А.М.Мирзоева: «Обучение в Школе бизнеса МГИМО — это атмосфера диалога, открытого обмена мнениями и знаниями»

13.04.20
Приемка 2020

А.М.Мирзоева: «Обучение в Школе бизнеса МГИМО — это атмосфера диалога, открытого обмена мнениями и знаниями»

А.М.Мирзоева: «Обучение в Школе бизнеса МГИМО — это атмосфера диалога, открытого обмена мнениями и знаниями»

Несмотря на переход в удаленный режим всех подразделений Университета, приемная кампания в Школе бизнеса и международных компетенций стартует по расписанию. Директор А.М.Мирзоева в большом интервью Порталу МГИМО рассказала о трендах в бизнес-образовании, новых программах и партнерах, а также о том, как изменится рынок образовательных услуг после коронавируса.

— Анжелика Маликовна, как вы считаете, как изменится бизнес-образование, изменится ли спрос на рынке образовательных услуг в этом сегменте?

Рынок бизнес-образования, как и любой другой рынок услуг, не связанных с услугами первой необходимости, является чувствительным к кризисным явлениям в экономике, особенно настолько масштабным. К нам прилетели сразу два «черных лебедя» — коронавирус и нефтяной кризис.

В этих условиях ландшафт рынка бизнес-образования, безусловно, будет меняться. Связано это не только с кризисом и падением спроса на классические очные формы обучения, но и с появлением дистанционных форм обучения, появлением онлайн-MBA, распространением коротких программ, в т.ч. онлайн, развитием корпоративных университетов, тренинговых центров и других видов бизнес-образования. После столь масштабной цифровой трансформации сферы образования тренд на снижение количества обучающихся на классических очных программах сохранится. Будущее за «цифровым» образованием. Сегодня мы наблюдаем уникальное явление — «цифровое взросление» общества. И отвечая на это явление, рынок бизнес-образования продолжит свое активное развитие в онлайн-сегменте.

Жизнь после кризиса и коронавируса постепенно вернется и в очный формат. И наши традиционные очные программы МВА, Executive MBA, краткосрочные программы обучения все также будут проводиться в МГИМО. И мы с оптимизмом смотрим в будущее — которое теперь, уже точно, невозможно без цифровых технологий.

— Чем вам запомнился прошлый учебный год и какие новые программы будут запущены в следующем учебном году?

Прошедший год был для Школы бизнеса МГИМО плодотворным и богатым на открытия. Вместе с Министерством сельского хозяйства мы запустили три новые программы: программу профессиональной переподготовки «Атташе по вопросам сельского хозяйства», магистратуру «Мировые аграрные рынки» (совместно со Ставропольским ГАУ и Кубанским ГАУ) и новую специализацию МВА «Мировые аграрные рынки и внешнеэкономическая деятельность в АПК».

В Одинцовском отделении Школы бизнеса создана кафедра Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области «Управление городской инфраструктурой и развитием территорий». Кафедра реализует сразу несколько программ профессиональной переподготовки и в этом году начинает набор на программу магистерской подготовки «Управление городской инфраструктурой и развитием территорий».

Наша совместная с РГУФКСМиТ магистерская программа «Спортивная дипломатия» стала номинантом национальной независимой премии в области спортивного бизнеса и эффективного управления спортивными проектами BISPO Awards 2019 в категории «Лучшая спортивная образовательная программа».

Линейка программ МВА пополнилась новыми специализациями: «Стратегический маркетинг и менеджмент» (совместно с Британской высшей школой дизайна), «Предпринимательство и управление бизнесом» (совместно с Институтом экономики роста им. Столыпина).

Российский рынок бизнес-образования, являясь частью глобального образовательного рынка, продолжает развиваться динамично. Лидеры рынка бизнес-образования ставят перед собой глобальные цели. Сегодня важно не только повышать качество программ и использовать опыт западных бизнес-школ, но и строить международную инфраструктуру — сети, ассоциации, альянсы и т.д. Развивая свои международные программы, осенью 2020 года Школа бизнеса МГИМО совместно с Университетом АДА (Азербайджан) открывает программу двойного диплома МВА Finance, которая будет реализовываться на площадках двух университетов — в Баку и Москве.

В следующем учебном году совместно с Исследовательским центром «Международная торговля и интеграция» (ITI) мы открываем новую специализацию МВА Trade. Эта новая программа ориентирована на специалистов, занимающихся электронной коммерцией, техническим регулированием в торговле. Главный акцент программы сделан на формирование навыков применения информационных технологий в коммерческой деятельности в условиях цифровизации бизнеса.

Структура бизнес-образования складывается из нескольких типов программ. Это программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки, программы МВА и Executive MBA. Помимо этого, важными составляющими работы бизнес-школ являются помощь слушателям в налаживании контактов (networking), найме сотрудников и трудоустройстве, консалтинговые услуги.

