Книгоиздание: новые задачи в новом году

27.12.11

Книгоиздание: новые задачи в новом году

В предпоследнюю пятницу уходящего года в Университете прошло заседание Редакционно-издательского совета под председательством ректора МГИМО А.В. Торкунова. Совет и ректор положительно оценили работу издательско-полиграфического комплекса в истекшем году.

Но самая интересная, самая насыщенная новым видением часть разговора о развитии книгопечатного дела Университета состоялась в конце заседания. Ректор отметил, что существовавшие ранее проблемы с переизбытком выпускаемых тиражей, с недостатком организационного начала, с распространением книжной продукции и повышением её качества, вроде бы, решены. И за уровень их решения сегодня уже можно не беспокоиться. Однако высоты и достижения открывают и новые горизонты для дальнейшего совершенствования и развития.

В нынешней ситуации мы способны вести речь о заказе необходимых книг издательством и оплате авторам за их написание. Настало также время подумать о создании для нашего Университета электронного учебника. Понятно, что сначала надо себе его представить, четко определить параметры и приступить к разработке. Отметил ректор также и то, что наш научный журнал «Вестник МГИМО-Университета» полностью состоялся как ведущий научный журнал страны. Но этого сегодня мало, и следует предпринять усилия для создания его английской версии в виде дайджеста для распространения за рубежом. Тем более, что это резко повысит индекс цитирования ученых нашего Университета в мире.

С докладом об итогах работы издательства в 2011 году и плане издательской деятельности на 2012 год выступил директор ДИИП А.В. Серегин. Было отмечено, что в уходящем году работа издательства «МГИМО-Университет» была нацелена на выполнение главной функции — обеспечение учебного процесса и научной деятельности Университета. В 2011 году издательско-полиграфический комплекс смог полностью справиться с этой задачей.

Ознаменовался уходящий год для издательства, прежде всего, выходом серийных изданий. Мы начали серии «Мгимовские чтения», «Научная школа МГИМО», «Воспоминания дипломата», «Учебники МГИМО» и «Молодые литераторы МГИМО». Готовится к выходу новая серия «Конференц-зал молодых ученых», «Кавказский архив».

Типография полностью перешла на цифровую технологию печати, что позволило осуществлять так называемую «печать по требованию».

Открыли электронный магазин www.books.mgimo.ru. Это необходимый шаг для обеспечения доступности наших книг.

В 2011 году работа издательства была отмечена сразу несколькими наградами. Так, 21 апреля в Санкт-Петербурге наш шеститомник «65 лет Великой Победы» стал лауреатом конкурса Ассоциации российских издателей и получил диплом «Лучшая книга года». Впоследствии дополненное ещё двумя томами многотомное продолжающееся издание «Великая Победа» было признано «Книгой года 2011» Организационным комитетом Национального конкурса, который проводился Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям. Это высшая оценка для книги, которую дает специализированный государственный орган. 1 декабря в рамках Международной выставки «non/fiction№13» состоялась торжественная церемония награждения победителей и вручение премии в области общественно-научной литературы «Общественная мысль» за 2011 год. Среди дипломантов премии — восьмитомник «Великая Победа» под общей редакцией С.Е. Нарышкина и А.В. Торкунова.

Издательство строит свою работу на основе ежегодного плана издательской деятельности. В план на 2011 год было включено 341 наименование. В течение года в редакционно-издательский отдел было представлено 112 рукописей. 25 работ было представлено вне плана.

Проект издательского плана на 2012 год содержит 273 наименования. Заявки подали 55 кафедр.

За прошедший год был подготовлен ряд нормативных документов, определяющих порядок работы издательства, главным из которых, несомненно, является Регламент издания печатной продукции в МГИМО. Это основной документ, регламентирующий процедуру заказа, согласования, изготовления, выдачи, продажи и распространения печатной продукции. Юридически правильному сопровождению издательской деятельности способствует заключение со всеми нашими авторами договоров на передачу исключительных прав на издаваемые у нас книги. В прошедшем году эта работа была отлажена, на все изданные в нашем издательстве книги у Университета есть документально подтвержденные права, в том числе и для размещения в электронной библиотеке.

Создан и работает механизм допечатки пользующихся спросом книг. На складе наша продукция не залеживается.

Не завершенным остается урегулирование вопроса об авторском вознаграждении. В регламенте издания печатной продукции в МГИМО заложено базовое положение о том, что автор коммерчески успешного издания вправе претендовать на вознаграждение.

Вузовское книгоиздание имеет свою специфику, принципиально отличающую его от коммерческого издательства. Главная функция университетского издательства — это обеспечение учебной и исследовательской деятельности вуза. Тем не менее, наше издательство добивается неплохих экономических показателей.

В этом году мы сэкономили университетские деньги, отпущенные на статью «Закупка расходных материалов для типографии», в размере 1,8 млн. руб. Этого удалось добиться за счет политики ограничения тиражей, проводимой издательством в соответствии с упомянутым «Регламентом».

Продажи книг за последние годы росли и в 2011 году перевалили за 2 млн.:

Интересен сравнительный анализ динамики Российского книжного рынка и Издательства «МГИМО-Университет» с 2008 по 2011 гг.

Можно с уверенностью констатировать, что издательство МГИМО-Университет входит в число самых успешных вузовских издательств, а по таким параметрам, как количество выпускаемых наименований, уступает только крупным федеральным университетам и вузам с разветвленной сетью филиалов.

Дирекция информационно-издательских программ


746
Распечатать страницу