе факультета. Кто и как будет наставлять новоявленных студентов?

Имен много. Я бы, например, назвал Игоря Сергеевича Фесуненко. Он отлично умеет разжечь в новичках желание учиться. На своих занятиях он часто использует необычные игровые формы. Например, приходит в аудиторию и выкладывает из портфеля несколько предметов на стол, потом быстро собирает их и кладет обратно, а студентов просит воспроизвести, что это были за предметы, в какой последовательности он их достал и т.д. Очень простой и эффективный тест на умение фокусировать внимание.

Для журналистов очень важный навык…

Безусловно.

У нас преподает Алексей Алексеевич Венедиктов, его методика тоже весьма необычна. Однажды он учил студентов готовиться к интервью, я присутствовал на этой лекции. Он делился личным опытом: «О своем интервьюере я всегда стараюсь узнать как можно больше подробностей. Половина из них мне точно не пригодится, зато другая половина может сослужить полезную службу. Допустим, я знаю, как звали канарейку моего собеседника, которая умерла в прошлом году, и знаю, как тяжело он по этому поводу переживал. Тогда в момент разговора, после его слов — «Это было, когда мы жили еще на старой квартире, мы переехали оттуда три месяца назад», — Я вдруг брошу ему фразу — «Наверное, у вас та квартира еще и с Кешей вашим ассоциируется». Казалось бы, мелочь, но это именно та мелочь, которая может помочь человеку раскрыться: «Вы знаете о Кеше? Тоже увлекаетесь канарейками?». Это и есть навык коммуникации, умение разговорить человека и расположить его к себе.

Двести десять шагов… (Вручение дипломов выпускникам МЖ)Среди других преподавателей я бы обязательно отметил Юрия Георгиевича Кобаладзе. Это человек, который готов помогать студентам не только в учебе, но и в любых жизненных неурядицах. Наши педагоги — это в правильном смысле наставники, которые не наставничают, но наставляют на путь истинный и помогают двигаться по этому пути.

Один из таких наставников — Борис Александрович Гонтарев. Он ставит музыку на своих занятиях, воспитывает в наших ребятах вкус к жизни. У меня он ассоциируется с профессором Дмитрием Михайловичем Урновым, первым руководителем кафедры мировой литературы и культуры. Он мог прочитать нам целую лекцию о том, почему на одну полку нельзя поставить Свифта и Дефо и почему «Приключения Робинзона Крузо» и «Путешествия Гулливера» — это две абсолютно разные системы ценностей. И через этот тезис он поднимал огромный пласт западноевропейской литературы. Когда я ухаживал за своей будущей женой, то, чтобы блеснуть перед ней неординарными познаниями, дополнительно посещал лекции Дмитрия Михайловича в Политехническом музее. Такие учителя остаются на всю жизнь.

А чем интересна внеучебная жизнь на факультете МЖ?

У нас всегда очень ярко проходят новогодние вечера, спортивные мероприятия, выставки участников фото-студии КЛюФ и т.д.

8 лет назад здесь был создан клуб МЖ. Сначала он был задуман исключительно для проведения встреч с интересными людьми. В Университет приглашали какого-нибудь яркого и неординарного гостя и устраивали своего рода учебную пресс-конференцию. Потом формат разросся, появился свой киноклуб, затем журнал «Клуб МЖ», дальше начались всевозможные походы, поездки, в том числе в Кондровский детский дом. Что касается детского дома, еще неизвестно, кому больше нужна эта дружба — детям-сиротам или нашим студентам.

Студенты МГИМО сыграли в новусМне особенно нравится, что наш клуб МЖ — это не просто какая-то жесткая конструкция, однажды вмонтированная шурупами в задюбелированную стену, это живой организм. И, кстати, это уже давно инициатива «снизу». То есть то как клуб развивается зависит исключительно от студентов.

Ваше напутствие нынешним абитуриентам.

Если человек жизнерадостный, любопытный, энергичный и ждет каждого нового дня, как праздника; если ему интересно общаться с людьми и черпать из этого общения что-то новое, тогда, безусловно, наш факультет для него. Факультет МЖ — это факультет оптимистов.

Еще я всегда призываю абитуриентов не смотреть волками друг на друга. Ваш главный конкурент на экзамене — это вы сами, ваша несосредоточенность, неспособность сконцентрироваться на главном. Если вы сможете победить себя самого, то победите и в общем зачете. Ставьте планку высоко, но рассчитывайте свои силы так, чтобы ее можно было преодолеть, не сбив при прыжке. При этом неважно, с какого раза вы победите — с первого раза, со второго или с третьего. Один мой замечательный сокурсник Сергей Евгеньевич Черемин в этом году стал руководителем Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы. В 1984 году он приехал поступать в МГИМО, с первого раза не получилось, со второго тоже. Сергей отслужил в армии, поучился на подфаке, но, в конце концов, стал студентом МГИМО и с отличием его окончил. И кто после это скажет, что он зря потратил время? Это прекрасный пример — человек видел перед собой цель и четко к ней шел, не растрачивая силы по пустякам.

Я хотел бы обратиться ко всем абитуриентам. Ребята, не надо ставить перед собой низких целей («если тут не получится, авось там проскочу»), особенно в этом возрасте. Сейчас как никогда вам нужно быть максималистами.

Беседовала Яна СМИРНОВА,
Управление интернет-политики


Распечатать страницу