А.А.Байков: «Факультет МО — уникальный сплав почти индивидуального обучения и передовых исследований мирового уровня»

23.07.20
Приемка 2020

А.А.Байков: «Факультет МО — уникальный сплав почти индивидуального обучения и передовых исследований мирового уровня»

А.А.Байков: «Факультет МО — уникальный сплав почти индивидуального обучения и передовых исследований мирового уровня»

Об истории Факультета международных отношений и подготовке уникальных специалистов-международников рассказывает декан факультета А.А.Байков.

— Факультет международных отношений — старейший факультет МГИМО. Скажем больше: это первый по времени создания факультет международных отношений в нашей части Евразии. Долгое время он, как известно, вообще был монополистом в сфере подготовки дипломатических кадров не только для СССР, но и для большинства стран т.н. соцсодружества. Расскажите, каким образом удается выдерживать конкуренцию и оставаться факультетом-лидером в условиях, когда за последние почти 30 лет в странах Центрально-Восточной Европы, на постсоветском пространстве, в Азии, да и по всей России возникло множество других факультетов схожей направленности?

— Славная история факультета МО, его научные и образовательные истоки — не только залог качественной подготовки выпускников и гарантия мирового класса проводимых на его базе исследований, но также источник нашей уверенности в правильности выбираемых подходов к обучению и готовности к изменениям без боязни потерять лицо и идентичность.

Факультет входит в топ-100 мирового рейтинга QS по предметному направлению «Политика и международные исследования» и занимает восьмое место в мире в категории «Лучший экспертно-аналитический центр на базе Университета». Понятно, что такого уровня признания невозможно достичь в одночасье, путем точечного внедрения отдельных административных инноваций или образовательных технологий. Это результат многих десятилетий накопления опыта и сбережения традиций.

Факультет был основан в 1943 году — за год до учреждения собственно МГИМО, и возникшие здесь научные и педагогические школы взрастали десятилетиями, а если брать традиции московского востоковедения — то и столетиями. Поясню: в 1956 году к МГИМО вместе с уникальным составом преподавателей и коллекционным собранием редких манускриптов и книг, был присоединен Московский институт востоковедения, созданный в 1815 году и известный как Лазаревский институт восточных языков. Разработанные за это время подходы и методы преподавания образуют ядро фирменного стандарта подготовки будущего выпускника МО.

Ну и, конечно, это по существу индивидуальный подход к студентам, роскошь эксклюзивной контактной работы с лучшей профессурой — то, что отличает элитное, первоклассное образование от просто хорошей и даже очень хорошей программы. Отличительная особенность учебного процесса на факультете — работа в малых группах не только по иностранным языкам, но и по предметам, формирующим общепрофессиональные и прикладные компетенции. Для 1000 студентов бакалавриата и магистратуры МО работает почти 500 профессоров, преподавателей и приглашенных специалистов, из которых более трети — доктора наук. На факультете преподают известные ученые и практики. Это профессора, члены-корреспонденты и действительные члены РАН, дипломаты в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посла, в т.ч. бывшие министры и заместители министра иностранных дел, Заслуженные деятели науки Российской Федерации, лауреаты Премий Президента и Правительства России, практикующие переводчики-синхронисты, работающие на высшем и высоком государственном уровне.

Важную роль играет вовлечение ребят в исследовательскую работу. На базе факультета существует несколько лабораторий и проектных групп, осуществляющих передовые фундаментальные и прикладные исследования, исторического, политологического и экономического характера по заказам федеральных органов власти, в рамках грантов Правительства России (программа мегагрантов), РНФ и РФФИ, в сотрудничестве с зарубежными университетами. Издается ведущий российский журнал в области теории международных отношений и внешней политики «Международные процессы», который в этом году возглавил российские журналы по международно-политической проблематики по версии Scopus. Совместно с Институтом международных исследований МГИМО и консалтинговым агентством МГИМО «Евразийские стратегии» осуществляется комплексное экспертно-аналитическое сопровождение процесса принятия внешнеполитических решений в интересах МИД, Администрации Президента и других органов власти.

