Достижения МГИМО в информационно-технологической инфраструктуре

30.08.11

Достижения МГИМО в информационно-технологической инфраструктуре

Дирекция информационных технологий подводит итоги прошедшего учебного года и определяет планы на следующий.

В первую очередь необходимо отметить, что за прошлый учебный год укрепилась позиция Дирекции, как одного из ведущих технических подразделений МГИМО. Информационные технологии используются практически в каждой сфере деятельности Университета. Мы активно взаимодействуем для решения поставленных задач как с учебными, так и с административно-вспомогательными подразделениями. Совместно реализованы проекты по созданию электронной библиотеки, развертыванию в МГИМО системы видеонаблюдения, системы модернизации охранной сигнализации и информационной системы управления финансовой деятельностью.

В прошлом учебном году основной проект, который нам удалось реализовать — создание электронной библиотеки. Проект — результат тесного сотрудничества Научной библиотеки МГИМО им. И.Г. Тюлина, Управления инновационного развития, Управления интернет-политики и Дирекции информационных технологий. В ходе реализации проекта было создано хранилище электронных книг, развернута система управления правами доступа, позволяющая гибко руководить правилами работы пользователей с книгами. Электронная библиотека интегрирована с интернет-порталом, теперь доступ к книгам возможен напрямую с портала МГИМО. На площади библиотеки создан компьютерный класс на 20 рабочих мест, установлен комплекс сканирования книг. На двух рабочих местах библиотеки организована оперативная оцифровка книг и уже отсканированы более 300 редких восточных рукописей. Выполнена модернизация рабочих мест для редакторов и каталогизаторов электронной библиотеки. С марта текущего года в ней размещено 560 книг.

Также с марта на почтовом сервере mgimo.ru запущена в опытную эксплуатацию система защиты от спама и вирусов. Она позволяет фильтровать десятки тысяч нежелательных писем, ежедневно приходящих на почтовый сервер Университета, подавляющее большинство из которых — спам. При неизменном числе почтовых ящиков на нашем почтовом сервере количество спама только увеличивается. Для борьбы со спамом применяется специализированное устройство CiscoIronPort. Система обеспечивает эффективную защиту от спама в несколько этапов. Опыт эксплуатации показал, что удается задерживать до 98% нежелательных писем.

В мае 2011 года в основном серверном помещении заработала новая система кондиционирования. Когда до окончания лета осталось всего несколько дней, можно смело говорить о том, что это первое лето за последние пять лет, когда система охлаждения не доставляла хлопот. До настоящего времени охлаждение серверов и коммутаторов обеспечивали четыре кондиционера полупромышленного класса. Поскольку кондиционеры данного класса по своей конструкции предназначены для охлаждения жилых помещений, ресурс их невелик. Как правило, кондиционеры работали в режиме непрерывной эксплуатации не более 2-х лет, затем ломались по причине естественного износа компрессора. Причем останавливались всегда летом, в самую жару, когда нагрузка на систему охлаждения максимальная. Простой информационных систем в течение нескольких часов — огромная проблема. Новая система отличается от предыдущих прежде всего тем, что рассчитана на работу в течение продолжительного времени и имеет возможность точно регулировать параметры охлаждаемого воздуха. Также прецензионные кондиционеры, в отличие от обычных, позволяют регулировать влажность и не допускать сильного осушения воздуха в серверном помещении. Фильтры в таких кондиционерах позволяют поддерживать требуемую чистоту воздуха — они рассчитаны на удержание мелкой пыли.

В апреле текущего года установлен дополнительный комплекс, обеспечивающий защиту от вторжений в локальную сеть Университета. Все подразделения используют доступ к сети в своей повседневной работе. Работа некоторых из них невозможна без широкополосного доступа. Бухгалтерия ежедневно выполняет платежи, преподаватели кафедр филологического направления используют аудио/видео источники в качестве вспомогательного материала во время проведения занятий, работа Управления интернет-политики полностью проводится в сети интернет.

МГИМО сейчас арендует канал связи, пропускная способность которого ограничена и оговорена условиями договора — 70 Мбит/сек. Для примера, среднестатистическое проводное подключение в домашней квартире  — 0,5–1 Мбит/сек. В сети МГИМО ежедневно работают более одной тысячи пользователей (сотрудники, преподаватели). Еще столько же — студенты, подключающиеся через беспроводную сеть. Пятьдесят сайтов обслуживаются площадкой интернет-хостинга. В моменты наибольшей активности (утренние часы) пропускной канал связи не справляется с такой нагрузкой. В результате преподаватели не могут получить доступ во время чтения лекции к требуемому видеоролику или послушать радиотрансляцию. Административные подразделения, для которых доступ в интернет критичен, не могут выполнять свою работу. Частично решить эти проблемы позволит второй узел доступа, распределяющий трафик и выделяющий приоритетные группы пользователей, для которых всегда обеспечивается гарантированная ширина канала доступа.

