Лазаревых Институт восточных языков

10.09.15

Лазаревых Институт восточных языков

Лазаревых Институт восточных языков

Планы по созданию особого училища для армянских детей вынашивались богатыми армянами Лазаревыми еще в XVIII — начале XIX вв. Семья Лазаревых в России активно занималась общественно-политической деятельностью и благотворительностью. Свою историю Лазаревский институт восточных языков ведет с завещания Ивана Лазаревича Лазарева (4 января 1800 г.) об основании армянского училища на оставленные им средства. Тут же по его указанию начата работа по поиску места для училища и учителей. 10 мая 1814 г. произошла торжественная закладка нового здания для училища. 12 мая 1815 г. состоялось открытие преподавания и первый набор слушателей. Учебная программа включала в себя четырехклассное обучение.

С первых лет работы училища проводились попытки поставить училище в ведение Министерства народного просвещения. Предлагались проекты преобразования училища в Академию (1821 г.), в Армянскую Лазарева гимназию (1823 г.). Указ 30 июня 1825 г. привел к подчинению Армянского учебного заведения в Москве Главному начальству графа А.А.Аракчеева.

В 1826 г. новым попечителем института стал Иван Якимович Лазарев. Главным начальником института в 1828 г. становится граф А.Х.Бенкендорф. Первым директором института был Христофор Якимович Лазарев.

26 декабря 1827 г. училище получило название Лазаревский институт восточных языков, основной целю которого была подготовка учителей для армянских школ.

14 октября 1834 г. император Николай I посетил Институт и даровал Институту Лазаревых права и преимущества правительственных заведений второго разряда. Помимо подготовки учителей для армянских школ с этого времени открывается отделение для подготовки воспитанников для «торгового поприща». В 1841 г. было открыто Духовное отделение. В 1843 г. открывается «казенно-коштное отделение» («кавказские стипендиаты» — 5 учеников для приготовления к службе в Закавказском крае).

В 1848 г. проводится реформа института. 10 мая 1848 г. был принят новый устав института. Лазаревский институт становится учебным заведением 1 разряда. Институту дарованы права лицея. Учрежден особый Совет института и избраны почетные члены института. Введено шестилетнее гимназическое обучение. Сохранено Духовное отделение, а также отделения для подготовки воспитанников к торговой деятельности и службе в Закавказском крае.

В 1871 г. институт реорганизован. Принят новый устав. Упразднены должность попечителя и главноначальствующего. Вводится должность почетного попечителя, которую занимает князь С.Д.Абамелек-Лазарев. С 1872 г. институт переходит в ведение Министерства просвещения. Учеба в институте разделена на «приготовительное», семь гимназических и три специальных класса.

В период 1815–1837 гг. в Институте начинается Факультативное преподавание восточных языков: арабский, персидский, турецкий. Особое внимание уделяется истории и культуре стран Ближнего Востока. С 1848 г. вводится специальный двухгодичный курс для изучения восточных языков и литературы (арабский, персидский, турецкий, армянский, татарский и грузинский). Разрабатываются собственные программы изучения восточных языков. Создаются кафедры арабской и персидской словесности, турецко-татарского языка, русской и армянской словесности. Преподаватели Лазаревского института для заимствования опыта преподавания восточных языков посещают Петербургский университет и Парижскую школу живых восточных языков. Вводятся в обучение программы по арабской каллиграфии.

В 1886 г. введены вечерние курсы для желающих изучать восточные языки. В 1891 г. вводится преподавание узбекского языка.

С 1871 начинается период развития научно-исследовательской деятельности в стенах института. Преподаватели Института занимаются подготовкой учебных пособий, монографий по востоковедению. Фонд Н.О.Эмина начинает совместную деятельность с Лазаревским институтом по изданию «Эминского этнографического сборника». Выпускается серия «Трудов по востоковедению». К тому времени в институте работают известные востоковеды А.Е.Крымский, В.А.Гордлевский, Н.И.Ашмарин и др. В Институте собрана обширная библиотека, начинает работать типография.

Лазаревский институт в период революции 1917 г. переживает сложное время. Июльский съезд 1918 г. По реформе высшей школы вносит значительные изменения в жизнь Института. Институт становится подчинен комиссару, назначенному Наркомпросом и Комиссариатом по делам армян. Позднее Институт был преобразован в Лазаревский передне-азиатский институт, а 4 марта 1919 г. По декрету СНК РСФСР Лазаревский институт — в Армянский институт.

Вместе с тем у Советского руководства появляется идея о создании Института востоковедения. 29 июня 1920 г. В Петрограде проводится совещание по вопросу создания Института востоковедения. На совещании присутствуют член коллегии Наркомнаца С.Диманштейн, академики С.Ф.Ольденбург, Н.Я.Марр, В.В.Бартольд.

7 сентября 1920 г. принимается «Постановление об учреждении Центрального института живых восточных языков» (ЦИЖВЯ). Начинается создание института в Москве на базе Лазаревского института (в первые несколько месяцев размещался в Петрограде). 26 ноября 1920 г. На первом заседании педагогического совета ЦИЖВЯ директором института был избран известный московский арабист М.О.Аттая. В январе 1921 г. в институте начались занятия.

В октябре 1921 г. Президиум ВЦИК принял постановление о слиянии ЦИЖВЯ и Восточного отделения университета в одно высшее заведение — Московский институт востоковедения.

В 1954 году Московский институт востоковедения был включен в состав МГИМО. С 1955 года запись в дипломе выпускника МГИМО гласит: «специалист по странам Запада (Востока) со знанием иностранного языка».


486
Распечатать страницу