При поддержке и в координации с «взрослой» исследовательской деятельностью формируется экспертно-научная составляющая подготовки студентов факультета: активно работают научные студенческие клубы и сообщества, издается студенческий научный журнал «Международный аспект».

— Какие программы обучения вы предлагаете в бакалавриате и магистратуре?

Сегодня обучение бакалавров ведется по двум образовательным программам: «Дипломатия и политика зарубежных стран» и «Международные отношения» (по направлениям «Зарубежное регионоведение» и «Международные отношения» соответственно). Такое разграничение не случайно. Оно обусловлено структурой, которая существует в подавляющем большинстве внешнеполитических ведомств мира и предусматривает деление на региональные и функциональные департаменты. Выпускники программы «Дипломатия и политика зарубежных стран» крайне востребованы в МИД, так как приходят со знанием редких западных и восточных языков и углубленными комплексными знаниями региона специализации.

Программа «Международные отношения», со своей стороны, дает знание и понимание закономерностей развития глобального политико-экономического контекста, устойчивых глобальных тенденций. Обе программы учитывают запрос современных студентов на формирование гибких индивидуальных образовательных маршрутов, что достигается за счет значительного числа разнообразных дисциплин по выбору.

С сентября 2011 г. на факультете действует еще одно отделение — совместная программа Факультета международных отношений и Международного института энергетической политики и дипломатии. Эта программа составлена путем сочетания базовых курсов факультета МО и специализированных курсов МИЭП.

Начиная с набора 2020 года для студентов программы «Международные отношения» с 3 курса обучения появится возможность выбрать «вторую специализацию» по международному праву.

— Вы не могли бы подробнее рассказать об этой новой возможности?

Все студенты факультета МО получают довольно неплохую базовую подготовку в области юриспруденции. Они в обязательном порядке, независимо от направления, изучают дисциплины обще- и международно-правового профиля («Теория права и правовые системы современности», «Конституционное право России», «Сравнительное конституционное право и государственно-правовые системы зарубежных стран», «Международное право», «Дипломатическое право и дипломатическая защита»). Однако для студентов программы «Международные отношения» 2020 года набора с 3 курса обучения появляется возможность выбрать международно-правовую специализацию, которую мы пока условно определили как «Правовые инструменты и основания международных отношений». В ее рамках студентам будет предложен усиленный блок юридических дисциплин: «Право международных договоров», «Право международных организаций и конференций», «Международно-правовые вопросы территории и мирное разрешение территориальных споров», «Право международной безопасности и международные основы борьбы с преступностью», «Право современных интеграционных объединений», «Международно-правовые основы современного экономического порядка», «Международное право защиты и поощрения прав человека». Фактически речь идет о сдвоенной подготовке для этих студентов — по международным отношениям и по международному праву. Это, кстати, отражает и общемировой тренд в ведущих профессиональных школах по международным делам — совмещения международно-политической и международно-правовой специализаций.

— На факультете изучают рекордное количество иностранных языков. Как происходит выбор языка для изучения? Как в целом организована языковая подготовка студентов?

Языковая подготовка на факультете — это его визитная карточка и предмет особой гордости. Факультет обладает уникальным составом преподавателей иностранных языков. Всего на факультете преподается более 50 иностранных языков, включая редкие европейские и восточные. «Книгой рекордов Гиннесса» мы признаны вузом с преподаванием самого большого количества государственных иностранных языков. Каждый студент изучает два иностранных языка, один из которых — английский. К концу обучения выпускники не только свободно владеют языком страны специализации, но и готовы профессионально использовать сложный политический аспект языка, уверенно владеют навыками профессионального устного и письменного перевода. Более того, изучение предмета часто происходит на языке и через освоение языка специализации, благодаря чему у каждого студента формируется профессиональная предметно-языковая идентичность, позволяющая свободно обсуждать вопросы своей специальности, легко переключаясь между тремя языками (включая русский, а для иностранцев — еще и четвертый — родной для них — язык).

