Вышло новое издание учебника А.В. Холопова «История экономических учений»

16.11.11

Вышло новое издание учебника А.В. Холопова «История экономических учений»

Вышло новое издание учебника А.В. Холопова «История экономических учений»

История экономических учений — предмет, который студенты МГИМО должны успеть освоить всего лишь за один семестр. Но любая попытка кратко изложить всю систему взглядов разных экономистов на различные экономические проблемы обречена на неудачу, можно только запутать учеников. Помочь в этой ситуации может учебник «История экономических учений», который предлагает сделать акцент не на лишних усложнениях и детализации, а на основных тенденциях развития экономической науки и характере крупнейших, наиболее влиятельных теоретических школ. Читайте о сложностях преподавания истории экономических учений в интервью с автором учебника, деканом факультета Международных экономических отношений Анатолием Васильевичем Холоповым.

— Почему будущим экономистам необходимо изучать историю экономических учений?

— История экономических учений занимает исключительно важное место в программах подготовки экономистов. Неслучайно этот предмет неизменно включается в так называемую базовую (общепрофессиональную) часть федерального государственного образовательную стандарта высшего образования по направлению «Экономика». Изучение истории экономических учений не просто расширяет кругозор (что само по себе тоже важно, особенно для человека с высшим образованием), но и позволяет ориентироваться в многообразии современных экономических концепций и создает прочную основу для выработки собственной позиции при решении сложных экономических проблем. Как отмечал Дж.М. Кейнс, изучение истории идей с необходимостью предшествует освобождению мысли.

— Человека, который впервые знакомится с историей экономической науки, может удивить обилие различных концепций, школ, направлений, течений, которые не просто отличаются друг от друга, но и ведут между собой острую полемику. Неужели экономистам трудно договориться между собой и найти, наконец, истину?

О многообразии концепций, характерном для развития экономической теории, необходимо сказать особо. Здравый смысл, казалось бы, подсказывает, что если при анализе одного и того же объекта, одной и той же экономической проблемы разные теоретики дают разные объяснения, значит, нужно просто разобраться, кто прав, а кто нет, и найти эту самую «истину».

Но желание найти единственно правильную теорию и объявить все остальные ошибочными может привести к опасным последствиям, среди которых догматизм будет не самым страшным. К сожалению, история человечества дает тому весьма яркие примеры. И в нашей стране социальные науки, в том числе и экономическая наука, долгое время развивались в соответствии с принципом: «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно». Монополия на истину губительна для науки. Поэтому, изучая историю экономических учений, важно понять, что многообразие теорий представляет собой естественное следствие неоднозначности окружающего нас мира экономических отношений. Экономика, являясь результатом сознательной деятельности людей, постоянно меняется, и вслед за ней изменяется и экономическая наука. Экономическая жизнь испытывает на себе мощное воздействие социальных, политических, психологических, религиозных, национальных факторов. В ней отражаются исторические особенности развития страны, сложившиеся традиции и моральные принципы, устоявшиеся правила поведения и правовые нормы. Иными словами, экономика — слишком сложный организм, чтобы ее можно было оценить и объяснить однозначно.

Понимание этого многообразия, неоднозначности теоретических подходов к исследованию экономики является, наверное, главной целью изучения истории экономических учений.

— Связана ли экономическая теория с нашей повседневной жизнью и как влияет на нее?

Конечно, экономическая наука призвана не только объяснить, что происходит в экономике, как она живет и развивается. Человеку всегда хочется изменить свою жизнь, сделать ее лучше. Поэтому экономисты-теоретики не могут обойти проблему экономической политики. Для экономической науки традиционно одним из важнейших был вопрос, какова роль государства в экономике, что оно может предпринять, чтобы улучшить экономические механизмы, сделать их более эффективными и, в конечном итоге, повысить благосостояние общества. Однако любые меры экономической политики, любые реформы неизбежно затрагивают интересы различных людей и социальных групп. Экономическая наука, таким образом, оказывается тесно связанной с политикой и идеологией, и это также не может не порождать различия в точках зрения и теоретических позициях.

Из этого следует, что экономическая наука не просто отражает экономическую действительность. Она ее изменяет, оказывая мощное воздействие на наши умы и на общественное сознание. Экономические теории неизбежно становятся своего рода платформой для формирования как идеологических принципов различных политических сил, так практической политики государства. В конечном итоге, наша жизнь становится зависимой от характера и уровня развития экономической науки. Поэтому понять историю развития экономической науки — это в значительной степени понять, как устроена наша жизнь.

— Сегодня на книжных полках можно найти много разных учебников по истории экономических учений. Что нового предлагает Ваша книга читателю?

Идея написать свой учебник по истории экономических учений возникла как результат более чем двадцатилетнего опыта преподавания этого предмета. Я заметил, что экзаменационные оценки по истории экономических учений, как правило, ниже не только оценок по общему курсу экономической теории, но и средней оценки в зачетной книжке студента. И дело здесь не в особой требовательности преподавателей. Даже хорошие студенты часто сталкиваются с серьезными трудностями на экзамене, и обычное объяснение слабого ответа, к которому прибегают плохие студенты, — «у меня в голове все перепуталось», — порой приходится слышать и от отличников.

Представляется, что одно из главных объяснений трудностей, с которыми сталкивается студент при изучении истории экономических учений, заключается в том, что в рамках стандартного курса продолжительностью в один семестр преподаватель часто пытается рассказать студенту слишком много.

Но дело даже не в объеме материала, который должны усвоить студенты, хотя он сам по себе велик, а в характере этого материала, его структуре. Рассказывая о взглядах различных экономистов, велика опасность запутать студента, который пытается запомнить, кто что написал по поводу денег, цены или капитала, и при этом теряет логику развития науки и смены различных школ экономической мысли.

В своем учебнике я попытался сконцентрировать внимание главным образом на том, по каким направлениям шло развитие экономической науки, что принципиально нового сказал тот или иной ученый по сравнению со своими предшественниками, каков его вклад в развитие экономической теории, как система его научных взглядов может быть оценена с точки зрения логики развития научных школ и направлений.

Кроме того, учебник отличается и формой подачи материала. К сожалению, в силу ряда причин, в том числе крайнего недостатка в вузовских библиотеках изданий работ крупнейших экономистов прошлого и современности, сегодня студент почти не имеет возможности знакомиться с достижениями научной мысли в подлиннике, не учится работать с первоисточниками. А из учебников или лекций преподавателя студент получает многократно «пережеванный», уже методически разложенный по полочкам материал. Это приводит к неумению мыслить самостоятельно и формулировать свою точку зрения. Поэтому в данный учебник включены не просто отдельные цитаты, а небольшие выдержки из произведений крупнейших мыслителей-экономистов, чтобы студенты могли увидеть язык первоисточника, почувствовать его своеобразие и глубже понять мысль автора.

Подчеркну также, что трудно до конца понять суть той или иной теоретической концепции, если не иметь представления о личности ее автора. А личности эти сами по себе, безусловно, заслуживают интереса. Экономическую науку на протяжении многих столетий создавали выдающиеся мыслители, крупные политические и общественные деятели, просто незаурядные люди. Их краткие биографии, любопытные факты из их жизни, приводимые в учебнике, делают изложение истории экономических учений более живым и, хотелось бы надеяться, более интересным и познавательным для студентов.

Юлия ТРИШАНКОВА,
Управление интернет-политики


Распечатать страницу