«Золотой фонд МГИМО»

08.10.14

«Золотой фонд МГИМО»

«Золотой фонд МГИМО»

В связи с юбилеем «Издательство МГИМО-Университет» выпустило ряд книг по истории нашей alma mater, среди которых и фундаментальное издание «Научные школы МГИМО в лицах». В книгу вошли более 100 очерков о людях, великих и менее известных, но не менее значимых в деле создания и развития научно-исследовательского и учебного феномена, каким был задуман и реализован Московский государственный институт международных отношений.

Представляется, что книга будет интересна и полезна не только мгимовцам и выпускникам МГИМО, но и всем тем, кто интересуется международными отношениями и внешней политикой России. О ее научном значении, идеях, на которых она основана, о мощном моральном импульсе, который в ней заложен, пишет ректор МГИМО, академик РАН А.Торкунов во вступлении к этой неординарной книге.

Об инновационном потенциале научных традиций

Предлагаемая вниманию читателя книга очерков «Научные школы МГИМО в лицах» — о великих ученых и педагогах, заложивших основы ожидаемо счастливого научно-образовательного проекта — МГИМО; об их учениках, представителях того «поколения лейтенантов», которые пришли в студенческие аудитории победителями в ратном труде, и в мирной жизни быстро становившихся «генералами» — академиками и членами-корреспондентами в науке, дипломатами на фронтах «холодной войны», общественными и государственными деятелями высоких рангов в послевоенные десятилетия; об учениках их учеников, то есть научных «внуках», которые еще выше подняли квалификационную планку выпускников МГИМО, оказавшихся способными эффективно действовать в условиях новых вызовов современной Истории.

Хотелось бы подчеркнуть еще две немаловажные детали: во-первых, большинство указанных очерков публиковались последние три года в журнале «Вестник МГИМО-Университета» под рубрикой «Золотой фонд МГИМО»; во-вторых, многие из них были написаны учениками о своих учителях, то есть речь идет о согретых сердцами профессионально успешных людях, дорогих для них воспоминаниях и эмоциях, которые, будучи выверенными моральными постулатами человеческого воспитания и жизненным опытом, превращаются в общезначимые человеческие знания. И именно в этой сфере соприкосновения интеллектуально-логического, рационального и интуитивного знания читатель приобщается к одной из самых сокровенных тайн рода людского — зарождению и развитию традиций, до недавнего времени почти в одиночестве отчаянно стоявших на страже его бессмертия.

Мне неоднократно приходилось в своих работах обращаться к роли традиций в становлении и развитии МГИМО. Рожденный в составе МГУ имени М.В.Ломоносова, институт изначально впитал в себя его вековые традиции организации учебной и научной работы. Первые преподаватели института — академики и профессора — превращали свои талантливые лекции в инструменты активного приобщения студентов к научному мышлению, к аналитической и исследовательской работе. В ответ на этот «интеллектуальный пир» первые студенты, прежде всего вчерашние лейтенанты-фронтовики, демонстрировали неординарные усилия, упорство и последовательность в обретении профессии, именно с этой позиции рассматривая весь учебный процесс. Такого рода постоянный научный поиск преподавателей и заинтересованное участие в нем студентов, их совместная ответственность не только в образовании, но и воспитании профессиональных дипломатов и специалистов-международников, превратились в традицию, передаваемую мгимовцами из поколения в поколение.

В данном случае можно констатировать, что в МГИМО с самого начала отказались от противопоставления традиций и рацио, на концептуальном уровне эпохи модерна означавшего дихотомию традиционного (отсталого) и рационального (прогрессивного) способа социальной организации. Дело в том, что в науке также существуют механизмы накопления, сохранения и трансляции опыта, специфических норм и ценностей, образцов постановки и решения проблем, то есть всего того, что в отношении социальных организаций обычно квалифицируется как традиции. И это — вне зависимости от того, как их в науке называют — «школы», «парадигмы» (Т. Кун), «темы» (Дж. Холтон), «исследовательские программы» (И.Лакатос), «неявное знание» (М. Поланьи).

Более того, на рубеже XX и XXI веков, второго и третьего тысячелетий становится ясным, что, если воспользоваться терминами И.Валлерстайна, не только «мир-экономики» потеснили «мир-империи», но и сами они потеснены «мир-культурами». Как свидетельствует профессор МГИМО А.Шестопал, «гибкость и открытость культуры, сохранность ее ценностного ядра, пластичность и четкость языка становятся в современной ситуации основными национальными ресурсами». В этой связи вскрываются изъяны теоретических социальных моделей не только одного или нескольких последних поколений ученых, но и многовековой эпохи Просвещения, демонстрируя ее в известной степени исчерпанность, неспособность справиться с усложнившимися вызовами постиндустриального мира. Внимание социальных теоретиков все более склоняется к проблемам идентичности национальных культур, к тем ценностям, в том числе и к традициям, которые спасают их от деградации и противодействуют тенденциям деконструкции социальных структур человечества.

И сегодня, когда человечество обзавелось вселенским социальным разумом, наши надежды в «осевые времена» всеобщих перемен вновь и вновь обращаются к ставшим уже традиционными выверенным исторической практикой и подтвержденным закономерностями развития человечества светлым ценностям гуманистической культуры. И мы ищем ответы на волнующие вопросы в жизненном опыте, творчестве, идеях и деяниях тех людей, которые продолжают раздвигать горизонты истории, наделяя ее все новыми качествами и возможностями.

МГИМО, как это видно из очерков книги, которую читатель держит в своих руках, зиждется на славных научных традициях, а его перманентно инновационный курс и успехи на этом пути до сих пор питаются интеллектуальной силой и научной прозорливостью конкретных людей, и хорошо нам известных, и пока что мало или недостаточно известных. Нельзя не согласиться и с тем, что настоящая книга о лицах и личностях мгимовской науки считает главными ценностными традициями нашего университетского образования и воспитания познание закономерностей развития международных отношений, овладение инструментами защиты мира и обеспечения безопасности России, реализация ее фундаментальных интересов и служение Отечеству.

И очень хотелось бы, чтобы все новые поколения мгимовцев, анализируя и пересматривая не только свой опыт общественного служения и научных свершений, но и предшествующих поколений, всегда исходили из понимания глубинных связей настоящего и будущего России с историческим наследием предыдущих столетий, о чем свидетельствует и книга «Научные школы МГИМО в лицах».

Анатолий ТОРКУНОВ,
ректор МГИМО, академик РАН


74
Распечатать страницу