Распределение по языковым группам студентов-бюджетников происходит в случайном порядке. Пожелания студентов при этом, разумеется, учитываются. В языковых группах не более восьми студентов, а в группах изучения редкого языка — пять-шесть человек.

В изучении редких языков помогают подготовительные курсы иностранных языков (10-11 класс школы), которые позволяют вместе с магистратурой увеличить языковую подготовку совокупно до восьми лет обучения, что очень важно при изучении сложных восточных языков. Для изучения первого иностранного языка предусмотрено в среднем 10 академических часов в неделю, для второго — шесть. Кроме того, студенты с редкими языками часто берут для изучения третий, родственный основному язык. Для них это — совершенно бесплатно.

В магистратуре, где предполагается, что магистранты уже владеют иностранным языком свободно, для первого и второго языка предусмотрено соответственно шесть и четыре академических часа для отработки профессиональных компетенций. Вместе с иностранным языком студенты направления «Зарубежное регионоведение» изучают историю, экономику, политические системы страны/региона специализации, лингвострановедение, что позволяет им стать комплексными регионоведами, то есть анализировать всю совокупность происходящих в изучаемой стране процессов на языке специализации.

Большое внимание уделяется и неформальному аспекту обучения. Например, на факультете проводятся арабские, турецкие, греческие вечера, созданы испанский и итальянский театры. Такое расширение предметной деятельности исключительно важно, чтобы познакомиться с современной культурной жизнью изучаемой страны, ее литературой, всем тем, что позволяет лучше понять национальное сознание.

— Какие изменения в учебном плане ожидают студентов набора 2020 года?

Новации этого года связаны, прежде всего, с более четкой группировкой курсов по предметным кластерам, освоение которых для международника обязательно. Мы условно разделили дисциплины на несколько таких кластеров, или дисциплинарных циклов: «Философия политики и методология познания», «История политики и эволюция международной системы», «Нормативные основания международных отношений», «Практика международных взаимодействий и внешней политики», «Дипломатия и переговоры», «Международная политическая экономия». Отдельно стоит сказать о лингвистическом блоке, представленном иностранными языками, которые преподаются у нас в различных аспектах: общая речевая практика, аспект общественно-политического перевода, техника публичных выступлений на иностранных языках, — а также стилистическим анализом и навыками риторики на русском языке.

Структурно учебный план устроен таким образом, что каждый из названных блоков представлен как в базовой части, направленной на формирование у обучающихся универсальных и общепрофессиональных компетенций, так и в вариативной — набор дисциплин, который определяет профиль программы и отличает ее от других программ по международным отношениям в нашем университете и в других вузах нашей страны. Более того, в рамках каждого дисциплинарного цикла подобраны соответствующие курсы по выбору (т.н. элективные дисциплины), способствующие формированию прикладных компетенций в развитие тех, за формирование которых отвечают обязательные дисциплины базовой и вариативной части.

— Звучит сложновато... Можете проиллюстрировать на примерах?

Разумеется! Основными предметами в цикле «Философия политики и методология познания» являются «Политическая теория» и «Сравнительная история философских идей и общая методология науки», изучаемые на младших курсах. Это уровень универсальных компетенций. На уровне общепрофессиональных компетенций студенты, перейдя на 3 курс, углубляют свое теоретическое понимание природы политики, в частности международной политики, дисциплиной «Теория международных отношений». В блоке элективных дисциплин у желающих углубить эту линию интеллектуального поиска будет возможность выбрать курс «Ценностные основания международных отношений» или «Антропология международных отношений». Другой пример — из этого же блока, относящийся не к философии, а к методологии познания. На уровне универсальных компетенций студентам предлагается модульный курс «Культура работы с данными», включающий в себя два компонента — «Количественные методы в социальных науках» и «Анализ и визуализация данных». В рамках блока профессиональных дисциплин дается курс «Прикладной анализ внешней политики». Желающие продвинуться в постижении и овладении методами анализа смогут в дальнейшем выбрать из числа предлагаемых элективных дисциплин курсы «Регрессионный анализ и основы программирования» или «Формальное моделирование и теоретико-игровой подход». В рамках блока «Практика международных взаимодействий и внешней политики» основные сведения по внешнеполитическому процессу можно будет углубить, скажем, такой элективной дисциплиной, как «Роль разведки во внешней политике» или «Традиции политического лидерства в странах Запада». И так по каждому кластеру.

