«Проблемы пресной воды». Открытый доклад Института международных исследований МГИМО

27.07.11

«Проблемы пресной воды». Открытый доклад Института международных исследований МГИМО

«Проблемы пресной воды». Открытый доклад Института международных исследований МГИМО

Опубликован открытый экспертно-аналитический доклад Института международных исследований МГИМО-Университета «Проблемы пресной воды. Глобальный контекст политики России». В нем обобщены результаты исследований, ведущихся в МГИМО, а также в других национальных и международных центрах, по одной из наиболее актуальных проблем мирового развития. Особое внимание уделено тому, как глобальная проблема пресной воды преломляется в России и сопредельных регионах. В докладе сформулированы направления совершенствования водной политики Российской Федерации, а также предложения по конкретным мерам, которые могут быть приняты в рамках такой политики.

Российская Федерация является одной из немногих развитых стран, чьи ресурсы пресной воды являются достаточными. В частности, одна пятая часть общемировых ресурсов питьевой воды принадлежит России.

Вместе с тем, в мире в целом доступность пресной воды — важнейший фактор безопасности. Во многих регионах дефицит воды способствует перманентной конфликтности. Некоторые авторитетные наблюдатели ставят этот вопрос и существенно жестче, призывая «предотвратить водные войны в Азии».

Набирающей силу тенденцией является целенаправленная маркетизация водопользования. Однако результативность соответствующих усилий сдерживается низкой платежеспособностью большинства населения планеты, а также присутствующим в ответственных элитах пониманием того обстоятельства, что вода является исключительным, ничем не заменимым природным ресурсом, особо важным для жизни человека.

В докладе констатируется недостаточная полнота международно-правового регулирования данной сферы. Здесь работают в основном двух- и многосторонние соглашения государств, расположенных в зоне трансграничных водотоков. Более общие нормы — «Правила пользования водами международных рек» (Хельсинкские правила), Конвенция ООН о несудоходном использовании международных водотоков, Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер — носят рекомендательный характер, затрагивая преимущественно экологические проблемы. В них практически отсутствует механизм разрешения споров. Исключение составляет тщательно разработанная нормативная база Евросоюза.

В Российской Федерации в последние годы водная проблематика вошла в фокус внимания руководства страны, в том числе в результате усилий академического сообщества и экологической общественности. В 2007 году введен в действие Водный кодекс РФ. В январе 2008 года проблемы водопользования стали предметом критического обсуждения на заседании Совета безопасности РФ. В августе 2009 года Правительство России утвердило Водную стратегию Российской Федерации на период до 2020 года.

Вместе с тем, констатируют авторы доклада, охрана окружающей среды до сих пор не вошла в число реальных государственных приоритетов. Это противоречит не только национальным интересам России, но и господствующему мировому тренду — интеграции экологических ценностей в стратегии экономического развития. По сути, Россия пока остается в стороне от нарастающего глобального сближения, основанного на восприятии охраны окружающей среды как предпосылки устойчивого экономического развития, а наличия системы управления окружающей средой — как одного из основных требований для полноценного участия в мировой экономике.

Важная деталь — дефицит анализа отечественных и зарубежных нормативных правовых актов в экологической области, что не позволяет использовать современные подходы к совершенствованию законодательства и правотворчества в этой области. К сожалению, в последние десятилетия снизилось качество официальных русских переводов международных конвенций и соглашений, что является серьезным препятствием адаптации норм зарубежного экологического права к российским условиям.

Глобальная ситуация в сфере водопользования и специфическое преломление водной проблемы в российском контексте делают все менее терпимым неинтегрированность российской водной политики в глобальный контекст. Подчеркивается, что упомянутые выше нормативные акты такую интеграцию не обеспечивают.

По мнению авторов открытого доклада, совершенствование водной политики России предполагает: формулирование государственной позиции по ключевым аспектам глобальной проблемы; защиту такой позиции на международной арене; выработку и проведение внутри страны и в сопредельных регионах целостной, непротиворечащей государственной водной политики.