В настоящее время на рынке бизнес-образования наблюдается оптимизация программ по времени, сокращение аудиторных часов в пользу онлайн-занятий и практических модулей. Конкуренция на рынке бизнес-образования разворачивается в трех плоскостях: российские бизнес-школы конкурируют не только между собой, но и с западными бизнес-школами, а также с корпоративными университетами. Огромное влияние на глобальный рынок образования оказывают также MOOC и degree-программы ведущих отечественных и зарубежных университетов и бизнес-школ. Кроме того, нынешняя ситуация, когда бизнес испытывает беспрецедентную трансформацию и был вынужден фактически полностью перейти в онлайн, поменяет ландшафт не только бизнес-образования, но и всего образования в целом. Мы готовы к такой трансформации. Еще в 2014 году МГИМО подписал соглашение и сотрудничестве с образовательной платформой Coursera. Уже сейчас на платформе представлено несколько десятков дистанционных курсов МГИМО. А осенью 2020 года будет запущена первая программа МВА МГИМО в blended-формате.

— Какие образовательные форматы вы предлагаете сегодня своим слушателям?

Школа бизнеса МГИМО давно и активно использует дистанционные, мультимедийные методы обучения, при этом не забываем и о традиционных методах: лекциях, семинарах, деловых играх, тренингах и мастер-классах; применяем специальные и полевые методы обучения (моделирование, проектная работа, круги качества, коучинг).

В любой образовательной программе должно быть «здоровое» соотношение hard и soft skills. Ни один специалист сегодня не может по-настоящему называть себя профессионалом, если не будет обладать достаточным набором мягких и жестких навыков. Задача Школы бизнеса через образовательные программы сформировать soft skills и hard skills, помочь выпускникам подняться на новый профессиональный уровень.

Что касается направлений обучения, то продолжим развивать наши программы по цифровой экономике, предпринимательству и управлению международным бизнесом, финансам и инвестициям, commodities, стратегическому маркетингу и fashion-индустрии, в блоке базовых дисциплин мы увеличим количество часов на изучение таких курсов, как цифровая трансформация бизнеса и стратегии цифровизации, искусственный интеллект и нейромаркетинг, управление изменениями в условиях цифровой экономики, стратегии выхода бизнеса на новые рынки, особенности использования финтех-инструментов в бизнесе и др.

— Для многих работодателей в большей степени важен опыт кандидата, нежели дипломы и сертификаты. Как обстоят дела с практической составляющей на программах Школы бизнеса?

Практическая составляющая — одна из главных в наших программах, именно по этой причине на занятиях никогда не бывает скучно. Во всех программах Школы бизнеса МГИМО активно используются кейсы — истории, показывающие бизнес-проблемы, с которыми сталкиваются компании в разных отраслях. Они стимулируют слушателей к поискам решений и заставляют применять полученные знания к сценариям реальной жизни. Кейсы могут быть релевантны прошлому опыту участников или, наоборот, далеки от их специализации. В портфеле Школы бизнеса кейсы таких компаний, как Enel Russia, Сбербанк, SAP, ГК «Пионер», банк «Открытие», NordGold, Penenza.ru и др.

Моделирование сценариев и проблемных задач позволяет слушателям проверить собственные способности к поиску бизнес-решений. Они действуют в рамках предложенного сложного сценария, но не рискуют в случае ошибки. Моделирование может быть основано на технологиях с использованием интерактивных и игровых методов для командной работы или конкуренции, либо на бумажной основе для индивидуальной работы.

Проектная работа вовлекает слушателей в работу над индивидуальными и групповыми проектами их собственной (или другой существующей) компании. Это помогает понять, как применить на рабочем месте то, что они изучали на занятиях, а также для оценки и преодоления существующих ограничений.

— Чтобы готовить специалистов мирового уровня нужны и соответствующие преподаватели. Расскажите, пожалуйста, о профессорско-преподавательском составе Школы бизнеса.

Блестящий профессорско-преподавательский состав Школы бизнеса и международных компетенций — одна из сильных сторон, которой мы по праву гордимся: преподаватели-практики, доктора и кандидаты наук, лидеры своей специальности — вот те, кто делают программы бизнес-образования МГИМО.

Высокий уровень квалификации профессорско-преподавательского состава отмечают и наши международные коллеги-эксперты из Ассоциации МВА (АМВА). К квалификации преподавателя Школы бизнеса предъявляются серьезные требования: это опыт работы в бизнес-образовании, наличие степени и опыта практической работы в бизнесе, дополнительное профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, умение работать со «взрослой» аудиторией, наличие собственных разработанных кейсов и тренингов. На программах бизнес-образования представлены 40% преподавателей МГИМО и 60% приглашенных практиков-специалистов.

