«Вы ели?»

24.04.12

«Вы ели?»

«Вы ели?»

19 апреля модуль экономической дипломатии клуба Oeconomicus совместно с Центром БРИКС МГИМО провел круглый стол «Многообразие деловых культур». В ходе заседания были рассмотрены особенности деловых культур Бразилии, Индии, Китая, Японии, а также стран арабского мира.

Открывая заседание, координатор модуля экономической дипломатии, студент 4 курса факультета МЭО Роман Райнхардт отметил, что знание деловой культуры в современном мире очень важно, так как это залог продуктивных переговоров международного уровня, будь то заключение выгодного контракта или межправительственного соглашения.

С докладами выступили участники — студенты 1-4 курсов факультетов МЭО и МО. Отличительной чертой их выступлений стала направленность на прикладную деятельность: не было нудной теории, зато практичной информации — масса.

Особое место в докладах участников заняла деловая этика обсуждаемых стран. Выступающие рассказали о множестве нюансов и особенностей, присущих рассматриваемым странам: от общей манеры ведения переговоров и отношения к собеседнику до жестов и процесса обмена визитными карточками.

Например, китайцы при встрече спросят вас «Вы ели?», однако это совершенно не значит, что ваш собеседник хочет узнать, голодны ли вы. Данный вопрос будет эквивалентен фразе «Как дела?». При знакомстве с гражданами КНР необходимо называть короткий вариант своего имени, а о деловой встрече лучше договариваться за одну-две недели. В одежде на переговоры лучше выбрать деловой стиль и обязательно взять подарок для партнера, но помнить, что в Китае желтый цвет считается цветом смерти, а число четыре — самым несчастливым числом.

Договариваться же о встрече с японским партнером стоит через посредника. Японское общество традиционно консервативно, и личные контакты ценятся в нем особо высоко. Встреча по чьей-либо рекомендации или при наличии общих знакомых пройдет намного плодотворнее, чем прямое обращение.

Не менее интересной оказалась деловая культура Бразилии. Бразильцы испытывают особую любовь к музыке, танцам и, конечно, к футболу, поэтому лучшей темой, чтобы разрядить обстановку, будет этот популярный в Бразилии вид спорта. На переговоры с бразильской делегацией нельзя одеваться в цвета национального флага — желтый и зеленый. В Индии и Бразилии бизнес принято строить, в первую очередь, на добрых взаимовыгодных отношениях партнеров, поэтому важно идти на компромиссы, сохранять спокойствие во время переговоров.

А вот представители арабских стран, наоборот, более проникнутся к вам доверием, если вы будете говорить эмоционально, громко. В одежде для переговоров с арабской делегацией неприемлемо сочетание белого и синего цветов.

После презентаций все присутствующие могли задать интересующие их вопросы. Вопросов, стоит отметить, оказалось немало, в том числе о японских и китайских чайных церемониях, занятиях йогой, а также об отношении представителей рассматриваемых стран к собеседнику, его семье и религии. Участникам круглого стола, желающим проявить свои творческие способности, было даже предложено написать свои собственные хокку— японские трехстишья, касающиеся рассматриваемой проблематики. Из выступлений участников каждый почерпнул для себя что-то новое, интересное и, что самое главное, полезное, применимое на практике.

Также, основываясь на докладах, участники проанализировали, почему иногда возникают недоразумения при ведении переговоров с представителями вышеупомянутых стран, и сделали выводы относительно того, как следует себя вести во время переговоров, чтобы добиться расположения и сделать сотрудничество с контрагентами-представителями других культур более выгодным.

Завершилась встреча подведением итогов обсуждения. Было подчеркнуто, что понимание деловых культур способствует грамотному ведению переговоров на международном уровне, что очень важно в современном мире, ведь в условиях глобализации представители совершенно разных культур все чаще вступают в деловые контакты, и незнание некоторых культурных особенностей может легко привести к недопониманию между партнерами.

Особенно участникам и гостям мероприятия понравилась неформальная обстановка встречи: в аудитории царила уютная и дружеская атмосфера, запомнившаяся еще на модели саммита БРИКС, прошедшем 14 декабря 2011 года. Как отметила научный руководитель клуба Oeconomicus, доцент кафедры экономической теории Анна Викторовна Макаренко, во время мероприятия его участники и гости соприкоснулись еще с одной богатой и ведущей долгие традиции деловой культурой — деловой культурой МГИМО. Как отметил президент клуба «Первенец», член Совета Ассоциации выпускников Р.А. Сергеев на II Деловом форуме МГИМО, одной из важнейших ценностей данной культуры является взаимное доверие.

В завершении Роман Райнхардт еще раз подчеркнул практическую, во многом прагматичную ценность изучения деловых культур для будущей профессиональной деятельности, равно как и для общего саморазвития, а также сохранения ценностей корпоративной этики университета.

В дальнейшем модуль экономической дипломатии Oeconomicus намерен продолжить изучение проблематики деловых культур, расширяя список рассматриваемых стран. Также планируется проведение совместных мероприятий с Центром БРИКС МГИМО в рамках углубленного изучения тематики БРИКС, являющейся одним из ключевых направлений современного развития мировой экономики и международных отношений.

Экономический клуб МГИМО Oeconomicus выражает благодарность за помощь в подготовке круглого стола научному руководителю модуля экономической дипломатии Е.М. Астахову, директору Центра БРИКС Л.С. Окуневой, преподавателю кафедры японского, корейского, индонезийского и монгольского языков Н.Н. Изотовой и преподавателям кафедры китайского, вьетнамского, лаосского и тайского языков.

Список участников

Владимир ДИНГЕС, студент 1 курса МЖ,
Кирилл КРАШЕНИННИКОВ, студент 1 курса МЖ,
Наталья ЯКОВЛЕВА, студентка 1 курса
MЭО


819
Распечатать страницу

Фотогалереи

Фотограф: Андрей ЯКИМОВ, Анна ПОПОВА 24