Кроме того, зона покрытия беспроводной сети Университета расширилась. Теперь студенты могут работать в интернете, находясь в новом корпусе Европейского учебного института. В МГИМО беспроводная сеть работает с 2009 года, и в основном корпусе сеть обеспечивают 47 точек доступа. Интернет для студентов и преподавателей бесплатный. С начала марта 2011 года увеличена скорость доступа к интернет в беспроводной сети. Теперь на нее отдается 20% пропускной способности от арендуемого канала связи, что составляет 15 Мбит/сек. В октябре текущего года, когда будет проводиться аукцион по выбору провайдера на 2012 год, планируется увеличение скорости сети WiFi вдвое. Принимая во внимание, что сеть полностью открыта, студенты могут работать только в сети интернет, включая все сервисы портала Университета, доступ в локальную университетскую сеть закрыт.

В новом корпусе дополнительно установлено 13 точек доступа, из расчета по 2-3 точки на каждом этаже. Также на основании пожеланий студентов к концу текущего семестра дополнительно установлено 8 точек в основном здании МГИМО.

C февраля 2011 года начался проект по реорганизации информационной системы управления финансовой деятельностью. Модернизация программных продуктов направлена на повышение функциональности, масштабируемости и производительности программного обеспечения, учитывая интенсивную работу многих пользователей финансового блока и увеличения объема обрабатываемой информации. Процесс модернизации сопровождается адаптацией имеющихся подсистем к новой технологической платформе. Ее планируется провести, объединив информационные базы и функциональные модули подсистем в единое прикладное решение с общим хранением данных, внедрением и сопровождением новой, адаптированной автоматизированной системы.

Основная предпосылка для модернизации имеющейся информационной системы — моральное устаревание программного обеспечения. В МГИМО для обеспечения работы финансовых подразделений используется «1С, версии 7». Несколько лет назад вышла 8-я версия базовой программы «1С», учитывающая все изменения в законодательстве.

В середине 2010 года в Университете проведена реорганизация Дирекции бухгалтерского учета и финансов, в ходе которой созданы новые отделы — Бухгалтерия, Отдел организации и размещения государственного заказа, Отдел учета договоров и исполнения обязательств и Планово-экономическое управление. В ходе реализации проекта разрабатывается новое программное обеспечение, учитывающее новые задачи, поставленные перед вновь созданными структурными подразделениями, при этом обеспечивая разграничение прав доступа к финансовой информации. Проект завершится в декабре 2011 года.

Отдельно стоит отметить внедрение системы управления учебным процессом (СУУП), которое выполняет проектная группа, состоящая из сотрудников Управления учебно-организационной работы и Дирекции информационных технологий. С сентября 2010 года группой было разработано два крупных технических задания общим объемом 4 авторских листа. Написано техническое задание на устранение критических ошибок в работе первой версии информационной системы, техническое задание на доработку и усовершенствование модулей системы: редактора расписания (в том числе экзаменационного), модуля ввода элективных курсов, модуля планирования потоков, функций резервирования аудиторий, учета пожеланий преподавателей, ввода мероприятий, контроля нагрузки и дополнительного списка отчетов.

Для выполнения работ, требующих привлечения квалифицированных специалистов, с различными компаниями заключены несколько договоров, два государственных контракта.

С сентября 2011 года система запущена в опытную эксплуатацию. Расписание занятий доступно через портал.

Сейчас новая система автоматизирует следующие функции:

  • ведение баз данных профессорско-преподавательского состава (учитывает статусные вариации, движение и содержание работы профессорско-преподавательского состава (ППС);
  • учет и управление изменениями штатного расписания кафедр;
  • ведение баз данных ППС, привлекаемых к работе на условиях почасовой оплаты (учитывает структуру образовательных программ и объем фондов заработной платы, связан с основной базой данных штатного состава ППС, составом кафедр);
  • планирование и учет нагрузки ППС (осуществляется на основе связи с модулем «Штатный состав кафедр» СУУП и модулем «Графики учебного процесса» в системе «Электронный деканат»);
  • формирование расписаний учебных занятий, экзаменов, мероприятий в полуавтоматическом режиме (осуществляется на основе связи со всеми модулями СУУП и рядом элементов информационной системы «Электронный деканат»);
  • ведение базы данных аудиторного фонда Университета (типологизация аудиторий по значимым параметрам используется при составлении расписания, а также имеет самостоятельную информационную ценность);
  • интеграция с информационной системой баз данных «Электронный деканат» (позволяет обеспечить двусторонний обмен базами данных, оперативную «реакцию» систем на изменения информации — структуры факультетов/институтов, состава академических и языковых групп, изменения в структуре учебных подразделений, формирование новых подразделений, изменения баз данных ППС, графиков учебного процесса и проч.).