Собственно российская повестка может включать в себя следующие целевые направления:

— разработку и принятие новой редакции Водной стратегии России, которая связала бы воедино как внутренние, так и внешние аспекты гидрополитики. Следовало бы официально заявить о готовности России принимать активное участие в координации усилий мирового сообщества при решении комплексных водных проблем. В частности, в cоставлении глобальных и региональных балансов пресной воды питьевого и технического назначения; выработке рекомендаций по оптимальному использованию водных ресурсов; утилизации и распространению опыта новых технологий и термических методов, позволяющих опреснять соленую воду и очищать загрязненную воду. Особо следовало бы выделить заинтересованность в развитии международного законодательства в области водопользования, учитывающего различные экологические, экономические и политические проблемы;

— разработку и принятие технических регламентов, опирающихся на позитивный опыт Евросоюза. Учитывая, что инфраструктура водопользования относится к числу критических инфраструктур, важно определить порядок сбора и обработки информации, позволяющий отслеживать техногенные, террористические и военные угрозы;

— в отношениях с приграничными государствами — инициирование шагов по созданию систем интегрированного управления водными ресурсами и проведению согласованной региональной и национальной политики водопользования, охватывающей различные аспекты организации, финансирования, нормативно-правового обеспечения водного хозяйства на основе выверенных эколого-хозяйственных критериев. Необходимо укреплять практическое взаимодействие с пограничными государствами путем оказания помощи в подготовке специалистов в области водохозяйственной деятельности, участия в международных проектах по обводнению, стимулированию коммерческих инвестиций в объекты водной инфраструктуры. Предложить в качестве одного из направлений сотрудничества совместное изучение опыта инновационных компонентов российской государственной программы перехода на режим гарантированного снабжения населения питьевой водой нормативного качества.

В сопредельном с Россией центральноазиатском регионе, где проблема пресной воды чрезвычайно остра, авторы доклада рекомендуют внедрение водосберегающих технологий, а также стимулирование импорта продукции водоемких отраслей вододефицитными странами. Продолжение же риторики о гипотетических проектах переброса части стока сибирских рек в Центральную Азию расценивается как контрпродуктивное. Подчеркивается, что порочность сложившейся в аграрном секторе региона модели водопользования заключается не в дефиците воды как таковом, а в ее неправильном использовании.

В политическом же плане и в плане безопасности первостепенной задачей рассматривается обеспечение эффективного сотрудничества заинтересованных региональных и внерегиональных сил. В докладе предлагается созвать международную конференцию с участием всех государств региона, заинтересованных мировых держав, глобальных и региональных организаций. В рамках конференции — предложить формирование Рабочей группы высокого уровня по выработке правовой основы межрегионального сотрудничества в области водопользования, а также комплекса практических мер, направленных на создание единой системы водного хозяйства.

На глобальном уровне предлагается предпринять шаги к созданию нового международного органа, предпочтительно в рамках системы ООН, для выработки подходов к регулированию и для регулирования различных аспектов водной проблемы. Подчеркивается, что Правительству России и российской дипломатии важно не упустить инициативу в разработке единого свода международных нормативных правовых актов, устанавливающих общие для всех субъектов международных отношений принципы пользования трансграничными водными потоками и водоемами, и механизм разрешения соответствующих международных споров.

В форматах «восьмерки» и/или «двадцатки» предлагается выступить с инициативой принятия Программы оказания научно-технической, экономической и политико-правовой помощи развивающимся странам со стороны наиболее индустриально развитых государств по оптимизации использования водных ресурсов. Основными направлениями такой программы могут быть — помощь в составлении страновых и региональных балансов водных ресурсов; научно-техническая и экономическая помощь в оптимальном использовании водных ресурсов, в проведении экспертиз побочных экологических, экономических и социальных последствий гидромелиоративных проектов; посредничество в урегулировании межгосударственных споров по поводу объемов водозабора.

В докладе ИМИ МГИМО констатируется также необходимость инициирования долгосрочной международной программы правовых, эконо­мических и научно-технических мер по формированию цивилизованного рынка пресной воды, что в условиях глобального водного дефицита может стать для России существенным источников экспортных поступлений. Программа могла бы включать в себя: оценку потребностей отдельных стран и регионов мира в пресной воде и возможных коммерческих источников снабжения ею; выработку международных юридических рамок торговли пресной водой; разработку и развитие технических средств транспортировки воды (от трубопроводного транспорта до технологий морской транспортировки айсбергов и перевозки воды грузовым авиатранспортом); международную систему оценки экологических издержек крупномасштабных коммерческих проектов транспортировки воды. Подчеркивается, что особое внимание следует уделить продвижению на мировой рынок российских технологий обессоливания морской воды.

Институт международных исследований


639
Распечатать страницу