Все описать в силу ограниченности формата интервью я не могу. Но идея, думаю, ясна. Такого рода троичная система позволяет, с одной стороны, дать студентам конкурентоспособную основу знания и понимания тех составляющих профессии, которые вошли сегодня в мировой стандарт специалиста-международника, а с другой — построить индивидуальную траекторию исходя из предпочтений, склонностей и талантов каждого студента, или — для особо увлекающихся — комбинировать эти траектории.

Еще одна особенность нового плана — выделение в каждом семестре на старших курсах одной недели практической подготовки, освобожденной от учебных занятий и посвященной развитию профессиональных навыков коммуникации, самопрезентации, и еще одной недели для оттачивания мастерства написания профессиональных текстов в рамках подготовки индивидуальных курсовых работ и коллективных курсовых проектов. Разумеется, это будут не недели отдыха. Мы методически выстроим работу студентов, а отчет по проделанной работе будет приниматься в комиссиях с участием работодателей и практиков и строго оцениваться.

Наконец, еще две новеллы этого года: курс «История международных отношений», переходящий в освещение современного этапа их трансформации, будет сопровождать студентов все восемь семестров обучения и станет одной из стержневых дисциплин, формирующих матрицу мышления и культуру понимания международно-политических процессов. Кроме этого, занятия по ключевым дисциплинам каждого семестра, программой которых предусмотрена подготовка письменных работ различного жанра, будет проходить в малых группах.

— Какие направления международного сотрудничества и академической мобильности существуют на факультете?

МГИМО подписал соглашения об академической мобильности с более чем с 200 вузами. В основном это страны Европы, Азии и Северной Америки, но есть и другие части света. Студенты имеют возможность поехать на стажировку в вуз-партнер (на три месяца, на семестр или на весь учебный год), которой они активно пользуются. Сроки сдачи сессии для таких студентов продлеваются, а большая часть пройденных дисциплин перезачитывается на основании заключенного с вузом-партнером учебного соглашения.

Студенты активно участвуют в международных конференциях, летних и зимних школах. Здесь нам активно помогают наши стратегические вузы-партнеры, такие как Флетчеровская школа права и дипломатии, Монтерейский институт международных исследований (США), Редингский университет (Великобритания), Университет Сьянс По (Франция), Университет международного бизнеса и экономики (Китай) и др. Их преподаватели, которые приезжают в МГИМО с официальным визитом или на конференции, обязательно выступают с лекциями или читают курсы для студентов факультета.

— Какие возможности для дальнейшего обучения предлагает выпускникам бакалавриата факультет МО?

Бакалаврская подготовка на факультете МО открывает перед его выпускниками широкие возможности дальнейшего конструирования своей образовательной траектории. Собственно факультет предлагает три программы магистратуры — «Внешняя политика и дипломатия России», «Глобальная политика и международно-политический анализ» и «Политика и экономика регионов мира». Обучение на всех программах магистратуры факультета МО позволяет продолжить изучение двух иностранных языков. Магистерские программы факультета сочетают теоретическую подготовку с большой вариативностью практико-ориентированных курсов. В образовательный процесс органично вписаны как краткосрочные, так и долгосрочные программы зарубежных стажировок, расширяется перечень курсов, читаемых на английском языке первоклассными зарубежными профессорами. Практика, под которую «зарезервирован» весь четвертый семестр, проходит в центральном аппарате МИД, российских посольствах и торговых представительствах за рубежом, в других государственных структурах, а также в отечественных и международных бизнес-структурах. Подобный подход к образовательному процессу позволяет подготовить специалистов-профессионалов, востребованных на рынке труда и способных адаптироваться к меняющимся запросам.

