О работе издательства «МГИМО-Университет»

02.09.11

О работе издательства «МГИМО-Университет»

Завершился ещё один учебный год. Для издательства «МГИМО-Университет» он оказался непростым и плодотворным. Издательство, как и в прошлые годы, обеспечило выполнение всех заявок кафедр и структурных подразделений на издание книг и изготовление полиграфической продукции.

Работа издательства в прошедшем учебном году продолжала совершенствоваться и систематизироваться, строясь, в основном, на плановой основе, на тех же штатных и финансовых ресурсах. Произошли качественные изменения в издательской продукции, поднялся уровень выпускаемых книг. Эти изменения — результат проведения новой издательской политики. Успехи издательства были отмечены дипломами сразу в трех номинациях на самом престижном международном конкурсе «Университетская книга 2010». Нас наградили дипломом в номинации «Лучшее издание о Великой Отечественной войне» за шеститомник «65 лет Великой Победы». Кстати, это издание награждено и памятной медалью оргкомитета «Победа». Дипломом в номинации «Лучшее вузовское периодическое издание» награждено наше издательство за журнал «Вестник МГИМО-Университета», а диплом в номинации «Лучшее учебное издание по иностранным языкам» наше издательство получило за книгу «Экономический английский» Л.С. Пичковой и коллектива авторов.

В этом году впервые мы получили диплом от Ассоциации российских книгоиздателей (АСКИ). С учетом мнений экспертов и соучредителей конкурса бюро правления Ассоциации книгоиздателей России назвало лучшей книгой года в номинации «Лучшая книга о Российской армии и флоте (история и современность)»: 65 лет Великой Победы: в 6 т. / под общ. ред. С.Е. Нарышкина, А.В. Торкунова. М.: МГИМО — Университет, 2010.

В этот период издательство приняло участие в двух книжных выставках: в 23-ей Московской международной книжной выставке-ярмарке на ВВЦ и в 12-ой Международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction в ЦДХ.

В канун 70-летия начала Великой отечественной войны вышли в свет два новых тома, 7-й и 8-й — «Испытание» и «Расплата» — многотомного продолжающегося издания «Великая Победа», которое наш Университет подготовил во взаимодействии с Президентской Комиссией по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.

Усилия творческого коллектива отмечены высшей оценкой для книги, которую дает специализированный государственный орган. Организационный комитет Национального конкурса «Книга года» 2011, который проводился Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям принял решение о присуждении главной награды Национального конкурса университетскому восьмитомному изданию «Великая Победа».

Главные усилия в нормотворческой работе были сосредоточены на основополагающем для издательского дела Регламенте издания полиграфической продукции в МГИМО. Проект Регламента был размещен на главной странице портала для заинтересованного обсуждения и откликов тех, кто пишет и кто хочет содействовать улучшению университетского книгоиздания. Проект Регламента был одобрен на Редакционно-издательском совете Университета и после длительного, растянувшегося на месяцы согласования, был утвержден приказом по Университету.

Одним из важнейших положений Регламента издания полиграфической продукции является тезис о вознаграждении автора коммерчески успешного издания. В настоящее время во взаимодействии с экономическими и юридическими службами Университета идет разработка соответствующего положения, определяющего порядок начисления и выдачи авторского вознаграждения.

В прошедшем учебном году произошли реальные сдвиги в наполнении электронной библиотеки МГИМО. В этой связи возрастающее значение приобретает юридически правильное оформление вопросов авторского права. За прошедший период более чем с 200 авторами были заключены лицензионные и издательские договоры о передаче исключительных прав на произведения, в том числе на бессрочное размещение в электронной библиотеке МГИМО. К сожалению, до сих пор не решен вопрос с созданием отдела интеллектуальной собственности, который бы взял на себя все вопросы, связанные с закреплением и защитой прав на интеллектуальную собственность МГИМО.

Сохранилась тенденция роста коммерческой прибыльности работы издательства. Так, в 2009 году издательство заработало около 900 тысяч руб., в 2010 — 1 млн. 800 тысяч, за половину текущего года — уже полтора миллиона.

Для наилучшего представления наших книг Издательство «МГИМО-Университет» открыло на портале Университета интернет-магазин своей продукции. Отныне все желающие могут найти и заказать интересующую научную литературу, изданную в МГИМО, на специальном сайте www.books.mgimo.ru. На «полках» интернет-магазина более 300 книг, и наполнение продолжается. Прямые продажи сдерживаются отсутствием курьерской доставки. Работаем над решением этого вопроса, и, может быть, к этой работе мы привлечем студентов, а получаемая прибыль станет их заработком.

К сожалению, книжную торговлю сдерживает отсутствие собственного книжного магазина.

Не забывая своё главное предназначение — обеспечение учебного процесса и научной деятельности Университета, мы стараемся проводить издательскую политику, направленную на повышение качества издаваемых книг. Поэтому в июне месяце было утверждено Положение о серийных изданиях. Убеждены, что серийные издания расширят научный и общественный интерес к продукции издательства и научной работе Университета в целом, а также повысят коммерческую составляющую университетского книжного дела. Данное направление в издательской деятельности является наиболее жизнеспособным в книжном деле и приведет к укреплению позиций издательства на книжном рынке России, повысит узнаваемость нашей литературы, обеспечит ей конкурентоспособность, подчеркнет издательский стиль. Готовятся к выпуску первые книги в сериях «Учебники МГИМО», «Мгимовские чтения», «Воспоминания дипломата», «Энциклопедии и словари МГИМО», «Научная школа МГИМО». На днях эти книги появятся в интернет-магазине издательства.

Важнейшим событием для издательства стало принятие решения о переводе типографии в основное здание Университета. В настоящее время ведутся работы по подготовке помещения в цокольном этаже под главным входом. Иными словами — дело за строителями, от них зависит, как скоро мы переедем. В новое помещение переедет не только имеющееся у типографии оборудование, а ещё будет размещен комплекс станков и механизмов, предназначенный для изготовления книг в твердом переплете. Это оборудование куплено и передано в дар Университету Международным фондом имени Шодиева. Мы возлагаем большие надежды на «воссоединение» типографии с издательством, что позволит в полной мере реализовать издательскую стратегию «Печать по требованию». Мы глубоко убеждены в необходимости избавляться от печати неоправданно больших тиражей, закладки их на хранение на склад, гадая — «Разойдется тираж или нет?». В настоящее время на складе больше нет продукции нашего издательства, которая лежала бы мертвым грузом, и мы не знали бы, что с ней делать. И в этом суть нашей издательской политики.

Геннадий РУЧКИН,
директор издательства «МГИМО-Университет»


674
Распечатать страницу