Важная функция информационной системы — предоставление информации по расписанию (по 4-м видам отчетов) на портале МГИМО и формирование спектра отчетов по каждому из модулей системы с возможностью их дальнейшей печати и модификации посредством экспорта в форматы Excel и Word.

С января 2011 года активно ведутся работы по внедрению в МГИМО системы мониторинга аккредитационных показателей. Поскольку органы государственной аккредитации оценивают потенциал вузов через систему федеральных показателей в области образования, регулярный мониторинг — важнейшая стратегическая задача для Университета. Система показателей представляет собой набор абсолютных и удельных критериев, которые не связаны непосредственно с учебным процессом и напрямую не ориентированы на студента. Поэтому осуществляющаяся на кафедрах и в деканатах ежедневная работа не позволяет эффективно отслеживать ход их выполнения. Необходимо создать объективную методику мониторинга данных показателей с тем, чтобы следить за рейтингом качества вуза и контролировать показатели. Кроме того, важную роль играет своевременное оказание материального и морального поощрения сотрудников.

Внедряемая нами система позволяет планировать и осуществлять мониторинг информационных показателей. Часть из них напрямую загружается из действующих информационных систем Университета, часть будет вводится пользователями на кафедрах, факультетах и учебно-организационных подразделениях.

За прошедшие полгода проведены подготовительные работы, запуск системы намечен на первые числа сентября 2011 года. В соответствии с приказом будет проведено обучение персонала навыкам работы с новой информационной системой.

Необходимо отметить, что за прошедший год в Университете увеличилось количество персональных компьютеров. Большей частью это связано с вводом в эксплуатацию нового корпуса. Всего было введено в эксплуатацию 230 персональных компьютеров, что составляет 12% от всего количества компьютерного оборудования.

Эффективно работает единая диспетчерская служба. За прошедший год мы выполнили 3,5 тыс. заявок, связанных с решением проблем компьютерной техники.

Дирекция принимала активное участие в обеспечении подразделений Университета необходимым оборудованием и услугами — за прошедший год по нашей инициативе МГИМО заключил 33 государственных контракта на общую сумму 18,4 млн. рублей (без учета контракта на создание электронной библиотеки).

В Дирекции проводится реорганизация. Сокращается количество подразделений, проводятся сокращения персонала.

Необходимо упомянуть и о проблемах. В первую очередь — ограниченное финансирование развития IT вуза. В первый после кризиса 2010 год в бюджете Университета не было предусмотрено средств на развитие IТ-инфраструктуры и оснащение средствами ТСО. В 2011 году предусмотрено финансирование в размере 1 млн. рублей на запасные части для компьютерного оборудования и средства на приведение информационных систем в соответствие с требованиями закона «О персональных данных» (152-ФЗ). Остальные средства — незапланированные в смете доходы, полученные за счет грантов или экономии по другим статьям расходов. Не осуществлялось целевое финансирование «Программы интеграции и стандартизации информационных систем и программно-аппаратных комплексов МГИМО (У) МИД России».

С другой стороны, работая в непростых условиях при отсутствим финансирования, нам удается немало сделать за счет упомянутой выше программы, в которой отражены ключевые задачи по развитию IТ в Университете.

Также стоит отметить нехватку высококвалифицированных кадров и отставание уровня заработной платы IТ-специалистов по сравнению с оплатой на рынке труда.

Какие планы мы ставим на будущий год? В первую очередь будет реализовываться проект по приведению всех информационных систем в соответствие с требованиями 152-ФЗ «О персональных данных».

В 2012 году планируется реализовать обмен данными между информационной системой «АИТ кадры», использующейся в управлении кадровой системы, и системой, управляющей финансовой деятельностью Университета. На текущий момент обе системы параллельно обрабатывают идентичные базы данных сотрудников. Наша задача — разработать механизм, позволяющий избежать двойной работы при внесении информации в системы.

Деятельность Дирекции информационных технологий в следующем году будет направлена на достижение целей, заданных в «Общей стратегии развития МГИМО (У) МИД 2009–2015 гг.», — формирования единого информационного пространства Университета, интеграции в межвузовское и мировое информационное сообщество, оптимизации основных направлений деятельности IТ-подразделений для эффективного обеспечения образовательных, научно-исследовательских и управленческих процессов.

Наша главная задача в 2011/2012 году остается прежней — добиться максимальной эффективности работы подразделений Дирекции.

Вадим СЫЧЕВ,
директор
Дирекции информационных технологий


805
Распечатать страницу