III конференция «Традиции и инновации в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе» в режиме online

14.04.20
online

III конференция «Традиции и инновации в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе» в режиме online

III конференция «Традиции и инновации в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе» в режиме online

10–11 апреля кафедра немецкого языка провела в дистанционном формате III межвузовскую научно-практическую конференцию «Традиции и инновации в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе».

Несмотря на сложившуюся ситуацию, кафедра решила не отказываться от запланированной конференции и организовала обсуждение различных аспектов преподавания в режиме online, наглядно продемонстрировав возможности дистанционных форм для научной работы и уровень владения ими.

Для участия в конференции зарегистрировались преподаватели и ученые различных вузов России: МГИМО, МГУ, МГЛУ, НИУ ВШЭ, МАДИ, МИЭТ, Дипломатической академии, МГПУ, СПбГУ, Института русского языка, Санкт-Петербургского политехнического университета, Санкт-Петербургского экономического университета, Государственного университета управления, Российского государственного университета правосудия, Московского политехнического университета Ульяновского государственного технического университета, Орловского государственного университета, Адыгейского государственного университета.

Инновацией данной конференции стало проведение круглых столов в режиме видеоконференции на платформе Zoom. Тематика заявленных для обсуждения вопросов была чрезвычайно разнообразна, а расписание было составлено таким образом, что все желающие могли принять участие в работе нескольких заседаний. Предложенный оргкомитетом формат вполне оправдал себя.

Фаворитом конференции этого года стал круглый стол на тему «Электронное обучение и интерактивные технологии: возможности применения в преподавании иностранных языков», в его заседании приняли участие 43 человека. Работой круглого стола руководила доцент кафедры немецкого языка Н.Ю.Северова. Она представила участникам различные интернет-ресурсы, которые можно использовать для дистанционного формата занятий по иностранным языкам, продемонстрировала их возможности. Спикер круглого стола, доцент кафедры немецкого языка Ю.Э.Мюллер поделилась практическим опытом использования платформы Google Classroom в условиях дистанционного обучения, что в настоящее время активно практикуется на кафедре немецкого языка. Ю.Э.Мюллер рассказала также о своем авторском курсе по обучению академическому письму на платформе Moodle. Второй приглашенный спикер, преподаватель кафедры английского языка №2 А.В.Федорова познакомила участников с учебными курсами своей кафедры, используемых в процессе преподавания: дистанционный курс подготовки к ЕГЭ и дополнительному вступительному испытанию МГИМО (для школьников старший классов; размещен на платформе lms.mgimo.ru); электронное учебное пособие по домашнему чтению на материале рассказа Дж.Гришема «Skipping Christmas» (размещено на платформе Moodle, ed.mgimo.ru); интерактивные курсы «Great Britain: Culture Across History» и «The USA: Culture Across History» (размещены на платформе Moodle, ed.mgimo.ru). В связи с переходом на дистанционный формат обучения эта тема вызвала живой интерес участников. Они не только интересовались новыми возможностями, но и делились своим опытом, приобретенным за первые недели работы в таком формате. Так, старший преподаватель кафедры английского языка №6 Е.И.Почкаева продемонстрировала коллегам свои собственные разработки по развитию навыков аудирования на младших курсах бакалавриата.

Большой интерес вызвал у участников (40 человек) круглый стол на тему «Перевод — ремесло или искусство?», работой которого руководила переводчик-синхронист высшей категории, старший преподаватель кафедры немецкого языка Е.И.Мокрушина. Основываясь на многолетнем опыте своей практической деятельности, Елена Ивановна обратила внимание коллег на задачи разных видов перевода, привела интересные примеры, назвала некоторые сложности, с которыми может столкнуться переводчик, предложила пути их преодоления, ответила на многочисленные вопросы.

Активно участники (29 человек) обсуждали тему «Анкетирование студентов по вопросам качества преподавания иностранных языков». Начальник Управления языковой подготовки и Болонского процесса МГИМО и профессор кафедры немецкого языка С.В.Евтеев рассказал об опыте нашего Университета по анкетированию студентов, его целях, методике и практическом применении его результатов для повышения качества преподавания иностранного языка.

На заседании круглого стола «Психология, лингвистика, методика: что, зачем и почему?», работой которого руководила заведующая кафедрой западноевропейских языков ИСАА МГУ имени М.В.Ломоносова М.В.Воронцова, участники (25 человек) обсудили психологические и методические аспекты преподавания в условиях дистанционного формата обучения, что оказалось наиболее актуальным. Коллеги разных вузов и кафедр иностранных языков нашего Университета делились своими впечатлениями о новом и для себя, и для студентов формате, отмечали положительные и отрицательные моменты таких занятий в методическом и психологическом плане.

