В МГИМО обсудили работу русских школ за рубежом

18.12.20

В МГИМО обсудили работу русских школ за рубежом

В МГИМО обсудили работу русских школ за рубежом

18 декабря в МГИМО прошло заседание экспертного семинара по теме «Русская школа за рубежом. Опыт системного анализа».

Заседание открыл ректор А.В.Торкунов. Анатолий Васильевич отметил, что МГИМО как главный международный вуз страны больше и чаще других университетов сталкивается с деятельностью зарубежных русских школ во всем их многообразии. Кроме того, среднее образование всегда было в фокусе внимания руководства Университета, стремящегося работать с абитуриентами заранее: «Наши преподаватели и кафедральные коллективы являются авторами школьных учебников по географии, французскому языку, обществознанию, занимаются тонкой настройкой таких сложных вещей, как ЕГЭ по китайскому языку. Два с лишним десятилетия существования известных всей Москве курсов редких и восточных языков МГИМО, на которых учатся ребята 10-11-х классов, дали нам уникальный опыт преподавания совершенно новых языков школьникам, которые в обычной школьной жизни изучают традиционный английский или немецкий».

Ректор назвал основные причины, почему исследование проводится экспертами МГИМО и почему вуз заинтересован в изучении деятельности русских школ за рубежом, среди них развитие педагогического образования собственно в Университете, работа профессорско-преподавательского состава по подготовке учебников и экзаменационных материалов для школьников, активное развитие диалогов гражданского общества, в том числе Трианонского диалога, «укорененного» в МГИМО и показавшего огромную востребованность в конкретных проектах в сфере образования и просвещения, развитие мгимовских классов и интеграция среднего образования в университетскую структуру МГИМО.

«Несколько лет назад началось сознательное встраивание школы в „экосистему“ МГИМО. Сеть партнерских школ и классов Университета вышла за пределы Москвы: такие классы есть в Ростове, Краснодаре, Ставрополе, мы близки к тому, что появятся серьезные проекты в Туле и Волгограде; мгимовские классы, где ребята учатся по российской программе и ориентированы на сдачу ЕГЭ, есть в Ташкенте в таких престижных лицеях, как „Интерхаус“ и лицей Университета мировой экономики и дипломатии. С 2015 года у МГИМО есть и собственная школа — Горчаковский лицей, который работает на базе Одинцовского кампуса, там обучаются ребята с 8 по 11 класс, и школа стала лидером в Московской области, а к 2023 году появится и еще одна школа — новаторский проект в Хамовниках с уникальной содержательной концепцией».

«МГИМО как успешный вуз может воспроизводить свой успех и в школе. Логика такая — мы, в университете, видим конечный продукт школы и знаем, как его улучшить. Несомненно, это касается и зарубежных школ. И Горчаковский лицей, и новые школьные проекты сейчас интегрируются в единый, но очень гибкий, адаптивный механизм. Важнейшим элементом этой интеграции стала магистерская программа по современной педагогике и образовательному дизайну», — отметил ректор.

«Еще один важный момент, приведший нас к сегодняшнему семинару, связан с функционированием диалогов гражданского общества, ряд из которых “укоренен” в МГИМО. Так, по линии российско-французского Трианонского диалога, Центра АСЕАН, российско-польских центров, российско-чешского и российско-австрийского Сочинского диалогов мы видим огромную востребованность в конкретных проектах в сфере образования и просвещения. Казалось бы, страна с огромной успешной российской диаспорой — Франция — сталкивается в вопросах функционирования русских школ с целым сонмом проблем, каждая из которых небольшая, но в совокупности они становятся препятствием к получению знаний русскими учениками, знаний о России и из России».

«Отстраненность МГИМО от административной составляющей регуляции, руководства русскими школами, думаю, дает нам, как минимум, одно преимущество — объективность и непредвзятость исследования», — подытожил А.В.Торкунов.

Председатель попечительского совета Российской академии образования О.Ю.Васильева рассказала об опыте создания и функционирования русских школ за рубежом в исторической перспективе и осветила совместные шаги Министерства иностранных дел и Министерства просвещения России по регулированию и поддержке их работы.

С предварительными результатами исследования и идеальной моделью русской школы за рубежом собравшихся познакомили эксперты-социологи, члены рабочей группы исследования И.В.Архимандритова и А.В.Фукалова.

В дискуссии в очном и дистанционном формате приняли участие директор Российского центра науки и культуры в Париже К.М.Волков, директор школы при Посольстве России в Австрии В.М.Подгорнев, доцент кафедры новогреческой филологии, руководитель Международного российско-греко-кипрского центра эллинистики «Знание» КубГУ И.А.Хаман, доцент Волгоградского государственного университета Н.Г.Глазкова, председатель Координационного совета организаций российских соотечественников в Германии, руководитель гуманитарно-образовательного центра «Исток», член Всемирного координационного совета российских соотечественников Л.Г.Юрченко, председатель правления Международного культурного института «Ключ» А.А.Евсина, руководитель Русской классической гимназии в Париже Ю.И.Ребиндер, директор школы при посольстве России в Польше А.М.Аксенов и директор Центра открытого образования, Финляндия Т.В.Дульцева.

Модераторами сессий выступили проректор МГИМО А.В.Мальгин, директор Горчаковского лицея Р.И.Котов, руководитель и главный редактор ИД «1 сентября» А.С.Соловейчик и профессор МГПУ В.А.Ясвин.

Проект реализуется при совместном финансировании МГИМО и Министерства просвещения России в рамках реализации мероприятий, направленных на полноценное функционирование и развитие русского языка.

Среди основных целей исследования систематизация опыта преподавания в русских школах за рубежом, повышение эффективности и расширение лучших образовательных практик оказания образовательных услуг на русском языке в зарубежных странах, наращивание конкурентоспособности российской образовательной системы на международных рынках образования, предоставление за рубежом качественного общего образования на русском языке и др.

Принять участие в исследовании и ознакомиться с деталями можно по ссылке.

Портал МГИМО


Распечатать страницу

Фотогалереи

Фотограф: Александра РАЙКОВА 8