Дискуссионный семинар с Джоном Гэддисом

28.05.20

Дискуссионный семинар с Джоном Гэддисом

Дискуссионный семинар с Джоном Гэддисом

27 мая в формате видеоконференции состоялся научно-методический семинар с профессором Йельского университета, лауреатом Пулитцеровской премии Джоном Гэддисом (John Gaddis) — историком, получившим всемирную известность благодаря своим трудам о «большой стратегии» (grand strategy) и холодной войне.

В дискуссии приняли участие преподаватели, исследователи и студенты из МГИМО, МГУ, ИМЭМО РАН, Института востоковедения РАН, Института всеобщей истории РАН, Тамбовского государственного университета, Европейского университета в Санкт-Петербурге. Модераторами дискуссии выступили проректор по магистерским и международным программам, декан Факультета международных отношений А.А.Байков и директор Института международных отношений и управления М.А.Троицкий.

Во вступительной речи А.А.Байков упомянул о наиболее ярких фактах биографии и научных достижениях Дж.Гэддиса, а также поблагодарил американского гостя за его участие в организованном мероприятии. В свою очередь, профессор Гэддис выразил благодарность МГИМО за возможность пообщаться с российскими коллегами и открыл встречу кратким выступлением, в котором отметил, что столь популярное в настоящее время слово «Zoom» имеет отношение не только к современным коммуникационным технологиям, но и к истории.

Так, по мнению Дж.Гэддиса, на протяжении своей научной деятельности историки «приближают» картинку (they zoom in) для того, чтобы сфокусироваться на деталях конкретных событий, а также «отдаляют» ее (they zoom out), чтобы получить более общее представление о том или ином периоде или проблеме. Собственная академическая деятельность Дж.Гэддиса является яркой иллюстрацией такой логики. Многие годы профессор посвятил изучению периода холодной войны, что явилось, по его словам, примером «среднего приближения» (medium-level zoom), затем сфера его научных интересов стала шире (he zoomed out), и он сконцентрировался на исследовании «большой стратегии» (grand strategy). Кроме того, гость поделился своим опытом использования романа Л.Н.Толстого «Война и мир» при обучении первокурсников: в этом произведении исключительно рельефно отражены уроки Наполеоновских войн, а также взгляды и настроения современников, включая одного из основателей современной военной науки Карла фон Клаузевица.

Выступление американского гостя вызвало большой интерес участников дискуссии. В своей реплике профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге И.И.Курилла затронул проблему отличий историков от политологов, а также отметил большое значение лекций Дж.Гэддиса, опубликованных в сборнике под названием The Landscape of History. Тема разграничения истории и политической науки была поднята также доцентом кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО И.А.Истоминым, на вопрос которого американский коллега заявил, что нельзя полностью отделять одну группу исследователей от другой, поскольку обе категории ученых используют одни и те же источники, и их сотрудничество идет на благо развития науки в целом, однако в вопросе о методах политологи отдают предпочтение case studies, к которым лично Дж.Гэддис относится скептически.

Популярной среди дискутантов оказалась тема объективности истории. Преподаватель ИМОиУ МГИМО М.О.Шибкова поинтересовалась у Дж.Гэддиса, как, по его мнению, можно избавиться от предвзятости и обучать студентов истории объективно, на что профессор Гэддис ответил, что история нестабильна и непостоянна, она меняется как с открытием архивов, обнаружением новых документов, так и с развитием новых технологий, тогда как объективность — лишь идеал, к которому мы можем только стремиться. С такой точкой зрения не согласились профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО В.Г.Барановский, отметивший, что заявления об отсутствии объективности в принципе чреваты непредвиденными последствиями. Его поддержал профессор кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО В.О.Печатнов, назвавший слишком пессимистичным представление о том, что объективность является иллюзией.

К практике использования Дж.Гэддисом «Войны и мира» в обучении истории студентов-первокурсников проявил живой интерес заведующий кафедрой всемирной и отечественной истории М.А.Липкин, отметив, впрочем, что, по его опыту работы с молодым поколением, образ истории, содержащийся в произведении Л.Н.Толстого, гораздо менее популярен у нынешних студентов, чем образы из современных компьютерных игр или голливудских фильмов. Согласившись с российским коллегой, американский профессор отметил, что к изучению серьезной исторической литературы и источников студентов необходимо подготовить, что возможно только при пробуждении в них интереса к определенной эпохе и ее нравам через художественную литературу, и в этом смысле «Война и мир» является отличным примером.

Заведующий кафедрой международных отношений и внешней политики России МГИМО Б.Ф.Мартынов, процитировав одну из работ Дж.Гэддиса, в которой он говорил о том, что холодная война могла иметь гораздо более катастрофические последствия, спросил о причинах, не позволивших подобному сценарию воплотиться в жизнь. Посвящен холодной войне был и вопрос профессора кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО В.В.Дегоева, который, сославшись на работу We Now Know: Rethinking Cold War History 1997 года, поинтересовался у гостя, не рано ли было писать об истории холодной войны всего лишь через шесть лет после ее окончания. В своих ответах на вопросы коллег Дж.Гэддис признал, что период холодной войны остается загадкой, которую еще предстоит разгадать, однако едва ли в настоящее время мы знаем или когда-либо узнаем о ней больше, чем в 1997 году.

На вопрос доцента кафедры востоковедения МГИМО Е.В.Колдуновой об использовании истории в качестве инструмента в руках политиков профессор Йельского университета ответил, что политики делятся на тех, кто использует историю, и тех, кто читает ее. Дж.Гэддис поделился историей о том, как он внезапно был приглашен в Овальный кабинет американского Белого дома к президенту США Джорджу Бушу младшему для беседы по своей книге, которая впоследствии повлияла на ряд решений администрации президента, о чем в своих мемуарах написала бывший госсекретарь США Кондолиза Райс. В ответ на вопрос заведующей кафедрой прикладного анализа международных проблем МГИМО Т.А.Шаклеиной о современном мировом порядке, Дж.Гэддис охарактеризовал его как «холодная война с маленькой буквы» и выразил мнение о том, что точное описание нынешнего исторического периода будет большим вызовом для нового поколения историков. Отдельного внимания заслуживает нетривиальный тезис профессор Йельского университета, выдвинутого им в ответе на вопрос доцента МГУ Е.В.Романовой об отсутствии повсеместной веры в любую идеологию, поскольку ни один идеолог в своих призывах никогда не отвечает своим потенциальным и реальным сторонникам на вопрос: «Да, мы завоюем мир, но что потом?»

В заключение семинара профессор Дж.Гэддис поделился своим видением роли преподавателя истории в жизни студентов. По его мнению, преподаватель — это тренер, задача которого — не предостеречь своего воспитанника от любых неожиданностей, но сделать все возможное, чтобы подготовить его к принятию самостоятельных решений в условиях грядущей неопределенности.

Запись семинара доступна в группах МГИМО в Facebook, «Вконтакте», а также на YouTube канале МГИМО. Менее чем за сутки после завершения семинара с Дж.Гэддисом его видеозапись собрала более 2500 просмотров в социальных сетях МГИМО.

Мария ШИБКОВА
Факультет международных отношений
Институт международных отношений и управления


Распечатать страницу