Заседание Общественного совета при Минобрнауки России

03.07.20

Заседание Общественного совета при Минобрнауки России

Заседание Общественного совета при Минобрнауки России

3 июля состоялось заседание Общественного совета Министерства образования и науки Российской Федерации.

С приветственным словом к собравшимся обратился министр науки и высшего образования Российской Федерации В.Н.Фальков. В заседании также приняли участие заместители министра Д.В.Афанасьев и А.В.Нарукавников.

Открыл заседание председатель Общественного совета, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, А.О.Чубарьян. Центральным вопросом повестки дня стало обсуждение функционирования образовательных организаций высшего образования в условиях пандемии и после нее, в том числе в рамках обсуждения подготовленного рабочей группой Минобрнауки доклада «Уроки стресс-теста. Вузы в условиях пандемии и после нее».

Целью доклада было осмысление опыта экстремального режима работы системы высшего образования в период пандемии для ее адаптации в период частичного сохранения санитарных ограничений и дальнейшего развития. В докладе представлен анализ готовности системы высшего образования к ситуации пандемии (начало марта 2020 г.), действий вузов и регулятора для налаживания работы системы, отношения студентов и преподавателей к онлайн-форматам обучения и мерам их поддержки. На основании этого анализа в докладе сформулированы предложения, которые могут быть использованы для развития системы высшего образования. На основании уроков пандемии рабочей группой определены идеи перспективных направлений развития системы высшего образования для усиления ее вклада в достижение национальных целей развития. Эти идеи предполагается развернуть в докладе, который будет представлен к осени 2020 года.

В рамках обсуждения центрального вопроса повестки на заседании выступил ректор МГИМО академик А.В.Торкунов, который представил анализ преимуществ и недостатков системы дистанционного образования и поделился успешным опытом Университета в реализации сложных образовательных задач в условиях санитарных ограничений. А.В.Торкунов отметил, что запуск масштабного дистанционного образования позволил не прерывать учебный процесс в условиях режима самоизоляции и в полной мере позволил реализовать учебные задачи. В частности, благодаря использованию дистанционных технологий удалось продолжить работу двойных магистратур МГИМО, число которых в настоящее время превышает тридцать программ; удалось сохранить такое значимое конкурентное преимущественно МГИМО, как изучение многочисленных иностранных языков; качественно организовать вступительную кампанию. В случае возникновения второй волны пандемии дистанционный формат позволит продолжать учебный процесс в полной мере. С другой стороны, очевидно, что дистанционное образование осложняет решение целого ряда существенных задач, а именно: проблематизирует горизонтальную коммуникацию студентов и преподавателей и процесс социализации студентов в целом; формализует процесс освоения новой информации; ограничивает возможности качественного обеспечения итогового и промежуточного контроля, особенно в случае экзаменов по иностранным языкам.

В заседании также приняли участие члены Общественного совета при Минобрнауки заведующая кафедрой сравнительной политологии О.В.Гаман-Голутвина и директор Института международных исследований А.А.Сушенцов.

Портал МГИМО


Распечатать страницу