В работе круглого стола «Организация работы исследовательских групп как практический шаг на пути становления исследовательского образования» под руководством профессора кафедры немецкого языка В.М.Глушака и доцента кафедры английского языка №1 Н.А.Чес приняли участие 23 человека. Коллеги получили практические советы: как подать заявку на получение гранта, как выбрать тему и определить ее актуальность, как сформировать научную группу и выстроить ее работу, какие проблемы могут возникнуть в ходе реализации проекта и др. Подробные разъяснения организационного характера дала преподавателям ведущий сотрудник Центра научных и инновационных проектов МГИМО В.А.Постовит.

На круглом столе «Новый учебник немецкого языка для начинающих „Im Klartext“» авторский коллектив под руководством доцента Т.П.Кириной представил участникам (23 человека) новый УМК, разработанный на кафедре немецкого языка МГИМО. УМК состоит из учебника и рабочей тетради. Т.П.Кирина остановилась на задачах, методических принципах построения УМК, основных типах заданий, результатах двухлетней апробации и опроса студентов. Старший преподаватель О.В.Принципалова рассказала о типологии заданий рабочей тетради для студента. Доцент Ю.Э.Мюллер поделилась опытом и принципами отбора аутентичного аудио- и видеоматериала в соответствии с задачами учебника и нормами авторского права. На материале УМК последовательно развиваются компетенции всех видов речевой деятельности, включая переводческую компетенцию, а методическая прогрессия предъявления грамматического и лексического материала, нестандартные формулировки и наглядность повышают мотивацию к изучению немецкого языка. Формат видеоконференции позволил также продемонстрировать версии учебника и рабочей тетради, подготовленные к изданию. УМК выйдет в издательстве «Прометей» в ближайшее время.

Свои презентации представили преподаватели кафедры английского языка №2 доцент Л.В.Коровина («Способы образования и основные сложности перевода неологизмов», секция «Теория и практика перевода в обучении иностранному языку для специальных целей»), преподаватели Л.Р.Зайнуллина («Язык специализации на примере нового учебного пособия „Английский язык. Международный учет, анализ и аудит“ для студентов магистратуры МГИМО», секция «Дидактические аспекты преподавания иностранного языка для специальных целей») и А.В.Федорова («Специфика реализации мультимедийных технологий в формировании ключевых языковых компетенций учащихся неязыкового вуза: преимущества и недостатки (на примере опыта разработок электронных учебных курсов и пособий по английскому языку преподавателями кафедры английского языка №2)», секция «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в неязыковом вузе»).

С докладами выступили преподаватели кафедры английского языка №3: доц. Н.С.Измайлова («Education vs Miseducation»), доц. С.В.Канашина («Интернет-мем как средство информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку»), ст. преп. М.А.Дубовицкая («Метаграмостность как дидактический смысл в преподавании языка СМИ»), ст. преп. С.С.Шеменкова («К вопросу об этнокультурных доминантах национальной идентичности валлийцев»), ст. преп. Н.С.Гусарова («Исторический нарратив: его характеристики и особенности функционирования в английском медиадискурсе»). Преподаватели также приняли участие в работе круглых столов и оценили высокий уровень подготовки и организации конференции. Доцент кафедры английского языка №6 С.Л.Климинская представила доклад на тему «Роль лингвокультурного компонента в обучении профессиональному дискурсу студентов нелингвистических специальностей».

В работе конференции приняли участие представители кафедры русского языка. На секции «Преподавание русского языка как иностранного» представили доклады Т.Л.Борисенко («Об изучении видов глагола в рамках корректировочного курса практической грамматики РКИ») и М.А.Волкова («Способы активизации познавательного интереса иностранных студентов на уроках русского языка»). На секции «Социокультурные аспекты формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции специалистов-международников» Ю.А.Воронова представила доклад «Академический нетворкинг: определение феномена и практика применения».

Старший преподаватель кафедры языков стран Северной Европы и Балтии Ю.М.Авакова представила доклад и презентацию в рамках тематики секции №3 («Социокультурные аспекты формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции специалистов-международников») на тему «Вежливость в датской и русской коммуникативной культурах», а также приняла активное участие в большинстве круглых столов конференции. Ст. преподаватель кафедры английского языка №1 А.А.Лепенышева приняла участие в работе секции №2 «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе». В своем докладе она рассмотрела частные случаи применения ИКТ для динамического оценивания письменной и устной речи студентов на иностранном языке.