— Насколько активны контакты с российским и и зарубежными партнерами? Есть ли у слушателей ваших программ возможность, например, отправиться на стажировку заграницу или пройти выездной модуль?

Мы работаем с рядом ведущих университетов и бизнес-школ. Основными стратегическими партнерами Школы бизнеса являются Oxford University, Henley Business School, International University of Monaco, Cambridge Judge Business School, GISMA Business School, ADA University. Совместно с нашими академическими партнерами мы проводим выездные модули и стажировки для слушателей в Великобритании, Германии, Монако, Швейцарии, США, Азербайджане, Финляндии. При этом учебные модули достаточно серьезно дополняются «производственными» модулями с посещением крупных российских и международных компаний, таких как BP, SOCAR, Google, Microsoft, SAP, УГМК-Холдинг, РЖД, NordGold, Сбербанк, «Яндекс», ВТБ, ФРИИ, «Инвитро», «Черкизово» и др.

— Есть ли у программ Школы бизнеса МГИМО международная аккредитация?

30 сентября 2019 года Консультативный совет Ассоциации МВА (АМВА) принял решение об аккредитации программ МВА и Executive МВА Школы бизнеса и международных компетенций МГИМО сроком на пять лет. Эта престижная международная аккредитация является общепризнанным знаком качества программ MBA и Executive MBA во всем мире. Эксперты АМВА оценивали миссию и стратегию развития бизнес-школы, финансовые показатели, главные задачи МВА, качество образовательных продуктов, их соответствие ожиданиям слушателей, квалификацию преподавателей, влияние учебы в Школе бизнеса на карьерный рост выпускников.

В декабре 2019 года МГИМО стал членом Европейского фонда развития менеджмента (EFMD). В ассоциацию EFMD входят крупные компании и консалтинговые фирмы, известные европейские бизнес-школы и центры переподготовки кадров, центры поддержки малого бизнеса, торгово-промышленные палаты и ассоциации работодателей, что делает EFMD единственным в своем роде: он одновременно представляет интересы и потребителей, и поставщиков образовательных услуг топ-уровня. Членство в данной организации является признанием качества и высокой оценкой бизнес-образования МГИМО.

— Выпускники Школы бизнеса — выпускники МГИМО. Как вы считаете, они активно интегрируются в жизнь Университета, поддерживают связь и после окончания Школы? Вы следите за карьерными успехами вчерашних слушателей?

Выпускники Школы бизнеса МГИМО сохраняют и преумножают традиции Аlma mater. Наши выпускники, являясь членами Ассоциации выпускников МГИМО, принимают непосредственное участие не только в деловой и культурной жизни Университета, но и поддерживают наш Эндаумент в качестве членов Попечительского совета МГИМО. При поддержке выпускников Школы бизнеса МГИМО создан и функционирует Клуб МВА, ежегодно проводится деловая встреча слушателей программ МВА и ЕМВА, проводятся фокус-группы по запуску и внедрению новых курсов и дисциплин, организуются выездные модули, культурные мероприятия и спортивные соревнования.

Школа бизнеса оказывает содействие своим выпускникам в их дальнейшем профессиональном росте. Мы аккумулируем самые интересные вакансии от наших слушателей и выпускников, которые уже сами являются работодателями, организуем циклы лекций и мастер-классов на профессиональные темы, проводим воркшопы с потенциальными работодателями, организуем бизнес-миссии с участием выпускников, помогаем налаживанию бизнес-контактов в России и за рубежом.

Обучение в МГИМО — это атмосфера диалога, открытого обмена мнениями и знаниями. Общение профессионалов с коллегами по цеху дает концентрированную картину того, как развиваются различные направления бизнеса, с какими проблемами сталкивается бизнес и как их решает. Кроме этого, аналитические способности, полученные в результате обучения в Школе бизнеса МГИМО, заставляют считывать невидимые на первый взгляд сигналы, предсказывать их экономические последствия и быстро принимать решения.

— Что вы пожелаете будущим слушателям Школы бизнеса МГИМО?

Будущим нашим слушателям, прежде всего, я посоветовала бы не бояться перемен. Перемены — это ключ к новым возможностям. Ведь не зря говорят, время перемен — это время возможностей.

Принимая решение о поступлении на программу бизнес-образования, каждый руководствуется собственными побуждениями — кто-то стремится добиться карьерного роста, кому-то полученные знания и навыки необходимы для повышения эффективности работы и трансформации собственного бизнеса. Но каждый слушатель хочет получить от программы максимум для себя. А это возможно, только если правильно выбрана программа и место обучения.

Ждем вас в Школе бизнеса МГИМО!

Школа бизнеса и международных компетенций


Распечатать страницу