— Традиционно выпускники Факультета международных отношений идут на работу в МИД. Это так? Какие у выпускника есть варианты трудоустройства?

Да, МИД и сегодня остается нашим основным работодателем. Факультет очень гордится такой возможностью, ведь и министр, и большинство его заместителей, не говоря уже об основном корпусе сотрудников центрального аппарата и дипломатической сети — выпускники факультета МО. Подготовка выпускников, в том числе языковая, полностью соответствует требованиям МИД России. Зачастую выпускные экзамены в МГИМО по иностранному языку сложнее, чем вступительные экзамены в МИД, а председателями комиссий часто являются директора ключевых департаментов.

Однако факультет сегодня это больше, чем школа подготовки дипломатов. В первую очередь мы готовим профессионалов-международников, которые могут быть востребованы в абсолютно разных сферах. В условиях усиления глобальной взаимозависимости ни одна крупная организация, государственная, общественная или частная, не может обойтись без международного подразделения. Выпускники находят себя и в бизнесе, ведь их знание языка и конкретных географических рынков делает их незаменимыми специалистами в процессе выстраивания профессиональной коммуникации с зарубежными партнерами.

Треть студентов факультета — иностранные граждане, нужды и потребности которых в плане трудоустройства мы тоже, безусловно, учитываем.

— Как повлияет текущая эпидемиологическая ситуация на следующий учебный год и приемную кампанию?

Руководство Университета и факультета принимает все необходимые меры, чтобы при любом стечении обстоятельств студенты смогли учиться в комфортных и безопасных для здоровья условиях и получать качественное образование, отвечающее самым высоким стандартам. 

Мы готовы к тому, что очное обучение осенью 2020 года может реализовываться с ограничениями. Последние несколько недель Университет активно готовился к запуску нового учебного года. Мы адаптируем учебные планы к новой — эпидемической — нормальности, проверили и провели неоднократную дезинфекцию учебных корпусов, общежитий, территории. Исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и опираясь на опыт других ведущих вузов, МГИМО планирует оставить до 20-25% дисциплин в дистанционном формате. Это делается для того, чтобы снизить популяционную нагрузку на кампус и разгрузить аудиторный фонд Университета.

Перевод в онлайн затронет прежде всего потоковые лекционные занятия: они будут доступны как для прямой трансляции (и, кстати, очного посещения), так и в записи для тех студентов, например иностранцев, которые не смогут, по крайней мере в первые несколько недель, следовать установленной сетке расписания, находясь в других часовых поясах.

В результате в расписании появится один полностью дистантный день. Сохраненные очные занятия (а это до 75% контактного учебного времени) будут проводиться преимущественно в группах меньшей численности. Факультет МО уделяет большое внимание тому, чтобы новое расписание и режим учебы было максимально удобным. Поэтому мы также организовали работу по переводу содержания учебных дисциплин, текущих заданий, срезовых тестов, информированию о «дедлайнах» и оценках на платформы LMS, с тем чтобы сделать онлайн-формат предельно прозрачным и индивидуализированным.

И это — только основные коррективы, которые мы сейчас вносим в учебный процесс. Параллельно преподаватели, получившие опыт дистанционной работы в весеннем семестре, до начала учебного года будут работать над адаптацией программ своих дисциплин с тем, чтобы сделать их более интерактивными, мотивировать студентов к продуктивному использованию образовательных электронных ресурсов. Мы продумываем форматы проектной деятельности, чтобы восстановить то, чего всем не хватало на дистанте: «горизонтального» взаимодействия, командной работы, ощущения принадлежности к дружному мгимовскому сообществу.

Факультет международных отношений


Распечатать страницу