Видеозаписи всех круглых столов размещены на YouTube-канале МГИМО. Презентации докладов размещены на странице кафедры немецкого языка, доступ к просмотру имеют участники конференции.

В своих отзывах о состоявшемся научном мероприятии участники положительно оценили предложение кафедры провести конференцию в дистанционном формате. Это позволило не только охватить большой круг участников, обсудить широкий спектр актуальных вопросов, обменяться мнениями и опытом, но и сплотило академическое сообщество в этой непростой ситуации, продемонстрировало готовность развиваться и поддерживать друг друга реальными советами. Участники отметили также высокий уровень научно-методической работы коллектива кафедры немецкого языка МГИМО и выразили благодарность оргкомитету за организацию научной конференции.

«Большое спасибо за прекрасную организацию конференции! Очень важно в сложившейся ситуации иметь возможность вживую пообщаться коллегами и обсудить актуальные вопросы дистанционного обучения, перенять полезный опыт».

«Хочется только поблагодарить всех организаторов и поздравить кафедру с прекрасной подготовкой и проведением конференции в неожиданно изменившемся формате. Отмечу удачный выбор тем для круглых столов. И особенно приятно было видеть результаты самого плодотворного сотрудничества представителей всех поколений профессионального сообщества».

«Большое спасибо руководителям и организаторам круглых столов, которые я посетила (Сергею Валентиновичу, Марине Анатольевне, Наталье Юрьевне, Юлии Эдуардовне, Анне Владимировне) за актуальную информацию и положительные эмоции от общения! Очень нужной для меня стала информация об анкетировании студентов. Зафиксировала для себя ключевые критерии оценивания работы преподавателей. Полезной была и информация о сервисах для преподавателей и образовательных платформах. Отметила для себя несколько наиболее интересных. Спасибо вам всем огромное!»

«Огромная благодарность организаторам за проявленную гибкость и профессионализм в быстро меняющихся условиях».

«Огромное спасибо организаторам и руководителям круглых столов. Все прошло замечательно, интересно, познавательно, много новой полезной информации было получено, записано и сохранено».

«Огромная благодарность за интересный опыт. Сердечная признательность Оргкомитету. Профессионализм на высшем уровне!»

«Замечательно, что все в сжатые сроки освоили технологии, позволяющие общаться, вести пары и проводить конференции. И в то же время очень хочется встретиться еще и вживую. Спасибо всем организаторам!»

«Понравилась дружелюбная академическая атмосфера круглого стола, очень интересными и замечательно оформленными были многие презентации. Это говорит о высоком уровне научно-методической работы кафедры немецкого языка. Желаю вам дальнейших успехов!»

«Очень разумное решение не переносить конференцию, а провести ее онлайн. Было интересно услышать мнения и впечатления коллег, особенно в такой непростой переходный период. Это достаточно удобная форма обмена мнениями, поэтому можно предложить чаще устраивать подобные „круглые столы“ по более узким вопросам с подробным обсуждением».

«Все пять круглых столов, в которых я приняла участия, были очень интересны и полезны, каждый дал много информации к размышлению. В выступлениях руководителей столов и их содокладчиков мы услышали ценные практические рекомендации безусловных экспертов, готовых с радостью поделиться своими знаниями и опытом. С большим интересом познакомилась с новым учебником и хочу от всей души поблагодарить его авторов и поздравить кафедру с таким нужным приобретением. Мне кажется, он реально способен помочь и студенту, и преподавателю. В рабочей тетради есть все, что позволяет освободить преподавателя от рутины и дать ему возможность контролировать, выправлять и направлять процесс в нужное русло сразу на другом уровне. В учебнике продуман не только подбор заданий, но и их последовательность. Обычно я не очень люблю работать по чужим учебникам — все там кажется „с чужого плеча“ или не по вкусу. А ваш „покрой“ мне показался очень рациональным и обещающим быть удобным. Опытный практик, работая по нему, все равно найдет, что под себя и своих студентов изменить. А начинающему преподавателю такой комплект — бесценный подарок».

Из негативных моментов такого формата для научных мероприятий участники отметили возможные технические сбои и отсутствие «живого» общения.

Кафедра и оргкомитет конференции выражают благодарность всем участникам за активность и поддержку, надеются на продолжение сотрудничества, желают всем здоровья, терпения и успехов в профессиональной и научной сфере.

3D MGIMO. Distant. Digital. Decent

Кафедра немецкого языка


Распечатать страницу

Фотогалереи