Профессора Вустерского университета провели семинар по активным методам обучения в сфере международных отношений

17.10.08

Профессора Вустерского университета провели семинар по активным методам обучения в сфере международных отношений

Профессора Вустерского университета провели семинар по активным методам обучения в сфере международных отношений

С 13 по 16 октября 2008 г. в рамках Инновационной образовательной программы МГИМО-Университета кафедрой мировых политических процессов при поддержке Факультета дополнительного профессионального образования был организован семинар, посвященный активным методам обучения и их использованию в преподавании предметов в сфере международных отношений. Занятия проводили профессора Вустерского университета (штат Огайо, США) Кент Килли, Мэтью Крэй и Джеффри Лэнтис, которые уже много лет являются членами секции по активным методам обучения в международных отношениях Ассоциации международных исследований США.

В ходе интенсивного четырехдневного семинара слушатели, большинство из которых составляли аспиранты и молодые преподаватели МГИМО, познакомились с основными теоретическими положениями и видами активных методов обучения, получили возможность самим оценить эффективность тех или иных методов в ходе предложенных игр и имитаций. Сильной стороной семинара стала именно его интерактивность: помимо основных необходимых теоретических выкладок были представлены и сразу же протестированы участниками возможные варианты ролевых игр, структурированных дебатов и других форм активных методов обучения. Самый живой интерес вызвали и активные методы обучения, связанные с использованием современных технологий и средств массовой информации. Так были наглядно продемонстрированы возможности IP-телефонии (был проведен сеанс связи с Вустерским колледжом, в рамках которого американские студенты и российские участники семинара имели возможность обменяться мнениями относительно хода и возможных результатов президентской кампании в США), Интернета (в частности, возможности мейл-листов, дистанционных образовательных программ, он-лайновых имитационных игр и т.д.), теле- и кинофильмов, карикатур и даже популярных телепередач. Так, в частности американская телепередача “Survivor” (российским зрителям она известна под названием «Последний герой») может небезуспешно использоваться для демонстрации сложностей разрешения современных межэтнических конфликтов.

В целом можно отметить, что российским участникам был представлен широкий спектр методов активного обучения и образовательных методик. Какие из них использовать в своей повседневной преподавательской деятельности каждому предстоит определиться уже самостоятельно.

По окончании семинара все его участники получили сертификаты о повышении квалификации факультета дополнительного профессионального образования и Инновационной образовательной программы.

Об особенностях и будущем активных методов обучения с Кентом Килли, Матью Крейном и Джеффри Лэнтисом побеседовал старший преподаватель кафедры мировых политических процессов Сергей Веселовский.

С. Веселовский: Что такое активные методы обучения?

К. Килли: Активные методы обучения - это определенная философия преподавания, используемая для побуждения студентов к самообразованию. Эти методы совершенствовались преподавателями и исследователями международных отношений, которые входят в секцию по активным методам обучения в международных отношениях Ассоциации международных исследований США. По нашему опыту, проведение семинаров по активным методам обучения является важным опытом для преподавателей, так как им предлагаются как основные теоретические положения, так и необходимые конкретные инструменты для включения активных образовательных методик в их собственные занятия.

М. Крэйн: Активные методы обучения и преподавания являются подходом к образованию, который обогащает понимание студента ключевых моментов в международных отношениях, создают мощную и эффективную образовательную среду, побуждая студента принимать рискованные решения, выражая свое мнение по сложным и спорным моментам, что ведет, в свою очередь, к лучшему усвоению знаний. Новые современные технологии дали мощный импульс к развитию этих методов. В рамках современных аудиторных занятий, преподаватели могут использовать традиционные меловые доски для записи ключевых моментов и мультимедийные проекторы для показа презентаций в формате Powerpoint или фотоснимков для подкрепления фактологической информации, формировать виртуальные дискуссионные группы или делить на группы в классе для обсуждения спорных вопросов, показывать видеоматериалы и художественные фильмы, пользоваться необходимыми Интернет-сайтами и даже проводить видеоконференции с экспертами и другими студентами, находящимися в любой точке мира.

Дж. Лэнтис: Хотел бы добавить, что активные методы обучения не являются новой тенденцией только в международных исследованиях – это часть более широкого изменения философского порядка в сфере высшего образования, начавшегося около десяти лет назад. Оставаясь в духе модели «образовательной парадигмы» Роберта Барра и Джона Тагга, этот новый подход включает, прежде всего, изменение в отношении обучения как процесса открытий и ставит студента в положение производителя знаний в активной аудитории. Эта тенденция также относится к происходящей в настоящее время трансформации содержания и целей глобального образования в университетах по всему миру.

С. Веселовский: Как соотносятся активные методы обучения с традиционными образовательными методиками?

К. Килли: Наш семинар сосредотачивает основное внимание на двух основных измерениях: здравые образовательные стратегии, используемые преподавателями и ожидание активного вовлечения в процесс обучения студентов. Например, мы особо отмечаем, что существует четыре организационных принципа активных методов обучения, о которых всегда должны помнить преподаватели: образовательные цели, процедуры, оценка результата и подведение итогов. Мы хотим, что чтобы преподаватели думали о том чему именно они хотят научить и почему.

М. Крэйн: Между новыми и традиционными методам существует достаточно очевидная разница. Новые методы активного обучения включают ролевые имитационные игры. Они могут разрабатываться для применения на протяжении всего курса или, являясь простыми и краткими, на ограниченном временном промежутке, что дает студентам возможность напрямую ознакомится с глобальными проблемами.

Дж. Лэнтис: Мы здесь действительно говорим об отличных упражнениях. Как уже отметил Мэтью, существует множество активных образовательных методов, которые обеспечивают вовлечение студентов в обсуждение той или иной проблемы и заметно оживляют занятия. Я регулярно использую на своих занятиях ролевые игры, показ фильмов и структурированные дебаты, что позволяет студентам глубже понимать динамику современной международной политики. Все больше и больше преподавателей внедряют современных информационные технологии в свои занятия в сфере международных отношений, от онлайновых интерактивных упражнений до создания виртуальных интерактивных образовательных сообществ. Кроме того, многие преподаватели использует в образовательном процессе анализ конкретных ситуаций и не научные тексты, а не только классические учебники и статьи, что выводит образование в области международных отношений на новый уровень.

С. Веселовский: Какие новые образовательные методики приобретут преподаватели МГИМО после посещения вашего семинара?

М. Крэйн: Уделяя основное внимание рассмотрению образовательной парадигмы, мы особо подчеркнули ценность подходов к активным методам обучения и преподавания в вопросах эмпирического образования, использования абстрактных концепций и процессов в конкретных ситуациях, углубленного изучения отдельных сложных проблем, а также улучшения критических и коммуникационных навыков. Мы также думаем, что активные методы обучения и преподавания особенно хорошо подходят для изучения процесса принятия решений, в том числе политических, переговорного процесса, а также для глубокого анализа конкретных ситуаций. Основная ценность нашего семинара в том, что участники узнают, участвуют и уносят с собой домой конкретные примеры активных методов обучения.

К. Килли: Мы хотим особо подчеркнуть, что наш семинар задумывался как интерактивный. Мы, прежде всего, хотели узнать о сферах интересов участников и использовании ими на занятиях активных методов обучения для того, чтобы лучше понимать их потребности и возможности. Мы спросили участников какие именно методы активного обучения они используют на своих занятиях, как и зачем они их используют и, что особенно важно, какие образовательные результаты были достигнуты. Ответы на эти вопросы, как правило, очень интересные. Например, многие участники наших прошлых семинаров имели определенный опыт в использовании методик активного обучения и преподавания. Но многие отмечали, что они не думали системно о том почему и зачем они используют те или иные методики, как эти методики соотносились с образовательными результатами и достигались ли они вообще.

Дж. Лэнтис: Наш семинар также направлен на то, чтобы попытаться сформировать в МГИМО сообщество исследователей активных методов обучения и преподавания. Мы постарались донести мысль о том, что необходимо будет и после завершения семинара продолжать обсуждение использования тех или иных методов активного обучения на занятиях. Это поможет в создании необходимых связей и заложит основы для создания полноценного будущего научного сообщества по активным методам обучения и преподавания здесь в России.

С. Веселовский: Если смотреть на перспективу, какие изменения Вы предвидите в активных методах обучения и преподавания и какое значение это будет иметь для образовательного процесса в целом?

К. Килли: Мы уверены, что это перспективное направление исследований. Литература по активным методам обучения и преподавания находится, как правило, на стыке исследований в сфере международных отношений и проблем высшего образования. Мы думаем, что семинары, подобный этому, а также доклады, которыми мы обмениваемся с нашими коллегами по секции по активным методам обучения в международных отношениях Ассоциации международных исследований США будут способствовать накоплению познания в этой области. Мы также заинтересованы в новых направлениях исследования оценки качества образования.

М. Крэйн: Если позволите, то я как раз хотел бы продолжить тему качества образования. Новейшая тенденция в исследованиях по теме активных методов обучения заключается в том, что необходимо уделять внимание не только самими упражнениям, но оценке их реальной эффективности. Все больше исследователей говорят о необходимости прямых мер оценки того, что действительно усвоил студент, в то время как косвенные меры помогут нам понять восприятие студентом того, чему он научился. Именно поэтому мы начали наш семинар с лекции про необходимость и важность оценки активных методов обучения. Это поможет преподавателям осознать всю важность того что они делают и почему они это делают.

Дж. Лэнтис: Я думаю, что самые интересные достижения в области активных методов обучения и преподавания будут получены от использования новых технологий. Например, я знаю, что многие преподаватели используют художественные фильмы и другие видеоматериалы, которые находятся в свободном доступе на сайте YouTube, для расширения образовательных возможностей в рамках своих занятий. Развитие новых телекоммуникационных возможностей, предоставляемые сетью Интернет, как например программа для бесплатных звонков и видеоконференций Skype, совершенствование сотовой связи и компьютерных технологий в целом, безусловно, предоставят новые возможности для активных методов обучения и преподавания. Простые видеоконференции между студентами в США и России это лишь начало того, чтобы будет доступно для совершенствования системы образования в ближайшие десятилетия. Сейчас наступают действительно захватывающие времена для переосмысления всей образовательной системы.

Сергей ВЕСЕЛОВСКИЙ, ст. преподаватель
кафедры мировых политических процессов


Распечатать страницу

Фотогалереи

Фотограф: С.Веселовский 17